Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Бабаева К.А. - Руководителя Дагестанского УФАС России.
Членов Комиссии:
Халлаевой Д.М. - Зам. руководителя Дагестанского УФАС России;
Магомедова К.Г. - Зам. начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Багамаева Т.Р. - Главного специалиста эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "Каррас" (далее - Заявитель) на действия МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН (далее - Заказчик) при проведении КОМИТЕТОМ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКУПКАМ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН (далее - Уполномоченный орган) открытого конкурса в электронной форме N 0103200008423001267 "Выполнение работ по возведению, монтажу и вводу в эксплуатацию быстровозводимой модульной конструкции врачебной амбулатории для нужд здравоохранения республики Дагестан" (далее - Конкурс),
в присутствии представителей от:
Заявителя - Османова Р.Н. (доверенность N 12 от 06.03.2023),
Заказчика - Гапаева И.Г. (доверенность N 2 от 23.03.2023 г.),
Уполномоченный орган - отсутствует (извещен),
У С Т А Н О В И Л А:
04.04.2023 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
В жалобе указывается на несоответствие извещения об осуществлении закупки требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Исследовав представленные сторонами документы и информацию, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на электронной площадке - ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки), Комиссия установила следующее.
28.03.2023 г. Уполномоченным органом в Единой информационной системе было размещено извещение (в ред. от 06.04.2023 г.) о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 16 952 840 рублей.
1. В жалобе заявитель указывает на нарушение Заказчиком части 6 статьи 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно что объектом закупки является поставка товара соответствующего коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД 2) - 25.11.10.000 (здания сборные из металла) и его монтаж.
По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно выбран код ОКПД 2 - 41.20.30.100 (Работы по возведению жилых зданий, кроме работ по сохранению и воссозданию объектов культурного наследия) с целью осуществления закупки способом - открытый конкурс.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе, Заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Согласно части 6 статьи 24 Закона о контрактной системе, Заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 года N 471-р (далее - Распоряжение N 471-р).
Согласно пунктам 3 и 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе, информацию о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе;
5) проект контракта.
В рассматриваемом случае объектом закупки согласно извещению является выполнение работ, поставка и монтаж и ввод в эксплуатацию быстровозводимой модульной конструкции участковой больницы (строительство модульного блока участковой больницы), с определенным Заказчиком кодом ОКПД2 - 41.20.30.100 (Работы по возведению жилых зданий, кроме работ по сохранению и воссозданию объектов культурного наследия), который не предусмотрен Перечнем товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, утвержденным Распоряжением N 471-р.
Извещением также установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотренные пунктом 9 "Работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории" раздела II приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 года N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571), о наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Указывая на неправомерность выбранного кода ОКПД2, Заявитель приводит доводы относительно необходимости выбора иного кода ОКПД2, соответствующего объекту закупки и как следствие определяющего способ определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Вместе с тем, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не содержат положений, ограничивающих возможность Заказчика в самостоятельном определении кода ОКПД2 осуществляемых закупок, Закон о контрактной системе не регламентируют правила отнесения тех или иных товаров, работ, услуг к конкретному коду ОКПД2.
Таким образом, Заказчик, определяя коды ОКПД2, должен указывать наиболее подходящие по объекту закупки.
Кроме того, как следует из письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 февраля 2016 года N Д28и-1033 заказчик вправе самостоятельно определить код ОКПД 2 максимально объективно описывающий объект закупки.
Как обоснованно, по мнению Комиссии, указывает в возражениях Заказчик, выбранный код ОКПД2 и установленные в соответствии с пунктом 9 раздела II приложения к Постановлению N 2571 дополнительные требования к участникам закупки соответствуют описанию объекта закупки, являющемуся некапитальным строением, соответствующим коду ОКПД2 определённому Заказчиком с учетом специфики закупки и расшифровкой кода ОКПД2, приведенной в классификаторе, и, по мнению Заказчика, полностью соответствует объекту закупки и перечню выполняемых работ.
Пунктом 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ некапитальные строения, сооружения определены как - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
Заказчик определил объект закупки исходя из своих потребностей, объединив технологически и функционально связанный между собой комплекс работ, результатом которых, является согласно пункту 1.1 проекта контракта, ввод в эксплуатацию быстровозводимой модульной конструкции поликлиники.
Согласно описанию объекта закупки, являющемуся приложением к извещению, в рамках выполнения работ осуществляется:
- устройство бетонного основания под модульное здания;
- поставка конструкции здания сборно-разборного типа и ее монтаж;
- устройство бетонных тротуаров и проездов;
- выполнение по границам участка ограждения территории с установкой ворот и калитки.
