Резолютивная часть оглашена
25.04.2023 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС),
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу ООО "СТРОЙМОСТ" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Самарская областная клиническая больница N2" (далее - Заказчик N1), ГБУЗ "Самарская областная клиническая психиатрическая больница" (далее - Заказчик N2), ГБУЗ СО "Самарская стоматологическая поликлиника N5 Куйбышевского района" (далее - Заказчик N3), ГБУЗ "Самарский областной клинический центр профилактики и борьбы со спид" (далее - Заказчик N4), ГБУЗ СО "Ставропольская центральная районная больница" (далее - Заказчик N5), ГБУЗ СО "Сызранская центральная городская и районная больница" (далее - Заказчик N6), Главного управления организации торгов Самарской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на поставку медицинских расходных материалов для нужд учреждений Самарской области (совместные торги) (извещение N 0142200001323008945, начальная (максимальная) цена контракта - 1 195 480,00 руб.),
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступила жалоба на действия Заказчиков при проведении электронного аукциона.
Согласно доводам жалобы, Заказчиками допущено нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при составлении извещения о проведении электронного аукциона, а именно в извещении Заказчика ненадлежащим образом составлено описание объекта закупки, что ограничивает круг потенциальных участников аукциона.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Представители Заказчиков, Уполномоченного органа в письменных пояснениях с доводами жалобы не согласились, просили в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений, Заказчик предоставил письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, извещение об аукционе, приложения к извещению и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Согласно доводам Заявителя в пункте 25 технического задания документации указаны характеристики изделия, которые соответствуют характеристикам только одного производителя.
В пункте 25 технического задания документации установлено следующее:
25 |
Индикатор химический/физический для контроля стерилизации |
|
ШТ |
150.00 |
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных указанным Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 "Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указание заказчиком особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
По информации Заказчика, требуемый к поставке индикатор контроля эффективности очистки медицинских инструментов соответствуетт нескольким производителям, в частности "DGM Steriguard" EasyCont, HEMOCHECK-S ("PEREG GmbH", Германия) ООО "ВИТАПУЛ"; "Wash-Checks Pro" ООО "Бозон".
Аукцион проводится на закупку и поставку, а не на производство, то есть поставщиком товара и участником закупки может выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям, извещения о проведении электронного аукциона и приложениям к нему и удовлетворяющий потребностям заказчика.
При рассмотрении жалобы в Самарском УФАС России, Заявитель, вопреки части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе не представил надлежащих доказательств того, что требования Заказчика ограничивают количество участников закупки.
Также Комиссией принято во внимание обстоятельство представления трех коммерческих предложений для расчета начальной (максимальной) цены контракта, что в свою очередь свидетельствует о возможности как минимум трех хозяйствующих субъектов поставить товар, предусмотренный аукционной документацией.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.04.2023 NИЭА1 на участие в закупке подано 4 заявки, все заявки признаны соответствующими требованиям извещения о проведении закупки, приложениям к нему, а также Закону о контрактной системе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 195 480,00 рублей, контракт подлежит заключению по цене - 328 757,00 рублей. Снижение составило - 866 723, 00 рублей (72.5 %).
Также, Заявитель считает, что в пункте 25 технического задания документации Заказчики указали требования, не соответствующие ГОСТ 11140.
Заказчики в письменных возражениях сообщили, что в своей деятельности при проведении процесса стерилизации используют паровой метод стерилизации с использованием стерилизатора ВКУ-5.
Дополнительные требования "Параметры испытательного цикла: 132/20 ,120/45 °С/мин" предусмотрены Заказчиками с учетом требований ГОСТ 11140-4-2011 и режимом оборудования. Согласно Инструкции по применению стерилизатора парового ВКУ -5 стерилизация в стерилизаторе осуществляется водяным насыщенным паром с температурой:
(132 _2 С давление (0,2_0,02) Мпа (2_0,2) кгс/см2) в течение (202) мин.
120 _2 С давление (0,11_0,02) Мпа (1,1_0,2) кгс/см2) в течение (453) мин.
В соответствии с пунктом 6.1 ГОСТ 1110-4-2011 при испытании индикаторной системы совместно с испытательной загрузкой, рекомендованной производителем, система должна показывать однородное изменение цвета в соответствии с 5.1, перечисление c), после выдержки в сухом насыщенном паре при температуре 134 °C в течение 3,5 мин, или при температуре 121 °C в течение 15 мин, или при любом другом соотношении температуры и времени выдержки, указанном производителем.
Таким образом, согласно требованиям ГОСТ, индикаторы могут быть предназначены для испытаний в циклах стерилизации при любом другом соотношении температуры и времени выдержки, указанном производителем.
Заказчик с учетом специфики своей деятельности применяет класс индикатора 2.
Довод заявителя жалобы о том, что индикаторы 2 класса на рынке с характеристиками 132/20, 120/45 °С/мин отсутствуют, является недостоверным. Согласно данным реестра медицинских изделий на сайте Росздравнадзора имеются сведения о наличии индикатора химического одноразового применения для контроля процессов стерилизации (например, РУ N ФСР 2012/13342).
Учитывая указанные обстоятельства, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений требований действующего законодательства в сфере закупок, в связи с чем, признает довод жалобы необоснованным.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "СТРОЙМОСТ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 27 апреля 2023 г. N 201-6904-23/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2023