Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ИП Тожибаева З.П. (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Управление общежитиями СПО ПК" (далее - Заказчик), Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на ремонт АПС и СОУЭ в общежитии по адресу п. Зюкайка, ул. Мичурина, 2 (изв. N 0156200009923000293),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение жалобы было назначено на 17.04.2023 г. в 14:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 19.04.2023 с целью изучения документов, анализа материалов жалобы и принятия решения.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии с "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200009923000293 Заказчиком проводился электронный аукцион на ремонт АПС и СОУЭ в общежитии по адресу п. Зюкайка, ул. Мичурина, 2.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 03.04.2023 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 7 324 160,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 12.04.2023 г.
Заявитель полагает, что Заказчиком неправомерно не были установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельные положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ N 2571).
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами Заявителя не согласны, указав, что объект оспариваемой закупки включает в себя выполнение работ по ремонту автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей (далее - АПС и СОУЭ). Из анализа объекта закупки следует, что предполагаемые к выполнению работ не подпадают под действия позиции 10 указанного постановления Правительства РФ, поскольку сами по себе системы АПС и СОУЭ не являются объектом капитального строительства по смыслу пункта 14.2 статьи 1 и статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ). Согласно условиям закупки предполагается выполнение конкретных отдельных видов работ по определенным позициям согласно локального-сметного расчета и рабочей документации. Ремонт системы автоматической пожарной сигнализации предусматривает демонтаж старого оборудования и монтаж нового оборудования, пуско-наладочные работы. Работы затрагивающие конструктивные элементы здания в данной закупке отсутствуют. Кроме того, необходимо учитывать, что градостроительное законодательство не предусматривает требования к простому текущему ремонту, который и предполагается к выполнению согласно условиям закупки и приложенной к извещению проектно-сметной документации. Обособление работ по ремонту систем АПС и СОУЭ от работ по капитальному ремонту, осуществляемому в соответствии с градостроительным законодательством, обусловлено специальным правовым регулированием отношений в области обеспечения области обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Так, в соответствии с пунктом 12.9 СП 255.1325800.2016. Свод правил. Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 24.08.2016 N 590/пр) обслуживание и ремонт систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических (автономных) установок пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией) следует выполнять в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации". Организация, осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий (сооружений), должна быть допущена к осуществлению данного вида деятельности в порядке, установленном Федеральном закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании отдельных видов деятельности). В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 12 закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию. В связи с чем у закон требует исключительно наличия у подрядчика соответствующей лицензии, позволяющей в силу закона выполнять работы, предусмотренные объектом закупки.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования);
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о закупках, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу ч. 3 ст. 31 Закона о закупках, перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о закупках, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу ч. 6 ст. 31 Закона о закупках, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона для закупки N 0156200009923000293, Заказчиком установлены требования к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 1, ч. 1.1 ст. 31 Закона о закупках, а также необходимость предоставления Запись из реестра лицензий по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, на следующие виды работ(услуг) в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Иных требований к участникам закупки не установлено.
Согласно извещению, объектом оспариваемой закупки является ремонт АПС и СОУЭ в общежитии по адресу п. Зюкайка, ул. Мичурина, 2.
Как было указано ранее, НМЦК для закупки N 0356500002123000050 установлена в размере 7 324 160,00 руб.
Согласно п. 10 ПП РФ N 2571, для работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки:
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства
(за исключением линейного объекта);
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства
(за исключением линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя),
а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы 3 настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию
(за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Согласно п. 3 ПП РФ N 2571, позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
В целях всестороннего, полного и объективного рассмотрения довода жалобы Комиссией в адрес саморегулируемой организации АСРО "Гильдия Пермских строителей" был сделан запрос.
Согласно ответу АСРО "Гильдия Пермских строителей" работы, указанные в составе закупочной документации (изв. N 0156200009923000293), являются работами по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Таким образом, поскольку работы, указанные в составе приложений к извещению (изв. N 0156200009923000293), являются работами по капитальному ремонту объекта капитального строительства, Заказчику надлежало установить дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные п. 10 раздела 2, ПП РФ N 2571, соответствующие работам по текущему ремонту зданий, сооружений.
Доказательств обратного в адрес Комиссии представлено не было.
На основании всего вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика, Уполномоченного органа неверно установивших требования к частникам закупки, содержится нарушение п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что согласно информации, полученной из реестра лицензий МЧС России в области пожарной безопасности, Заявитель лицензией по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не обладает.
Комиссией установлено также, что Заявителем запросы на предоставление разъяснений положений аукционной документации не направлялись, следовательно, положения извещения и приложения к нему Заявителю были понятны.
Поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки, а также с учетом п. 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия решила предписание не выдавать.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Тожибаева З.П. на действия ГБУ "Управление общежитиями СПО 2023-4539 ПК", Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края, при проведении электронного аукциона на ремонт АПС и СОУЭ в общежитии по адресу п. Зюкайка, ул. Мичурина, 2 (изв. N 0156200009923000293) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Предписание не выдавать, так как выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 19 апреля 2023 г. N 5264/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.04.2023