Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
при участии посредством ВКС: представителя ООО "Техпоставка+" - Мусина Р.А. (на основании доверенности), представителя ГКБУК "Пермский академический Театр-Театр" - Бобровой А.А. (на основании доверенности), представителя Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края - Антоняна А.К. (на основании доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Техпоставка+" (далее - Заявитель) на действия ГКБУК "Пермский академический Театр-Театр" (далее - Заказчика), Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на поставку прожекторов театральных (изв.N 0156200009923000322),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200009923000322 Заказчиком, Уполномоченным органом проводился электронный аукцион на поставку прожекторов театральных.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 10.04.2023 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 18 507 999,94 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 18.04.2023 г.
Заявитель полагает, что Заказчиком, Уполномоченным органом неверно определен код ОКПД2 приобретаемого товара, поскольку код ОКПД2 27.40.33.190 "Прожекторы и аналогичные светильники узконаправленного света с лампами прочих типов" поскольку Заказчику необходимы светодиодные, а не ламповые прожекторы. Также Заявитель полагает, что Заказчиком, Уполномоченным органом нарушен п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" поскольку КТРУ содержит позиции, которые будут соответствовать потребности Заказчика.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии представитель Заказчика указал, что п. 4 Технического задания содержит указание на товарные знаки, в связи с тем, что существует необходимость обеспечения взаимодействия приобретаемых товаров с товарами, используемыми заказчиком, а именно: Поставляемое оборудование должно быть совместимо с уже используемым Заказчиком оборудованием фирмы производителя ClayPaky. Должна обеспечиваться полная совместимость с системой CloudIO, в связи с тем, что совместимость необходима для диагностики сбора данных, обслуживания, а также с целью сохранения художественной ценности спектаклей, соответствия светового потока и качества луча. Недопустима разница в цветовой температуре луча и системе цвет смешения, так как это существенно изменит общее световое восприятие. В связи с этим, поставка эквивалента товара не допускается в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках в связи с необходимостью обеспечения совместимости и взаимодействия с уже используемым Заказчиком оборудованием. Заказчик в соответствии с Порядком функционирования и использования региональной информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 24 августа 2017 г. N 731-п "О региональной информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Пермского края" (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 30.12.2021 N 1123-п, от 28.12.2022 N 1141-п), а также в соответствии с Регламентом формирования, ведения и применения нормативно-справочной информации в региональной информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Пермского края, утвержденного Приказом Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края N 32-01- 04-238 от 30.12.2022 г. выбрал соответствующую позицию справочника предметов государственного заказа "Прожектор театральный". Данный вид товара относится к коду ОКПД-2 27.40.33.190 "Прожекторы и аналогичные светильники узконаправленного света с лампами прочих типов", что соответствует описанию объекта закупки. Позиция КТРУ, обязательная к применению на настоящее время, по данному ОКПД-2 отсутствует. Позиции КТРУ, на которые ссылается Заявитель жалобы, не могут быть использованы для описания объекта закупки. Позиция КТРУ 27.40.33.130-00000001 "Прожектор светодиодный" не может быть использована при описании товара, так, как характеристика, являющаяся обязательной для применения: "Тип прожектора" со значением характеристики "Линейный" - не соответствует характеристикам закупаемого товара. Также, при формировании описания объекта закупки у Заказчика отсутствуют основания для применения КТРУ "Прожектор светодиодный 27.40.33.130-00000002 (СПГЗ: Прожектор светодиодный, матричный). Важнейшими характеристиками для театрального прожектора являются цветовая температура, цвет излучения, назначение оборудования и его мощность. В силу того, что одним из видов уставной деятельности Заказчика является создание и показ спектаклей, в рамках закупок товаров, необходимых для технического обеспечения спектаклей и сохранения их художественной ценности характеристики КТРУ.
