Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Соколовой Е.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти ;
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от заявителя - ООО "АПгрейт" Захарова Константина Игоревича путем видеоконференции;
от заказчика - КГБУЗ "Городская поликлиника N 14, г. Барнаул" Волгина Антона Алексеевича, Додонова Дмитрия Борисовича путем видеоконференции,
от уполномоченного учреждения - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края" Полковниковой Натальи Сергеевны путем видеоконференции,
рассмотрев жалобу ООО "АПгрейт" на положения извещения о проведении электронного аукциона N 0817200000323005312 "Поставка медицинского оборудования (система эндоскопической визуализации") согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ООО "АПгрейт" (далее - заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона N 0817200000323005312 "Поставка медицинского оборудования (система эндоскопической визуализации").
Согласно жалобе характеристики, изложенные в описании объекта закупки, указывают на оборудование одного конкретного производителя - "Олимпас Медикал Системс Корп.", страна происхождения - Япония, что ограничивает круг поставщиков и не соответствует правовой позиции ФАС России, изложенной в письме от 20.09.2021 N ПИ/79427/21. Заказчик закупает системы эндоскопической визуализации разных типов : гибкие и жесткие, при это установил для всех типов систем один код КТРУ 26.60.12.119-00000374 - Система эндоскопической визуализации, который соответствует гибкой эндоскопии, что было сделано намеренно во избежание запрета на применения дополнительных характеристик согласно Постановлению Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 г. Для позиций 4, 5, 6 описания объекта закупки должен применяться код КТРУ 26.60.12.119-00000745 - Система эндоскопическая хирургическая электромеханическая.
Согласно жалобе в документации по закупке не содержится обоснование необходимости использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии при не использовании установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология.
К заседанию комиссии заявитель предоставил сравнительный анализ различных моделей оборудований разных производителей - OLYMPUS, PENTAX, FUJIFILM, SONOSCAPE. На заседании Комиссии представитель заявителя пояснил, что сравнительный анализ составлен только для первой позиции описания объекта закупки - система эндоскопической визуализации (гастроскоп), а также пояснил, что для первой позиции описания объекта закупки походит оборудование только OLYMPUS, для второй позиции - FUJIFILM, для третьей позиции - PENTAX, для четвертой позиции - Karl Stolz, для пятой позиции - Эндомедиум, для шестой позиции - Karl Stolz либо Richard Wolf.
Представитель уполномоченного учреждения, представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные и устные пояснения.
N п/п |
Объект закупки |
Назначение объекта закупки |
1 |
Система эндоскопической визуализации |
Диагностика и терапия в гастроскопии |
2 |
Система эндоскопической визуализации |
Диагностика и терапия в гастроскопии |
3 |
Система эндоскопической визуализации |
Диагностика и терапия в колоноскопии |
4 |
Система эндоскопической визуализации |
Диагностика и терапия в урологии |
5 |
Система эндоскопической визуализации |
Диагностика и терапия в гинекологии |
6 |
Система эндоскопической визуализации |
Диагностика и терапия в отоларингологии |
Представители заказчика пояснили, что медицинское учреждение не вправе осуществлять хирургические вмешательства, в связи с чем учреждением закупается оборудования для проведения диагностических обследований, в ходе которых может быть осуществлено взятие ткани для проведения цитологического и гистологического исследования. Заказчиком закупается диагностическая эндоскопия :
Система эндоскопической визуализации (КТРУ 26.60.12.119-00000374) всех 6 позиций Описания объекта закупки не предназначена для проведения эндоскопических хирургических процедур (например, лапароскопии).
Эндоскопия - метод диагностики и лечения заболеваний человека, выполняемый через естественные физиологические отверстия или точечные проколы покровов с использованием оптических приборов.
Диагностическая эндоскопия - это процедура визуализации, чтобы помочь установить диагноз. На практике процедура, которая начинается с диагностической эндоскопии, может превратиться в терапевтическую эндоскопию в зависимости от результатов, например, в случаях верхнего желудочно-кишечного кровотечения, или нахождения полипов при колоноскопии и т.д.
