Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_"- заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
"_"- начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_" - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие "Асгард" (далее - ООО ЧОП "Асгард", общество, заявитель) на действия Главного управления контрактной системы Омской области и его комиссии по осуществлению закупок (далее - уполномоченный орган, комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Оказание услуг частной охраны (выставление поста охраны) (Реестровый номер 23.32.0418)" (извещение N 0152200004723000407) (далее - электронный аукцион, аукцион) для нужд казенного учреждения Омской области "Центр учета и содержания собственности Омской области" (далее - заказчик),
в отсутствие представителя заказчика, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы;
в присутствии представителя публичного акционерного общества "Промсвязьбанк" (далее - ПАО "Промсвязьбанк", банк) - "_" (доверенность N 778 от 05.07.2022) (до перерыва);
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заявителя - "_" (доверенность от 14.04.2023) (до перерыва), "_" (доверенность от 20.04.2023),
уполномоченного органа - "_" (доверенность N 151 от 31.01.2023)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 3519-ЭП/23 от 17.04.2023) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
21.04.2023 в заседании Комиссии был объявлен перерыв до 16:00 час. 24.04.2023.
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 31.03.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение об осуществлении закупки N 0152200004723000407 с начальной (максимальной) ценой контракта 1 521 300,48 руб.
11.04.2023 размещен протокол подачи ценовых предложений, согласно которому было подано 4 заявки, из них сделано 2 ценовых предложения, наименьшее ценовое предложение (1 346 350,75 руб.) сделано участником закупки с идентификационным номером заявки 113946427.
Согласно протоколу подведения итогов определения исполнителя от 13.04.2023 заявка участника закупки с идентификационным номером 113946427 была отклонена. Победителем закупки признан участник с идентификационным номером заявки 113940094 с ценой контракта 1 353 957,26 руб.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
Доводы заявителя сводятся к тому, что заявка общества была неправомерно отклонена комиссией по осуществлению закупок уполномоченного органа. По мнению заявителя, что данное отклонение заявки является формальным, так как указание в независимой гарантии адреса электронной почты и номера телефона уполномоченного органа вместо данных заказчика (бенефициара) не влияет на возможность исполнения (неисполнения) обязательств по такой гарантии.
Заявителем также были направлены дополнительные пояснения и доказательства (вх. N 3697-ЭП/23 от 20.04.2023, N 3757-ЭП/23 от 24.04.2023).
Уполномоченным органом представлены возражения (вх. N 3666-ЭП/23 от 20.04.2023), согласно которым заявка участника была отклонена, так как в независимой гарантии, представленной в обеспечение заявки на участие в закупке не были указаны адрес электронной почты и номер телефона заказчика (бенефициара), что, по мнению уполномоченного органа, свидетельствует о несоответствии независимой гарантии типовой форме.
Омским УФАС России также были запрошены (исх. N ТШ/2462/23 от 17.04.2023) пояснения у ПАО "Промсвязьбанк". ПАО "Промсвязьбанк" представлены (вх. N 3657-ЭП/23 от 20.04.2023) объяснения, которые по существу сводятся к тому, что у банка отсутствует обязанность при выдаче независимой гарантии проверять достоверность представленных принципалом сведений. Банком также представлена копия заявления на выдачу независимой гарантии.
Согласно части 1 статьи 44 Федерального закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов заказчик обязан установить требование обеспечения заявок на участие в закупке. Заказчик вправе не устанавливать такое требование в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей.
Обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок (часть 4 статьи 44 Федерального закона о контрактной системе).
В силу пункта 1 части 5 статьи 44 Федерального закона о контрактной системе при проведении электронных процедур обеспечение заявки на участие в закупке предоставляется одним из следующих способов:
а) путем блокирования денежных средств на банковском счете, открытом таким участником в банке, включенном в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации (далее - специальный счет), для их перевода в случаях, предусмотренных настоящей статьей, на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Требования к таким банкам, к договору специального счета, к порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета устанавливаются Правительством Российской Федерации;
б) путем предоставления независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частями 5 и 6 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе Заказчик рассматривает поступившую независимую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о независимой гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах независимых гарантий;
2) несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 настоящей статьи;
3) несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
На основании части 8.2 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей данного закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, типовая форма независимой гарантии, используемой для целей такого закона, форма требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены, в том числе Дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также Дополнительные требования, Типовая форма).
В силу Дополнительных требований независимая гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени гаранта, и должна быть составлена по утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" типовой форме независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в случае составления независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке).
Согласно Типовой форме независимая гарантия наряду с иной информацией должна содержать телефон, адрес электронной почты бенефициара.
Материалами дела установлено, что участником закупки ООО ЧОП "Асгард" в обеспечение заявки представлена независимая гарантия N 11124-23-10 от 05.04.2023, выданная ПАО "Промсвязьбанк".
При этом в независимой гарантии в реквизитах об адресе электронной почты и номере телефона бенефициара действительно были указаны сведения: "guks@omskportal.ru, 79-09-76".
Указанные адрес электронной почты и номер телефона, как установлено Комиссий и не оспаривается сторонами, являются контактной информацией уполномоченного органа, что подтверждается непосредственно сведениями, размещенными в извещении об осуществлении закупки.
При этом адреса электронной почты и номера телефона заказчика (бенефициара) указанная независимая гарантия не содержит, что не соответствует приведенной Типовой форме.
Учитывая изложенное, действия комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа, принявшей решение об отклонении заявки ООО ЧОП "Асгард", не противоречат требованиям Федерального закона о контрактной системе, в связи с чем довод жалобы признан необоснованным.
Вместе с тем Комиссией в результате проведения внеплановой проверки было установлено, что независимая гарантия, выданная банком, не соответствует Типовой форме, что свидетельствует о нарушении ПАО "Промсвязьбанк" части 8.2 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе.
Доводы представителя банка об отсутствии обязанности у последнего проверять заявку принципала на получение независимой гарантии Комиссия полагает несостоятельными на основании следующего.
Выдача независимых гарантий осуществляется банками в соответствии с вышеприведенными положениями нормативных правовых актов, при этом частью 2 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе императивно установлено, что банки являются субъектами контроля, следовательно, при выдаче соответствующей независимой гарантии банк в целях соблюдения возложенных обязанностей должен осуществлять проверку представленных принципалом сведений на соответствие информации, размещенной на официальном сайте ЕИС.
Указанный вывод соответствуют практике ФАС России (см. решение от 15.12.2022 по делу N 28/06/105-4025/2022).
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие "Асгард" на действия Главного управления контрактной системы Омской области и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Оказание услуг частной охраны (выставление поста охраны) (Реестровый номер 23.32.0418)" (извещение N 0152200004723000407) для нужд казенного учреждения Омской области "Центр учета и содержания собственности Омской области".
2. Признать в действиях ПАО "Промсвязьбанк" нарушение части 8.2 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Главному управлению контрактной системы Омской области, ПАО "Промсвязьбанк", оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя комиссии |
"_" "_" |
Член Комиссии |
"_" |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 24 апреля 2023 г. N 055/06/106-458/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2023