Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Соколовой Е.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти ;
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от заявителя - ООО "НеваРостМед" не явились, к видеоконференции не подключились, уведомлены;
от заказчика - КГБУЗ "Городская поликлиника N 14, г. Барнаул" Волгина Антона Алексеевича, Додонова Дмитрия Борисовича путем видеоконференции,
от уполномоченного учреждения - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края" Полковниковой Натальи Сергеевны путем видеоконференции,
рассмотрев жалобу ООО "НеваРостМед" на положения извещения о проведении электронного аукциона N 0817200000323005312 "Поставка медицинского оборудования (система эндоскопической визуализации") согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ООО "НеваРостМед" (далее - заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона N 0817200000323005312 "Поставка медицинского оборудования (система эндоскопической визуализации").
Согласно жалобе заказчиком неправомерно объединены в один лот системы гибкой эндоскопии ( 1, 2, 3 позиции ) и системы жесткой эндоскопии ( 4, 5, 6 позиции), поскольку гибкая эндоскопия используется для проведения исследований, а жесткая - для лапароскопических операций, указанные группы товаров не связаны технологически и функционально друг с другом, имеют свои специфические свойства. Заявитель также в обоснование своего довода ссылается на Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", в котором указано, что эндоскопы разделяются на стерильные и нестерильные. Позиции 1,2,3 относятся к нестерильным, а 4,5,6 -к стерильным.
Представитель уполномоченного учреждения, представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные и устные пояснения.
N п/п |
Объект закупки |
Назначение объекта закупки |
1 |
Система эндоскопической визуализации |
Диагностика и терапия в гастроскопии |
2 |
Система эндоскопической визуализации |
Диагностика и терапия в гастроскопии |
3 |
Система эндоскопической визуализации |
Диагностика и терапия в колоноскопии |
4 |
Система эндоскопической визуализации |
Диагностика и терапия в урологии |
5 |
Система эндоскопической визуализации |
Диагностика и терапия в гинекологии |
6 |
Система эндоскопической визуализации |
Диагностика и терапия в отоларингологии |
Представители заказчика пояснили, что медицинское учреждение не вправе осуществлять хирургические вмешательства, в связи с чем учреждением закупается оборудования для проведения диагностических обследований, в ходе которых может быть осуществлено взятие ткани для проведения цитологического и гистологического исследования. Заказчиком закупается диагностическая эндоскопия :
Система эндоскопической визуализации (КТРУ 26.60.12.119-00000374) всех 6 позиций Описания объекта закупки не предназначена для проведения эндоскопических хирургических процедур (например, лапароскопии).
Эндоскопия - метод диагностики и лечения заболеваний человека, выполняемый через естественные физиологические отверстия или точечные проколы покровов с использованием оптических приборов.
Диагностическая эндоскопия - это процедура визуализации, чтобы помочь установить диагноз. На практике процедура, которая начинается с диагностической эндоскопии, может превратиться в терапевтическую эндоскопию в зависимости от результатов, например, в случаях верхнего желудочно-кишечного кровотечения, или нахождения полипов при колоноскопии и т.д.
Диагностическая эндоскопия подразумевает осмотр органа и взятие ткани для цитологического или гистологического исследования.
Терапевтическая эндоскопия - медицинский термин, обозначающий эндоскопическую процедуру, во время которой лечение проводится с помощью эндоскопа.
Под терапевтической эндоскопией понимают лечебную эндоскопию, при которой применяют орошение, инъекцию, аппликации (аэрозольные препараты, медицинский клей). Она может быть плановой, экстренной и срочной и проводится в поликлинике.
Существует внутрипросветная и внутриполостная эндоскопия
. В первом случае эндоскоп вводят в просвет органа через естественные физиологические отверстия для выполнения цистоскопии, гастроскопии, колоноскопии, гистероскопии. Во втором случае для осмотра полости и введения оптической трубки требуется рассечение покровов для выполнения лапароскопии, торакоскопии, артроскопии.
Заказчик не вправе проводить хирургические операции, (например, лапароскопии), в поликлинике. Хирургическая (оперативная) эндоскопия предполагает выполнение таких манипуляций, которые могут сопровождаться кровотечением или развитием осложнений, требующих экстренных хирургических вмешательств (электрокоагуляция, электроэксцизия, криовоздействие, фотокоагуляция и эксцизия лучом лазера, склерозироваание сосудов, дилатация, бужирование участков сужения, рассечение большого дуоденального сосочка, удаление желчных камней из желчных протоков, инородных тел из просвета полых органов и др.). Из-за возможного развития осложнений в подавляющем большинстве случаев она должна выполняться в хирургическом стационаре. В связи с чем, заказчиком закупаются системы эндоскопической визуализации шести разных типов. Система эндоскопическая хирургическая электромеханическая (код КТРУ 26.60.12.119-00000745), не соответствует описанию объекта закупки, т.к. предполагает рассечение покровов.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок в ходе проведения внеплановой проверки пришла к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
11.04.2023 г. уполномоченным учреждением на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0817200000323005312 "Поставка медицинского оборудования ( система эндоскопической визуализации"), в т.ч. описание объекта закупки.