Диагностическая эндоскопия подразумевает осмотр органа и взятие ткани для цитологического или гистологического исследования.
Терапевтическая эндоскопия - медицинский термин, обозначающий эндоскопическую процедуру, во время которой лечение проводится с помощью эндоскопа.
Под терапевтической эндоскопией понимают лечебную эндоскопию, при которой применяют орошение, инъекцию, аппликации (аэрозольные препараты, медицинский клей). Она может быть плановой, экстренной и срочной и проводится в поликлинике.
Существует внутрипросветная и внутриполостная эндоскопия
. В первом случае эндоскоп вводят в просвет органа через естественные физиологические отверстия для выполнения цистоскопии, гастроскопии, колоноскопии, гистероскопии. Во втором случае для осмотра полости и введения оптической трубки требуется рассечение покровов для выполнения лапароскопии, торакоскопии, артроскопии.
Код КТРУ, предложенный заявителем 26.60.12.119-00000745 - Система эндоскопическая хирургическая электромеханическая, не соответствует описанию объекта закупки, т.к. предполагает рассечение покровов, однако Заказчик не вправе проводить хирургические операции, (например, лапароскопии), в поликлинике. Хирургическая (оперативная) эндоскопия предполагает выполнение таких манипуляций, которые могут сопровождаться кровотечением или развитием осложнений, требующих экстренных хирургических вмешательств (электрокоагуляция, электроэксцизия, криовоздействие, фотокоагуляция и эксцизия лучом лазера, склерозироваание сосудов, дилатация, бужирование участков сужения, рассечение большого дуоденального сосочка, удаление желчных камней из желчных протоков, инородных тел из просвета полых органов и др.).
Из-за возможного развития осложнений в подавляющем большинстве случаев она должна выполняться в хирургическом стационаре.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок в ходе проведения внеплановой проверки пришла к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
11.04.2023 г. уполномоченным учреждением на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0817200000323005312 "Поставка медицинского оборудования ( система эндоскопической визуализации"), в т.ч. описание объекта закупки.
Согласно описанию объекта закупки к поставке требуются системы эндоскопической визуализации шести типов. Код ОКПД/КТРУ 26.60.12.119-00000374. Заказчиком установлены требования к техническим и функциональным характеристикам систем эндоскопической визуализации.
Комиссия установила, что в ходе проведения открытого запроса цен заказчиком было получено четыре коммерческих предложения, согласно которым к поставке по установленным в закупке характеристикам были предложены по первой, второй и третьей позиции описания объекта закупки: OLYMPUS и PENTAX, по четвертой и пятой позиции - Karl Stolz и OLYMPUS, по шестой позиции - ВКЭ-"Эндомедиум" и ООО "ЭлеПС".
Согласно заявке единственного участника закупки к поставке по оспариваемой позиции была предложена система эндоскопической визуализации ПЕНТАКС, производитель "ХОЯ Корпорейшн", Япония.
Согласно письму ФАС России N ПИ/79427/21 от 20.09.2021 г. объект закупки должен быть сформирован таким образом, чтобы совокупности характеристик товаров соответствовало как минимум два производителя.
На основании, полученных коммерческих предложений и заявки участника закупки, Комиссия имеет основания считать, что требованиям заказчика соответствует как минимум два производителя.
В соответствии с частью 4 статьи 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Таким образом, на момент рассмотрения жалобы Комиссия УФАС по Алтайскому краю не располагает однозначными сведениями, подтверждающими вышеуказанный довод заявителя.
В соответствии с ч. 3 ст. 106 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок обязан рассмотреть жалобу по существу и возражение на жалобу в течение пяти рабочих дней с даты поступления жалобы и уведомить лицо, подавшее жалобу, лиц, направивших возражения.
Учитывая имеющуюся в распоряжении УФАС по Алтайскому краю информацию и документы, регламентированные сроки рассмотрения жалобы Комиссия УФАС по Алтайскому краю приходит к выводу о недоказанности довода заявителя.
