Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ИП Поливяной Е.А. (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "ФЦССХ ИМ. С.Г. Суханова" Минздрава России (г. Пермь) (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на приобретение лекарственных препаратов и материалов (изв. N 0356100029523000052),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение жалобы было назначено на 17.04.2023 г. в 10:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 19.04.2023 с целью изучения документов, анализа материалов жалобы и принятия решения.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356100029523000052 Заказчиком проводился электронный аукцион поставку медицинских расходных материалов.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 03.03.2023 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 35 000 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 12.04.2023 г.
По мнению Заявителя, Заказчиком не были устранены нарушения в соответствии с положениями выданного Комиссией Управления предписания (исх. N 2729/23 от 23.03.2023 г.), выданного на основании решения по жалобе ИП Поливяной Е.А. (вх. N 3378/23 от 13.03.2023 г.). Так, Заявитель указывает, что требованиям п. 1, 2, 3, 8 Описания объекта закупки по-прежнему соответствуют товары единственных производителей.
Кроме того, по мнению Заявителя Заказчиком неправомерно было изменено наименование объекта закупки.
В письменных возражениях Заказчик указал, что наименование характеристики "Поддержка системы удаленного мониторинга" включено в техническое описание объекта закупки на основании Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 57506-2017. Данный Стандарт устанавливает основные требования, которые должны содержаться в технических заданиях для государственных закупок активных имплантируемых медицинских изделий для лечения тахиаритмии. Наименование характеристики "Помощник по подбору параметров программы устройства" включено с целью улучшить качественные характеристики объекта закупки и необходимо для оперативного подбора требуемых параметров постоянной программы в зависимости от диагноза пациента. Заказчик указал также, что позициям 1, 2, 3 Описания объекта закупки соответствуют, в том числе, электрокардиостимулятор Accolade (РЗН 2017/5401), позиции 8 Технического задания соответствует Система гибкого катетера SelectSite, варианты исполнения: C304-XL74; Доставочный катетер, варианты исполнения: C315HIS Регистрационное удостоверение ФСЗ 2011/09334 от 20.10.2022 г производитель: "Медтроник Инк".
В части внесения изменений в наименование объекта закупки Заказчик уточнил, что извещение о проведении аукциона (0356100029523000052) формировалось на основании ИКЗ позиции "Приобретение лекарственных препаратов и материалов" плана-графика. При выборе ИКЗ наименование объекта закупки интегрируется автоматически. Позиция в плане-графике содержит множество ОКПД2, в том числе на лекарства и медицинские расходные материалы, и является укрупненной позицией. Заказчик пояснил, что оспариваемое обстоятельство не препятствует найти данный аукцион, т.к. основным определяющим фактором поиска по заинтересованности тем или иным аукционом является "Информация об объекте закупки", которая размещена в открытой части сайта и свободно идентифицируется.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе следующую информацию:
- информация об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
В соответствии с п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о закупках, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
20.03.2022 г. Пермским УФАС России было принято решение по жалобе ИП Поливяной Е.А. на действия ФГБУ "ФЦССХ ИМ. С.Г. Суханова" Минздрава России (г. Пермь) при проведении электронного аукциона на поставку медицинских расходных материалов (изв. N 0356100029523000052).
В ходе проведения внеплановой проверки, рассмотрения доводов жалобы, в действиях Заказчика выявлены нарушения требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках в части описания объекта закупки.
На основании вышеуказанного, 20.03.2022 г. Комиссией было принято решение о выдаче предписания Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки об устранении нарушений законодательства о закупках.
В целях устранения нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Заказчику, Комиссии ФГБУ "ФЦССХ ИМ. С.Г. Суханова" Минздрава России (г. Пермь) (далее - Аукционная комиссия), ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) совершить следующие действия.
1. Заказчику, Аукционной комиссии:
- отменить протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.03.2023 NИЭА1;
2. Заказчику:
- внести изменения в извещение о проведении электронного аукциона, в приложения к нему с учетом решения Комиссии от 20.03.2023 г. по жалобе Заявителя и требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе;
- продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе;
- разместить соответствующую информацию в Единой Информационной Системе.