Согласно описанию объекта закупки к поставке требуются системы эндоскопической визуализации шести типов. Код ОКПД/КТРУ 26.60.12.119-00000374. Заказчиком установлены требования к техническим и функциональным характеристикам систем эндоскопической визуализации.
Согласно каталогу товаров, работ, услуг, размещенному в ЕИС (далее - КТРУ) по позиции 26.60.12.119-00000374 указана следующая информация:
ОКПД 2 - 26.60.12.119 Аппараты электродиагностические прочие;
НОМЕНКЛАТУРНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ ПО ВИДАМ - 271790 Система эндоскопической визуализации.
Комплект работающих от сети (сети переменного тока) устройств, разработанных для получения, передачи и отображения видеоизображений во время проведения эндоскопической процедуры. Как правило, состоит из одного или нескольких видеоэндоскопов, эндоскопической камеры, блока управления камерой, источника света со световыми кабелями, устройства для записи видеоданных, блоков визуализации (иногда с функцией цветокомпенсации) и видеодисплея. Все компоненты, как правило, размещаются/устанавливаются на специальной тележке, которую можно перемещать в различные помещения для проведения осмотра/терапевтических процедур.
Характеристики товара отсутствуют.
По позиции КТРУ 26.60.12.119-00000745 - Система эндоскопическая хирургическая электромеханическая указана следующая информация:
ОКПД 2 - 32.50.50.129 Системы хирургические прочие; 26.60.12.119 Аппараты электродиагностические прочие;
НОМЕНКЛАТУРНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ ПО ВИДАМ - 271800 Система эндоскопическая хирургическая электромеханическая.
Набор электромеханических устройств с питанием от сети переменного тока, предназначенный для использования при проведении эндоскопических хирургических процедур (например, лапароскопии) с помощью ручных жестких эндоскопических инструментов, которые имеют шарнирные и механически управляемые наконечники с электроприводом, предназначенные для облегчения хирургических манипуляций. Обычно состоит из блока управления, который подает питание через соединительные кабели к отдельным наконечникам (ручкам) и нескольких сменных эндоскопических инструментов с шарнирным соединением (например, роликовым, поворотным) для выполнения манипуляций с тканями, лигирования, наложения швов и разрезания. Система подключается к устройству визуального отображения и обычно устанавливается на тележку (каталку) для обеспечения мобильности.
В описании товара указаны обязательные для применения характеристики, такие как назначение системы (для гинекологических лапароскопических операций, для проведения артроскопических операций, для проведения гистероскопических операций, для проведения общехирургических лапароскопических операций, для проведения общехирургических операций сердечно-сосудистой системы, для проведения риноскопических операций, для проведения торакоскопических операций, для проведения урологических операций), наличие видеолапароскопа, маточного манипулятора, инсуффлятора лапароскопического и пр.
Такие характеристики отсутствуют в описании объекта закупки, при этом заказчиком указано, что по позиции 4 видеоцистоуретроскоп должен быть гибким (п. 4.1), по позиции 5 и 6 указано, что те или иные характеристики важны при проведении диагностических вмешательств и осмотров.
Согласно СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 4) п. 3638 нестерильными считаются вмешательства, при которых эндоскоп вводится через естественные пути в органы, в норме содержащие собственную микрофлору (желудочно-кишечный тракт, дыхательные пути).
Согласно п 3639 СанПиНа стерильными считаются вмешательства, при которых эндоскоп вводится через проколы, разрезы кожных и слизистых покровов в кровяное русло, стерильные полости или ткани организма, а также в стерильные в норме органы (матка, мочевой пузырь) через естественные пути.
Таким образом, СанПиНом не определена классификация эндоскопов на стерильные или нестерильные, речь идет о классификации вмешательств.
Принимая во внимание пояснения представителей заказчика о том, что медицинским учреждением не осуществляются хирургические операции, описание объекта закупки, сведения из КТРУ, Комиссия считает, что заказчиком закупаются системы эндоскопической визуализации для всех шести типов и системы по коду КТРУ 26.60.12.119-00000745 - Система эндоскопическая хирургическая электромеханическая не являются объектом закупки.
Таким образом, довод заявителя о том, что неправомерно были объединены в один лот системы гибкой и жесткой эндоскопии является необоснованным. В действиях заказчика отсутствуют нарушения требований ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
признать жалобу ООО "НеваРостМед" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
Е.С. Соколова |
|
____________________________ |
О.В. Тетерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 24 апреля 2023 г. N 022/06/33-446/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2023