Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение МКУ "УКС" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Батурове Д.П. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение комплекса работ по подготовке исполнительной документации, сопровождению и получению акта технологического присоединения к тепловым сетям объекта "Общеобразовательная школа на 1224 места (ИКЗ N 223591103928059110100100170000000000), государственный контракт N ЕП-22-83 от 14.12.2022 г.
УСТАНОВИЛА:
14.12.2022 г. между Заказчиком и ИП Батуровым Д.П. заключен контракт N ЕП-22-83 в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках на выполнение комплекса работ по подготовке исполнительной документации, сопровождению и получению акта технологического присоединения к тепловым сетям объекта "Общеобразовательная школа на 1224 места на сумму 95 000 руб. (далее - Контракт).
Уведомлением Пермского УФАС России (от 18.04.2023 N 3752/23) рассмотрение обращения было назначено на 20.04.2023 в 16:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 24.04.2023 с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
В связи с неисполнением Подрядчиком обязательств, указанных в Контракте, 14.03.2023 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 7 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. По настоящему Контракту Подрядчик обязуется выполнить комплекс работ по подготовке исполнительной документации, сопровождению и получению акта технологического присоединения к тепловым сетям объекта "Общеобразовательная школа на 1224 места" (далее - работы), а Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его в соответствии с условиями настоящего Контракта.
2.1. Выполнить работы по Контракту в течение 20 календарных дней с момента заключения Контракта.
4.1. Подрядчик обязан:
4.1.1. Выполнить все работы лично и сдать результат работ в предусмотренные настоящим Контрактом сроки. Выполненная по настоящему Контракту работа должна отвечать действующему законодательству РФ, СП, СНиП и другим нормативным документам, действующим на территории Российской Федерации, настоящему Контракту.
4.4. Права Заказчика:
4.4.1. Осуществлять контроль за ходом и качеством выполнения работ, соблюдением сроков их выполнения, не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность Подрядчика.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В силу ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно ч. 1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
7.2. Расторжение настоящего Контракта допускается по письменному соглашению Сторон, решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта и потребовать возмещения убытков, уплаты штрафных санкций в случаях, если Подрядчик нарушит обязательства по Контракту:
- нарушил сроки выполнения работ по Контракту;
- в других случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 12.2 ст. 95 Закона о закупках, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
14.03.2023 г. - Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
14.03.2023 г. - решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта направлено в адрес Поставщика посредством Почты России.
Таким образом, в силу ч. 12.2 ст. 95 Закона о закупках дата надлежащего уведомления Поставщика - 03.04.2023 г., в связи с тем, что Заказчику вернулось почтовое уведомление об отсутствии поставщика по адресу (копия почтового уведомления представлена в материалы обращения).
Следовательно, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках дата вступления в силу решения об одностороннем отказе - 14.04.2023 г.
Информация об одностороннем отказе от исполнения контракта направлена в адрес Пермского УФАС России 17.04.2023 г.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято Заказчиком в связи с тем, что Подрядчиком не выполнены работы в регламентированный Контрактом срок, а также в связи с тем, что Заказчик утратил интерес к результату работ.
В отношении принятого Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, Подрядчик пояснил следующее.
Согласно разделу 1 технического задания:
1.1. Выполнение комплекса работ по подготовке исполнительной документации, сопровождению и получению акта технологического присоединения к тепловым сетям в БТС Филиал "Пермский" ПАО "Т Плюс" по разделам проекта, шифр 9508-ТС, ОВ-1.
1.2. Оформление паспорта на ИТП, согласование с представителями БТС Филиал "Пермский" ПАО "Т Плюс".
1.3. Оформление схем к исполнительной документации по раздам проекта, шифр 9508 ТС, ОВ-1, согласование с представителем БТС Филиал "Пермский" ПАО "Т Плюс".
1.4. Оформление инструкций по системам вентиляции, ИТП, отопления и обвязки калориферов, согласование с представителем БТС Филиал "Пермский" ПАО "Т Плюс".
1.5. Оформление актов на скрытые работы по разделам проекта, шифр 9508- ТС, ОВ-1.
В процессе исполнения Контракта возникли обстоятельства, которые не позволили выполнить обязательства в установленный Контрактом срок в связи с тем, что для оформления акта гидравлических испытаний трубопровода, акта промывки трубопровода требовались их подписание со стороны ресурсоснабжающей организации - березовские тепловые сети филиал "Пермский" ПАО "Т Плюс", которое возможно было осуществить только после проведения опрессовки сетей при условии окончания отопительного сезона (15.05.2023 г.).
Заказчик данный факт не оспаривает, доказательств обратного в адрес Комиссии не представил.
Заказчик направил в адрес Комиссии письмо (исх. N 455 от 19.04.2023 г.), в котором пояснил, что Заказчик потерял интерес к результату работ, и неисполнение Контракта не повлекло за собой причинения ущерба Заказчику, МКУ "УКС" не настаивает на включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Батурове Д.П.
Комиссия отмечает, что Заказчиком в адрес Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих недобросовестное поведение Подрядчика.
С учетом вышеизложенного, необходимо отметить следующее.
Комиссией проанализированы условия Контракта, обстоятельства дела, а также иные представленные документы, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия считает нужным отметить, что, направление в адрес федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок информации, предусмотренной ч. 3 ст. 104 Закона о закупках, не позволяет Поставщику реализовать законное право на устранение нарушений условий контракта, предусмотренное ч. 14 ст. 95 Закона о закупках
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Согласно подп. б п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного ненадлежащего исполнения Подрядчиком взятых на себя обязательств, сведения об ИП Батурове Д.П. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ИП Батурове Д.П. в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 24 апреля 2023 г. N РНП-59-122
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2023