Кроме того, проектом контракта не предусмотрена передача Заказчику результата работ по товарной накладной, для принятия к бухгалтерскому учету как товар в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Согласно пункту 3.5 проекта контракта, результаты работ по контракту оформляются подписанием актов о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, унифицированных форм первичной учетной документации по учету строительных работ, утверждённых Постановлением Госкомстала России от 11 ноября 1999 года. N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ".
Учитывая изложенное, по мнению Комиссии, код ОКПД2 определен Заказчиком в соответствии с потребностью заказчика и соответствует объекту закупки, в связи с чем данный довод жалобы признается необоснованным.
Заявитель в жалобе так же указывает, что при обосновании начальной (максимальной) цены контракта, в случае осуществления закупки на выполнение работ, в соответствии с приказом Минстроя РФ от 23 декабря 2019 года N 841/пр, необходимо применять проектно-сметный метод, однако Заказчиком применен метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка).
Согласно пункту 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе, органы внутреннего государственного финансового контроля осуществляют контроль в том числе, в отношении соблюдения предусмотренных Законом о контрактной системе требований к определению и обоснованию начальной (максимальной) цены контракта.
Вместе с тем, частью 9 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контроль, предусмотренный частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе, осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
Учитывая изложенное, доводы жалобы Заявителя в части соблюдения Заказчиком требования определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, Комиссия оставляет без рассмотрения.
2. Заявитель в жалобе указывает, что извещение об осуществлении закупки не содержит требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по заполнению заявки что, по его мнению, вводит в заблуждение участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "а", "б" и "г" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. Первая часть также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "р" пункта 1, подпунктом "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. Третья часть должна содержать информацию, предусмотренную пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 19 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае, если в извещении об осуществлении закупки не установлены критерии, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, а также в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства заявка состоит из второй и третьей частей. Вторая часть должна также содержать информацию, предусмотренную подпунктом "а" (за исключением случая включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства) и подпунктом "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Согласно пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Проведя анализ информации, содержащейся в Единой информационной системе, Комиссией установлено, что приложение к извещению об осуществлении закупки "Требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" содержит инструкцию по заполнению заявки на участие в закупке.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что данный довод жалобы является необоснованным.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок не размещена в ЕИС проектная документация.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом, согласно которому документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, предметом закупки является выполнение работ по возведению, монтажу и вводу в эксплуатацию быстровозводимой модульной конструкции врачебной амбулатории для нужд здравоохранения республики Дагестан.
Следовательно, объектом закупки является строительство некапитального строения.
Из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Градостроительного кодекса РФ следует, что проектно-сметная документация разрабатывается только в случае осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Учитывая, что объектом закупки не является выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, действия Заказчика не нарушают положения действующего законодательства.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
4. Согласно доводу Заявителя, отсутствует информация по перечню и площади необходимых помещений, что не позволяет участникам закупки оценить непосредственно объект закупки.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закон о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Комиссией установлено, что Приложение N 3 содержит описание объекта закупки, в том числе с указанием количества необходимых помещений с указанием площади, схема амбулатории, минимальная площадь модульного здания требуемой Заказчику, а также иные функциональные и технические характеристики здания.
В соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, доводы жалобы.
Заявителем не представлены доводы, свидетельствующие о том, что отсутствие какой информации не позволило данному участнику принять участие в закупки и обоснованно сформировать свое предложение по контракту. В составе жалобы отсутствуют также надлежащие доказательства (документы), подтверждающие обоснованность довода жалобы.
Ввиду изложенного, Комиссия признает довод жалобы необоснованным.
5. Согласно доводу Заявителя, критерии оценки заявок на участие в Конкурсе установлены с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Заказчиком в приложении к извещению "Порядок рассмотрения и оценки заявок" установлен Критерий "Квалификация участников закупки _" с показателем "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" и характеристика квалификации участников закупки "общая цена исполненных участником закупки договоров" и "наибольшая цена договора".
В рамках характеристик квалификации участников закупки "общая цена исполненных участником закупки договоров" и "наибольшая цена договора" установлено, что перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта является следующим:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно не учитываются договора на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт линейных объектов.
При этом учитывая, что объектом закупки не выступает строительство, реконструкция, капитальный ремонт линейного объекта, Комиссия приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
Кроме того, согласно критериям оценки заявок, Заказчиком установлены две характеристики квалификации участников закупки "общая цена исполненных участником закупки договоров" и "наибольшая цена договора", в связи с чем, довод Заявителя о неясности установленных детализирующих показателей признается Комиссией необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
Жалобу Заявителя признать необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии К.А. Бабаев
Члены Комиссии: Д.М. Халлаева
К.Г. Магомедов
Т.Р. Багамаев
Исп. Магомедов К.Г. (67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 10 апреля 2023 г. N 005/06/106-842/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.04.2023