Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии - Субботина Е.С., начальник отдела контроля закупок,
члены комиссии:
- Шварев Р.А., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,
- Лыкова О.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,
в присутствии представителя Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края - Якуповой В.Р. (на основании доверенности),
в отсутствие представителей ГБУЗ ПК "КБСМЭПАИ", ООО "ФАРМБИОСЕРВИС" (извещены надлежащим образом),
рассмотрев жалобу ООО "ФАРМБИОСЕРВИС" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "КБСМЭПАИ" (далее - Заказчик), Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на поставку генетического анализатора (изв. N 0156200009923000327),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 25.04.2023 с целью принятия решения.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200009923000327 Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края проводился при проведении электронного аукциона на поставку генетического анализатора.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 11.04.2023 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 8 712 678,98 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 19.04.2023 г.
Заявитель полагает, что Заказчик установил требования, исключающие возможность участия в закупке генетического анализатора производства Российская Федерация, а именно устройство секвенирования ДНК по ТУ 9443-005-04699534-2013 с принадлежностями (кат N Нанофор ИЛ), что приводит к ограничению потенциальных участников закупки.
Заказчик, Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласны на основании представленных письменных пояснений.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Согласно извещению описание объекта закупки указано в Техническом задании.
Согласно Техническому заданию необходимо поставить: генетический анализатор.
Заказчик, Уполномоченный орган пояснили, что на рынке существует как минимум два производителя, подходящих под характеристики товара, установленные в Техническом задании:
1. Генетический анализатор Honor 1616 (производитель Nanjing Superyears Gene Technologi Co., LTD);
2. Генетический анализатор 3500xl, 24 капиляра Applied Biosistems (производитель Thermo Fisher).
В адрес Комиссии были направлены коммерческие предложения (ООО "Химия жизни", ООО "Компания Хеликон", ООО "ООО "НПФ "АТГ-Биотех"), на основании которых Заказчик формировал НМЦК. Исходя из анализа представленных коммерческих предложений, Комиссией установлено, что требованиям Технического задания соответствует генетический анализатор нуклеинов кислот Honor 1616 производителя Nanjing Superyears Gene Technologi Co., LTD.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.04.2023 NИЭА1 на участие в закупке была подана одна заявка, соответствующая извещению и приложению к нему. Проанализировав заявку Победителя закупки, Комиссией установлено, что участник также предложил к поставке генетический анализатор нуклеинов кислот Honor 1616. Китай.
Уполномоченный орган также в адрес Комиссии направил сравнительную таблицу товаров различных производителей, которые, по мнению Заказчика, соответствуют требованиям спорных позиций, а именно: генетический анализатор Honor 1616 (производитель Nanjing Superyears Gene Technologi Co.,LTD); генетический анализатор 3500xl, 24 капиляра Applied Biosistems (производитель Thermo Fisher).
Данная сравнительная таблица составлена на основании сделанных Уполномоченным органом запросов в адрес ООО "Компания БИОМЕД" (исх. N 34/48-03-182 от 21.02.2023 г.), а также в адрес ООО "Компания Хеликон" (исх. N 34/48-03-191 от 28.02.2023 г.).
В ответе на запрос ООО "Компания БИОМЕД" предлагает к поставке генетический анализатор 3500xl, 24 капиляра Applied Biosistems производителя Thermo Fisher; ООО "Компания Хеликон" предложило к поставке генетический анализатор Honor 1616. К ответам на запросы также были приложены характеристики товара.
В адрес Комиссии также представлено письмо ООО "Евраз-Мед" (исх. N 250423-7 от 24.04.2023 г.), согласно которому Общество подтверждает, что характеристикам Технического задания соответствует генетический анализатор 3500 xL Applied Biosystems.
В целях принятия объективного решения, Комиссией были сделаны запросы в адрес ООО "Компания Хеликон" (исх. N 3944/23 от 24.04.2023 г.), ООО "Компания БИОМЕД" (исх. N 3947/23 от 24.04.2023 г.), ООО "ПКФ ДЭМКОМ" (исх. N 4058/23 от 25.04.2023 г.).
На дату принятия решение ответ на запрос поступил от ООО "Компания Хеликон" (исх. N 202 от 25.04.2023 г.), согласно которому производимые Nanjing Superyears Gene Technologi Co.,LTD товары полностью соответствуют требованиям Технического задания.
Комиссия отмечает, что объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьюторы, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям описания объекта закупки и удовлетворяющий потребности Заказчика.
Потребность Заказчика не может рассматриваться как вторичные по отношению к интересам и возможностям участников размещения заказа.
Заказчик не обязан формировать описание объекта закупки таким образом, чтобы под установленные Заказчиком характеристики подходили все без исключения товары всех имеющихся производителей.
Комиссия отмечает, что Заявитель не обеспечил явку своего представителя. Более того, Заявителем в соответствии ч. 4 ст. 106 Закона о закупках не представлены доказательства в подтверждение обоснованности доводов жалобы.
Следовательно, на рынке производятся генетические анализаторы как минимум двумя производителями, которые отвечают требованиям Технического задания.
Таким образом, в данном конкретном случае Комиссия не усматривает факт ограничения количества участников. Доказательства обратного в материалы жалобы не представлены.
Таким образом, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ФАРМБИОСЕРВИС" на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на поставку генетического анализатора (изв. N 0156200009923000327) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 25 апреля 2023 г. N 5617/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2023