Согласно каталогу товаров, работ, услуг, размещенному в ЕИС (далее - КТРУ) по позиции 26.60.12.119-00000374 указана следующая информация:
ОКПД 2 - 26.60.12.119 Аппараты электродиагностические прочие;
НОМЕНКЛАТУРНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ ПО ВИДАМ - 271790 Система эндоскопической визуализации.
Комплект работающих от сети (сети переменного тока) устройств, разработанных для получения, передачи и отображения видеоизображений во время проведения эндоскопической процедуры. Как правило, состоит из одного или нескольких видеоэндоскопов, эндоскопической камеры, блока управления камерой, источника света со световыми кабелями, устройства для записи видеоданных, блоков визуализации (иногда с функцией цветокомпенсации) и видеодисплея. Все компоненты, как правило, размещаются/устанавливаются на специальной тележке, которую можно перемещать в различные помещения для проведения осмотра/терапевтических процедур.
Характеристики товара отсутствуют.
По позиции КТРУ 26.60.12.119-00000745 - Система эндоскопическая хирургическая электромеханическая указана следующая информация:
ОКПД 2 - 32.50.50.129 Системы хирургические прочие; 26.60.12.119 Аппараты электродиагностические прочие;
НОМЕНКЛАТУРНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ ПО ВИДАМ - 271800 Система эндоскопическая хирургическая электромеханическая.
Набор электромеханических устройств с питанием от сети переменного тока, предназначенный для использования при проведении эндоскопических хирургических процедур (например, лапароскопии) с помощью ручных жестких эндоскопических инструментов, которые имеют шарнирные и механически управляемые наконечники с электроприводом, предназначенные для облегчения хирургических манипуляций. Обычно состоит из блока управления, который подает питание через соединительные кабели к отдельным наконечникам (ручкам) и нескольких сменных эндоскопических инструментов с шарнирным соединением (например, роликовым, поворотным) для выполнения манипуляций с тканями, лигирования, наложения швов и разрезания. Система подключается к устройству визуального отображения и обычно устанавливается на тележку (каталку) для обеспечения мобильности.
В описании товара указаны обязательные для применения характеристики, такие как назначение системы (для гинекологических лапароскопических операций, для проведения артроскопических операций, для проведения гистероскопических операций, для проведения общехирургических лапароскопических операций, для проведения общехирургических операций сердечно-сосудистой системы, для проведения риноскопических операций, для проведения торакоскопических операций, для проведения урологических операций), наличие видеолапароскопа, маточного манипулятора, инсуффлятора лапароскопического и пр.
Такие характеристики отсутствуют в описании объекта закупки, при этом заказчиком указано, что по позиции 4 видеоцистоуретроскоп должен быть гибким (п. 4.1), по позиции 5 и 6 указано, что те или иные характеристики важны при проведении диагностических вмешательств и осмотров.
Принимая во внимание пояснения представителей заказчика о том, что медицинским учреждением не осуществляются хирургические операции, описание объекта закупки, сведения из КТРУ, Комиссия считает, что заказчиком закупаются системы эндоскопической визуализации для всех шести типов и системы по коду КТРУ 26.60.12.119-00000745 - Система эндоскопическая хирургическая электромеханическая не являются объектом закупки.
В связи с чем довод заявителя о том, что неправомерно были объединены в один лот системы гибкой и жесткой эндоскопии является необоснованным.
Рассмотрев, довод заявителя о том, что заказчиком неправомерно в документации по закупке не содержится обоснование необходимости использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии при не использовании установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показателей, требований, условных обозначении и терминологии, Комиссия считает следующее.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заявителем не указано какие показатели, условные обозначения, терминология были указаны заказчиком не в соответствии с техническими и иными регламентами и стандартами, а также не указаны конкретные положения данных регламентов и стандартов, которым не соответствуют установленные заказчиком характеристики.
Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
признать жалобу ООО "АПгрейт" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
Е.С. Соколова |
|
____________________________ |
О.В. Тетерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 24 апреля 2023 г. N 022/06/33-445/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2023