Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок в составе:
Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководитель управления;
Тельпов И.А. - член Комиссии, заместитель начальника отдела;
Яковлева Е.Л. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителей:
заказчика - муниципального бюджетного учреждения городского округа город Воронеж "Комбинат благоустройства Коминтерновского района" Матвеевой М.В. (доверенность от 15.03.2023 года N 7),
ООО "ГРАНД" Еналеевой Д.М. (доверенность от 13.04.2023 года),
рассмотрев обращение заказчика - муниципального бюджетного учреждения городского округа город Воронеж "Комбинат благоустройства Коминтерновского района" (МБУ "Комбинат благоустройства Коминтерновского района") о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ГРАНД" связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения закупки: Поставка запасных частей для коммунальной и специализированной техники (ИКЗ 233366299076436620100100300012932244). (извещение номер - N 0131300000623000313),
у с т а н о в и л а :
Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) приняло к рассмотрению обращение заказчика - МБУ "Комбинат благоустройства Коминтерновского района" (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ГРАНД" (далее - победитель аукциона) связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения закупки: Поставка запасных частей для коммунальной и специализированной техники (ИКЗ 233366299076436620100100300012932244) (извещение номер - 0131300000623000313) (далее - аукцион).
При рассмотрении обращения объявлялся перерыв - до 17.04.2023 года.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
17.03.2023 года в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта - 626600.96 руб. Размер обеспечения исполнения контракта - 30 % начальной (максимальной) цены контракта.
Торги проводятся на электронной торговой площадке - РТС-тендер.
В соответствии с извещением о проведении аукциона объект закупки:
Наименование товара, работы, услуги |
Код позиции |
Количество (объем работы, услуги) |
Единица измерения |
Цена за единицу |
Стоимость позиции |
Колесо опорное к щетке |
29.32.30.220 |
4 |
Штука |
23438.34 |
93753.36 |
Вал карданный |
29.32.30.240 |
2 |
Штука |
14031.67 |
28063.34 |
Вал карданный промежуточный |
29.32.30.240 |
4 |
Штука |
18988.34 |
75953.36 |
Гидроцилиндр подъема щетки |
29.32.30.390 |
3 |
Штука |
7743.60 |
23230.80 |
Гидроцилиндр подъема отвала |
29.32.30.390 |
4 |
Штука |
7384.77 |
29539.08 |
Цепь роликовая |
29.32.30.390 |
2 |
Штука |
32010.00 |
64020.00 |
Колесо дисковое |
29.32.30.220 |
2 |
Штука |
47095.00 |
94190.00 |
Диск разбрасывающий |
29.32.30.390 |
3 |
Штука |
5674.00 |
17022.00 |
Ступица каркаса щетки |
29.32.30.390 |
3 |
Штука |
4021.67 |
12065.01 |
Колесо опорное |
29.32.30.220 |
4 |
Штука |
26781.17 |
107124.68 |
Щека правая |
29.32.30.390 |
3 |
Штука |
11875.33 |
35625.99 |
Транспортер |
29.32.30.390 |
1 |
Штука |
46013.34 |
46013.34 |
На основании ч. 1 ст. 51 Закона N 44-ФЗ по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 указанной статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
На основании ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 4 ст. 51 Закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт,
На основании ч. 5 ст. 51 Закона N 44-ФЗ не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В соответствии с ч. 6 ст. 51 Закона N 44-ФЗ в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
В соответствии с протоколом подачи ценовых предложений от 27.03.2023 NЦПА1 поступили ценовые предложения от двух участников аукциона (идентификационные номера заявок: 113843103, 113838196).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.03.2023 NИЭА1 по результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем аукциона признан участник закупки с идентификационным номером заявки - 113843103 (ООО "ГРАНД"), с ценовым предложением - 342790,00 руб.
30.03.2023 на электронной площадке размещен "Проект контракта" от 30.03.2023.
Таким образом, срок направления победителем аукциона подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проекта контракта и документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта - 06.04.2023 года.
Проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта победителем аукциона в указанный срок на электронную площадку не направлены.
07.04.2023 на электронной площадке размещен документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 07.04.2023.
07.04.2023 года заказчиком опубликован протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.
На рассмотрении обращения представитель ООО "ГРАНД" просил сведения об ООО "ГРАНД" в реестр недобросовестных поставщиков не включать и пояснил, что ООО "ГРАНД" не подписало проект контракта в связи с тем, что по неосмотрительности при подаче ценового предложения исходило из расчета, что по каждой позиции требуется товар в количестве 1 штука. Таким образом, ООО "ГРАНД" ошибочно предположило, что поставка товара необходима в количестве 1 штуки по каждой позиции. Исходя из чего, при подаче заявки на участие в аукционе ООО "ГРАНД" было сформировано ценовое предложение в размере 342 790,00 рублей, со снижением в 45,30 %. Однако поставка товара по предложенной цене является для ООО "ГРАНД" экономически нецелесообразной, в связи с чем направленный заказчиком проект контракта с указанием количества товара по каждой позиции, в соответствии с извещением о проведении аукциона, со стороны ООО "ГРАНД" подписан не был.
