Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель - заместитель руководителя - начальник аналитического отдела М.А. Дударева, члены Комиссии - М.А. Грицай - заместитель начальник отдела, О.П. Чупрунова - главный специалист - эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО СК "Галикон" (далее - податель жалобы) на действия уполномоченного органа - Департамент муниципального заказа администрации города Красноярска (далее -конкурсная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса в электронной форме "Выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Многофункциональный комплекс спортивного и культурного назначения" в г. Красноярске", размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения N 0119300019823000424.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО СК "Галикон" на действия конкурсной комиссии при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса в электронной форме "Выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Многофункциональный комплекс спортивного и культурного назначения" в г. Красноярске", номер извещения N 0119300019823000424.
Существо жалобы: нарушение со стороны комиссии порядка рассмотрения заявок на участие в закупке, предусмотренного Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Жалоба поступила в адрес Красноярского УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствует требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем, подлежит принятию к рассмотрению по существу.
В адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику, оператору электронной площадки было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, состоявшемся 24 апреля 2023 года в 15 часов 30 минут, присутствовали представители подателя жалобы, представитель заказчика, представитель уполномоченного органа, должным образом подтвердивших свои полномочия.
В связи с необходимостью получения дополнительной информации в заседании Комиссии объявлен перерыв до 25 апреля 2023 года.
После перерыва рассмотрение жалобы состоялось в том же составе.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы необоснованно отклонила его заявку по основанию отсутствия в независимой гарантии номера ИКЗ, поскольку в реестре независимых гарантий и выписки из данного реестра ИКЗ содержался.
Представитель конкурсной комиссии, представитель заказчика с доводами жалобы не согласны, представили мотивированные возражения.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Согласно пункту 7 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях предусмотренных частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 2 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является, в том числе несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 указанной статьи.
На основании пункта 1 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе независимая гарантия должна быть безотзывной и должна содержать сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных статьей 44 Закона о контрактной системе случаях для предъявления требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной для обеспечения заявки на участие в закупке, или сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе, а также идентификационный код закупки, при осуществлении которой предоставляется такая независимая гарантия.
Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ N1005) устанавливается, что независимая гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени гаранта, и должна быть составлена по утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005 типовой форме независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в случае составления независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке), на условиях, определенных гражданским законодательством и статьей 45 Закона о контрактной системе.
Данным Постановлением Правительства РФ N1005 устанавливается типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке. Из содержания типовой формы независимой гарантии следует, что независимая гарантия должна содержать идентификационный код закупки.
Комиссией установлено, что согласно протоколу подведения итогов заявка подателя жалобы была отклонена на основании пункта 7 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, поскольку независимая гарантия, представленная в качестве обеспечения заявки, не содержит идентификационный код закупки, при осуществлении которой предоставляется такая независимая гарантия.
Комиссией установлено, что независимая гарантия NВБЦ-1158053 от 07.04.2023, выданная АО "Дальневосточный банк" подателю жалобы не содержит указания на ИКЗ, что не соответствует требованиям пункта 1 части 2 статьи 45 Закона о контрактной и влечет за собой правовые последствия в виде отказа заказчика от принятия такой независимой гарантии на основании пункта 2 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Комиссия проанализировала довод подателя жалобы о том, что реестр независимых гарантий, выписка из реестра независимых гарантий и независимая гарантия образуют единый составной документ в связи с чем, для принятия независимой гарантии и дальнейшего допуска для участия в закупке достаточно, чтобы в реестре независимых гарантий и выписке из данного реестра содержался ИКЗ, и отмечает следующее.
Согласно части 8 статьи 45 Закона о контрактной системе независимая гарантия, используемая для целей Закона о контрактной системе, информация о ней и документы, предусмотренные частью 9 указанной статьи, должны быть включены в реестр независимых гарантий, размещенный в единой информационной системе, за исключением независимых гарантий, указанных в части 8.1 статьи 45 Закона о контрактной системе. Ведение такого реестра осуществляется путем включения в соответствии с порядком, предусмотренным частью 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе, таких информации и документов в реестр и присвоения номера реестровой записи. В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр независимых гарантий гарант направляет принципалу выписку из реестра независимых гарантий.
Дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей статьи 45 Закона о контрактной системе, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, типовая форма независимой гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, форма требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе).