В письменных пояснениях представитель, а также в ходе заседания Комиссии представитель Уполномоченного органа поддержал позицию Заказчика, а также указал, что Законом о контрактной системе не установлены правила определения кодов ОКПД2. В соответствии с письмом Минфина России от 09.06.2017 N 24-03-08/36404 заказчики для цели выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) самостоятельно определяют код ОКПД2 путем соотнесения объекта закупки с соответствующим кодом и наименованием позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки в области применения. Объектом закупки является поставку прожекторов театральных. Отдельный код ОКПД2, совпадающий по наименованию с объектом закупки, отсутствует. Заявитель указывает на то, что более подходящим кодом позиции является код ОКПД2 27.40.33.130 "Прожекторы и аналогичные светильники узконаправленного света, предназначенные для использования со светодиодными лампами и прочими светодиодными источниками света". По мнению Заказчика, наиболее соответствующим характеру оказываемых услуг является выбранный код ОКПД2. Отнесение указанных услуг заявителем к коду ОКПД2 27.40.33.130 является субъективным, не отражает специфики оказываемых услуг, конкретных потребностей Заказчика, связанных с надлежащим оказанием гражданам театрально-зрелищных услуг, а также не учитывает необходимость обеспечения совместимости прожекторов с имеющимся у Заказчика оборудованием. При этом действующим законодательством не установлен обязательная для применения позиция КТРУ для выбранного Заказчиком кода ОКПД2. В отсутствии установленных федеральным законодателем обязательных характеристик КТРУ для выбранного Заказчиком кода ОКПД2 применялись региональные требования, установленные приказом Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 30.12.2022 N 32-01-04-238 "Об утверждении Регламента формирования, ведения и применения нормативно-справочной информации в региональной информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Пермского края". В соответствии с названным приказом наименование и характеристики товара должны соответствовать СПГЗ (справочник предметов государственного заказа), который в обязательном порядке применяется при осуществлении конкурентных закупок через региональную информационную систему в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Пермского края. При осуществлении рассматриваемой закупки Заказчиком использовалась позиция СПГЗ "Прожектор театральный".
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о закупках, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о закупках формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о закупках порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила формирования, Правила использования).
Согласно пп. "б" п. 2 Правил использования КТРУ используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В силу п. 4 Правил использования Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно п. 5 Правил использования Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о закупках предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о закупках, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 33 Закона о закупках.
В силу п. 6 Правил использования в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно п. 7 Правил использования в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о закупках. При проведении предусмотренных Законом о закупках электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст.75 Закона о закупках соответственно.
В соответствии с пп. "а" п. 10 Правил формирования в позицию каталога включается код позиции каталога, формируемый в соответствии с п. 12 настоящих Правил формирования.
Согласно п. 12 Правил формирования позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Закона о закупках, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В силу с п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно извещению о проведении закупки объектом закупки является поставка прожекторов театральных, соответствующих позиции коду ОКПД2 27.40.33.190, с характеристиками, указанными в Техническом задании. Так согласно Техническому заданию к поставке требуются театральные прожекторы товарного знака Clay Paky Arolla Profile MP в количестве 10 штук, Clay Paky HY B-EYE K25 в количестве 8 штук. Также техническое задание содержит обоснование невозможности поставки эквивалента в связи с необходимостью обеспечения совместимости и взаимодействия с уже используемым Заказчиком оборудованием. Поставляемое оборудование должно быть совместимо с используемым Заказчиком оборудованием фирмы производителя ClayPaky. Полная совместимость с системой CloudIO*. Совместимость необходима для диагностики сбора данных, обслуживания. Так же совместимость нужна для сохранения художественной ценности спектаклей, соответствию светового потока и качества луча. Недопустима разница в цветовой температуре луча и системе цвет смешения, так как это существенно изменит общее световое восприятие.
Относительно довода Заявителя о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом установлен неверный код ОКПД2 Комиссия отмечает, что Закон о закупках не предусматривает требования, устанавливающие обязательный порядок определения в извещении об осуществлении закупки кода ОКПД2. Определение кода ОКПД2 осуществляется заказчиком путем соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки в области применения. Заказчики самостоятельно определяют код ОКПД 2 как наиболее подходящий объекту закупки, исходя из собственных потребностей и особенностей предоставляемых услуг.
Данный вывод Комиссии подтверждается письмом Министерства финансов России от 09.06.2017 г. N 24-03-08/36404.
Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих несоответствие выбранного Заказчиком кода ОКПД2 объекту закупки, а также доказательства того, каким образом определенный Заказчиком код ОКПД2 нарушает права Заявителя и препятствует подаче заявки на участие в Закупке. Довод признан необоснованным.
Относительно довода Заявителя о нарушении Заказчиком, Уполномоченного органа требований п. 4 Правил использования Комиссия отмечает, поскольку Заказчиком приобретает товар конкретного производителя, совместимый с имеющимся у Заказчика оборудованием, Заказчик, в соответствии с положениями п. 7 Правил использования, указал описание товара в соответствии с положения ст. 33 Закона о закупках. Довод признан необоснованным.
Кроме того, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.04.2023 NИЭА1 на участие в закупке поступило 4 заявки, 2 из которых признаны соответствующими требованиям извещения о проведении закупки. Таким образом, действия Заказчика не привели к ограничению конкуренции и сокращению числа участников закупки.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Техпоставка+" на действия ГКБУК "Пермский академический Театр-Театр", Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края при проведении электронного аукциона на поставку прожекторов театральных (изв.N 0156200009923000322) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 21 апреля 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2023