- совершить дальнейшие действия с учетом требований Закона о закупках;
3. Оператору электронной площадки:
- отменить протокол подачи ценовых предложений от 13.03.2023 NЦПА1;
- обеспечить возможность Заказчику, Аукционной комиссии исполнить пункты 1,2 настоящего предписания.
4. В срок до 05.04.2023 г. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки исполнить настоящее предписание.
5. В срок до 06.04.2023 г. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки представить в Пермское УФАС России документальное подтверждение исполнения настоящего предписания (с указанием заявителя жалоба).
Исходя из информации, опубликованной на официальном сайте ЕИС в сфере закупок, Заказчиком, Аукционной комиссией 03.04.2023 г. отменен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.03.2023 NИЭА1; Оператором электронной площадки 04.04.2023 г. отменен протокол подачи ценовых предложений от 13.03.2023 NЦПА1.
На основании указанного следует, что Аукционная комиссия, Оператор электронной площадки в своей части исполнили требования, указанные в предписании Комиссии Пермского УФАС России от 13.01.2023 г.
Вместе с тем Комиссией установлено следующее.
Установлено, что 04.04.2023 Заказчиком были внесены изменение в извещение о проведении электронного аукциона от 04.04.2023 NИИ1.
Согласно новой редакции извещения N 0356100029523000052, описание объекта закупки содержится в одноименном приложении.
Установлено что, Описание объекта закупки включает в себя 8 позиций товаров, необходимых к поставке, а также характеристики таких товаров.
Так, Техническое задание включает в себя, в том числе, следующие требования к характеристикам товаров N 1, N 2, N 3 (Электрокардиостимулятор имплантируемый двухкамерный, частотно-адаптивный, МРТ совместимый):
1. Помощник по подбору параметров программы устройства - наличие;
2. Поддержка системы удаленного мониторинга - наличие;
3. Алгоритмы минимизации желудочковой стимуляции - наличие, не менее 2-х.
К товару, указанному в позиции N 8 (Катетер для доставки отведения электрокардиостимулятора/дефибриллятора) Описания объекта закупки установлены следующие требования:
1. Длина направляющего интродьюсера, см - не менее 39;
2. Длина дилятатора направляющего интродьюсера (проводникового катетера), см - не менее 46,5;
3. Внутренний просвет направляющего интродьюсера (проводникового катетера), Френч - не более 7,5;
4. Внешний просвет направляющего интродьюсера (проводникового катетера), Френч - Не более 9;
5. Комплект поставки системы для парагисиальной стимуляции должен включать:
- Направляющий интродьюсер;
- Режущий инструмент.
Вышеуказанные позиции Описания объекта закупки являются оспариваемыми.
Комиссия отмечает, что Заявителем не оспаривается соответствие продукции, производимой "БИОТРОНИК СЕ & Ко. КГ", Германия требованиям, установленным в отношении позиции N 1, N 2, N 3, N 8 Технического задания.
В целях всестороннего, полного и объективного рассмотрения довода жалобы, Комиссией в адрес ООО "Синерджи Консалтинг" как уполномоченного представителя производителя (изготовителя) медицинского изделия "Кардиак Пэйсмейкерс Инкорпорейтед, находящегося в собственности компании Гайдент Корпорейшн, находящимся собственности компании Бостон Сайентифик Корпорейшн" на территории России по позициям N 1, N 2, N 3 Описания объекта закупки, а также в адрес ООО "Медтроник" как официального дистрибьютора "Medtronic" (США) на территории России сделаны соответствующие запросы.
В своем ответе на запрос представители ООО "Синерджи Консалтинг" указали, что требованиям позиций позициям N 1, N 2, N 3 Описания объекта закупки соответствует товар Accolade (MRI) DR L311, добавив также, что технически электрокардиостимулятор поддерживает систему удаленного мониторинга, при этом, на данный момент система удаленного мониторинга не доступна в РФ, т.к. пока не зарегистрирована, вместе с тем, в случае такой регистрации, электрокардиостимулятор Accolade (MRI) DR L311 можно будет к ней подключить.