На основании части 9 статьи 45 Закона о контрактной системе в реестр независимых гарантий и закрытый реестр независимых гарантий включаются следующие информация и документы:
1) наименование, место нахождения гаранта, идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика;
2) наименование, место нахождения поставщика (подрядчика, исполнителя), являющегося принципалом, идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика;
3) денежная сумма, указанная в независимой гарантии и подлежащая уплате гарантом в случае неисполнения участником закупки в установленных случаях требований настоящего Федерального закона;
4) срок действия независимой гарантии;
5) утратил силу с 1 января 2022 года. - Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ;
6) иные информация и документы, перечень которых установлен Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N1005 утверждены Правила ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра независимых гарантий, используемых для целей Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 4 Правила ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра независимых гарантий, используемых для целей Закона о контрактной системе в реестр включаются информация и документы, указанные в части 9 статьи 45 Закона о контрактной системе, а также:
а) наименование, местонахождение заказчика, являющегося бенефициаром, идентификационный номер налогоплательщика;
б) копия документа о внесении изменений в условия независимой гарантии (при наличии);
в) идентификационный код закупки (при наличии);
г) сведения об отказе заказчика в принятии независимой гарантии (при наличии);
д) иная информация, предусмотренная настоящими Правилами.
Таким образом, законодатель выделяет такие понятия как "независимая банковская гарантия", "реестр независимых гарантий", "выписка из реестра независимых гарантий", при этом из совокупности норма Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ N1005 следует, что независимая гарантия - это самостоятельный документ, который должен содержать в себе ряд обязательных условий (права и обязанности бенефициара, гаранта, принципала, срок действия), в том числе указание ИКЗ. При этом реестр независимых гарантий и выписка из реестра независимых гарантий по своей правовой природе служат лишь для подтверждения факта наличия выданной независимой гарантии, и хоть и содержат в себе совокупность определенной информации о независимой гарантии, в том числе ИКЗ, но не могут быть отожествлены с ней.
Кроме того, законодатель императивно установил в качестве основания для отклонения заявки от участия в закупке несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 45 Закона о контрактной системе (пункт 7 части 12 статьи 48, пункт 2 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе). В связи с указанным ссылки подателя жалобы на подзаконные нормативные правовые акты, по его мнению, свидетельствующие о превалировании информации, размещённой в единой информационной системе в реестре независимых гарантий над самой независимой гарантией, являются несостоятельными.
Комиссией также проанализирован довод о том, что отклонение конкурсной комиссией заявки подателя жалобы неправомерен, поскольку оператором электронной торговой площадки, после проведения действий предписанных была допущена заявка и передана далее конкурсной комиссии для рассмотрения.
Согласно подпункту "ж" пункта 5 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур не позднее одного часа с момента получения заявки на участие в закупке оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки осуществляют возврат заявки подавшему ее участнику закупки в случая отсутствия номера реестровой записи в реестре независимых гарантий, размещенном в единой информационной системе, несоответствия идентификационного кода закупки, для обеспечения заявки на участие в которой выдана независимая гарантия, идентификационному коду закупки, указанному в извещении об осуществлении закупки, приглашении, а также если сумма независимой гарантии менее размера обеспечения заявок на участие в закупке, установленного заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из письма ООО "РТС - тендер" следует, что в соответствии со схемами интеграционного взаимодействия ЕИС, сведения по независимым гарантиям участников закупок поступают на электронную площадку в информационных пакетах данных.
В информационном пакете данных по независимой гарантии участника ООО СК "Галикон", который был направлен из ЕИС на площадку, содержится идентификационный код закупки. В связи с этим, заявка участника ООО СК "Галикон" была направлена оператором площадки заказчику на рассмотрение.
Из указанного не следует, что оператором был проверен сам документ независимой гарантии, проверены лишь данные содержащиеся о ней в информационной системе, поэтому рассматриваемый довод не может свидетельствовать о неправомерности действий конкурсной комиссии.
Таким образом, на основании вышеизложенного Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу об отсутствии в действиях конкурсной комиссии нарушения статьи 48 Закона о контрактной системе, учитывая, что заказчиком отказано в принятии независимой гарантии в виду ее несоответствия требованиям действующего законодательства. При этом Комиссия отмечает, что нарушение прав и законных интересов подателя жалобы возникло в результате действий банка, надлежащим образом составившего независимую гарантию.
По результатам рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО СК "Галикон" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
М.А. Дудараева |
|
|
Члены Комиссии: |
М.А. Грицай |
|
|
|
О.П. Чупрунова |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 25 апреля 2023 г. N 024/06/106-1072/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2023