Представитель ООО "ГРАНД" обратил внимание Комиссии Воронежского УФАС России на то обстоятельство, что к извещению о проведении электронного аукциона приложены Проект контракта и Описание объекта закупки без указания количества товара по каждой позиции, что ввело в заблуждение ООО "ГРАНД" при формировании заявки на участие в аукционе. Заявка на участие в аукционе ООО "ГРАНД" также не содержала указания количества товара по каждой позиции, однако при рассмотрении заявок не отклонена и допущена к участию в аукционе.
Согласно ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в числе прочего, информацию о наименовании объекта закупки, о количестве закупаемого товара.
Как установлено при рассмотрении обращения, информация о наименовании объекта закупки, о количестве закупаемого товара размещена в составе извещения о проведении аукциона, таким образом, довод ООО "ГРАНД" об опубликовании заказчиком ненадлежащей, двусмысленной информации в отношении количества закупаемого товара, несостоятелен.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
На основании ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться
Согласно п. 2 "а" ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки: характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 указанного Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
На основании пункта 1 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Комиссия Воронежского УФАС России отмечает, что из совокупного толкования указанных норм следует, что количество закупаемого товара не является функциональными, техническими, качественными, эксплуатационными характеристиками объекта закупки, следовательно, Закон N 44-ФЗ не содержит требований об указании количества товара в составе заявки на участие в закупки, таким образом, отсутствуют основания для отклонения заявки на участие в закупке в связи с непредоставлением в составе заявки сведений в части количества поставляемого товара.
В связи с чем довод ООО "ГРАНД" о том, то заявка на участие в закупке, не содержащая указания на количество поставляемого товара должна быть отклонена, не имеет правового обоснования.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Проанализировав содержание извещения о проведении аукциона, представленные доказательства, пояснения сторон, Комиссия Воронежского УФАС России пришла к выводу о наличии в действиях ООО "ГРАНД" недобросовестного поведения.
Как следует из общего правила, закрепленного в п. 3 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т. е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В силу ст. 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательская деятельность осуществляется самостоятельно и на свой риск, поэтому неблагоприятные последствия недостаточной осмотрительности и инициативности при ведении предпринимательской деятельности и при вступлении в отношения по выполнению работ и оказанию услуг для государственных нужд ложатся на самого участника закупки.
Победителем аукциона не проявлена та степень заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась для заключения государственного контракта.
При этом такими действиями (бездействием) нарушаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и сроков исполнения контракта, исключается (умаляется) эффективность использования бюджетных средств, обеспечение публичных интересов в рамках соответствующих правоотношений.
То обстоятельство, что участник закупки направил заявку на участие в аукционе, а после признания его победителем аукциона не подписал проект контракта без достаточных не то оснований, свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки, выразившемся в уклонении от подписания контракта, что применительно к ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ является основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно п.п. "а" п. 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков), утвержденных Постановлением Правительства от 30.06.2021 N 1078 не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с п.п. "б" п. 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На основании ч. 7 ст. 51 Закона N 44-ФЗ заказчик в порядке, установленном указанной статьей, заключает контракт с участником закупки, заявке которого в соответствии с указанным Федеральным законом присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку в соответствии с настоящим Федеральным законом, в случае:
1) если участник закупки в соответствии с частью 6 настоящей статьи признан уклонившимся от заключения контракта;
2) отказа заказчика от заключения контракта в соответствии с частями 9 и 10 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.03.2023 NИЭА1 по результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) следующий после победителя порядковый номер - 2 присвоен участнику закупки с идентификационным номером заявки - 113838196.
На момент рассмотрения обращения проект контракта участнику закупки, заявке которого присвоен следующий порядковый номер, направлен не был.
Таким образом, в действиях заказчика содержится нарушение требований ч. 7 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, выразившееся в ненаправлении проекта контракта участнику закупки заявке которого присвоен следующий порядковый номер.
На основании изложенного, руководствуясь постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" и статьей 104 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Воронежского УФАС России,
р е ш и л а :
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ОООО "ГРАНД" (394028, ГОРОД ВОРОНЕЖ, МОНТАЖНЫЙ ПР-Д, Д. 2Б, ОФИС 10, ИНН: 3663158686, КПП: 366301001, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР: ПЕРОВ АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, ИНН: 366312057151; УЧРЕДИТЕЛЬ: УШАКОВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА ИНН: 366313352706).
2. Признать в действиях заказчика - МБУ "Комбинат благоустройства Коминтерновского района" нарушение требований ч. 7 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, выразившееся в ненаправлении проекта контракта участнику закупки заявке которого присвоен следующий порядковый номер.
3. Выдать заказчику - МБУ "Комбинат благоустройства Коминтерновского района" предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Воронежского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Резолютивная часть объявлена: 17.04.2023 года.
Решение изготовлено в полном объеме: 20.04.2023 года.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Члены комиссии И.А. Тельпов
Е.Л. Яковлева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 17 апреля 2023 г. N 036/06/104-561/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.04.2023