Таким образом, Заказчиком доказано наличие товаров как минимум 2 производителей, соответствующих требованиям позиций N 1, N 2, N 3 Описания объекта закупки.
Вместе с тем, ООО "Медтроник" на момент принятия решения ответа на запрос в адрес Комиссии не представило.
Кроме того, в адрес Комиссии Заказчиком была представлена инструкция к медицинским изделиям "Режущий инструмент (C304-XL74)" производителя Medtronic Inc., США (Регистрационное удостоверение N ФСЗ 2011/09334 от 20.10.2022 г.). Указанная инструкция содержится также на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.
При этом, согласно Описанию объекта закупки, указанный в позиции N 8 (Катетер для доставки отведения электрокардиостимулятора/дефибриллятора) товар, должен соответствовать следующим характеристикам:
1. Длина направляющего интродьюсера (проводникового катетера), см - не менее 39;
2. Длина дилятатора направляющего интродьюсера (проводникового катетера), см - не более 46,5;
3. Внутренний просвет направляющего интродьюсера (проводникового катетера), Френч - не более 7,5;
4. Внешний просвет направляющего интродьюсера (проводникового катетера), Френч - Не более 9;
5. Комплект поставки системы для парагисиальной стимуляции должен включать:
- Направляющий интродьюсер;
- Режущий инструмент.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что перечисленные в Описании объекта закупки характеристики отсутствуют в инструкции к вышеуказанным медицинским изделиям, являющейся приложением к Регистрационному удостоверению N ФСЗ 2011/09334 от 20.10.2022 г (далее - Инструкция).
Так, согласно Инструкции, катетер C315 обладает следующими параметрами:
- внутренний диаметр;
- внешний диаметр;
- полезная длина проводникового катетера;
- полезная длина дилятатора проводникового катетера.
Таким образом, Комиссией установлено, что технические характеристики, указанные в Описании объекта закупки, не соотносятся с положениями Инструкции.
Доказательств обратного в адрес Комиссии представлено не было.
Комиссия отмечает, что формулировки, указанные в приложениях к извещению должны быть понятными, лаконичными, непротиворечивыми, соответствовать сложившейся практике и обычаям делового оборота, не должны противоречить законодательству, поскольку Заказчик должен быть заинтересованным в едином понимании всеми субъектами (участниками закупки, членами единой комиссии и пр.) положений аукционной документации, что обусловит правильное и единообразное заполнение заявок участниками закупки, обеспечит единый подход к рассмотрению заявок на участие в аукционе аукционной комиссией, чего в данном случае не прослеживается.
Поскольку Заказчиком не доказано наличие товаров как минимум двух различных производителей, соответствующих требованиям установленных в отношении позиции N 8 Описания объекта закупки, в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о закупках.
Относительно довода Заявителя о внесении Заказчиком изменений в наименование объекта закупки, Комиссией установлено, что в случае осуществления поиска закупок по наименованию необходимых к поставке товаров (электрокардиостимулятор имплантируемый двухкамерный, частотно-адаптивный, МРТ совместимый; Катетер для доставки отведения электрокардиостимулятора/дефибриллятора и т.д.), оспариваемая закупка отображается в результатах такого поиска.
Следует отметить, что Заявителем в адрес Комиссии не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности идентифицировать оспариваемую закупку по ее объекту.
Таким образом, довод Заявителя признан необоснованным, в действиях Заказчика не выявлено признаков нарушения законодательства о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Поливяной Е.А. на действия ФГБУ "ФЦССХ ИМ. С.Г. Суханова" Минздрава России (г. Пермь) при проведении электронного аукциона на поставку медицинских расходных материалов (изв. N 0356100029523000052) обоснованной в части довода о неправомерности установления требований в описании объекта закупки в отношении катетера для доставки отведения электрокардиостимулятора/дефибриллятора.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения доводов жалобы
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 19 апреля 2023 г. N 5263/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.04.2023