Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Профи Плюс" (далее - ООО "Профи Плюс", общество, заявитель) на действия Главного управления контрактной системы Омской области (далее - ГУКС Омской области, уполномоченный орган) и казенного учреждения Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" (далее - КУ "Управление дорожного хозяйства Омской области", заказчик) при осуществлении закупки в форме открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту путепровода на 14 км автомобильной дороги Троицкое - Чукреевка ("Челябинск - Омск - Новосибирск" - "Омск - Одесское - граница Республики Казахстан") в Омском муниципальном районе Омской области (Реестровый номер 23.13.0396) (извещение N 0152200004723000417) (далее - электронный конкурс, конкурс),
в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
уполномоченного органа - "_", начальника ГУКС Омской области, "_" (доверенность N 151 от 31.01.2023),
заказчика - "_" (доверенность N 19 от 13.02.2023), "_" (доверенность от 14.08.2018),
акционерного общества "Омскавтодор", участника закупки - "_" (доверенность N 158 от 19.04.2023)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России до окончания срока подачи заявок поступила (вх. N 3561-ЭП/23 от 18.04.2023) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
Согласно извещению о проведении электронного конкурса дата и время окончания срока подачи заявок установлены 21.04.2023 в 07:00 (МСК+3).
2. Из материалов электронного конкурса следует, что 04.04.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение о проведении электронного конкурса с начальной (максимальной) ценой контракта 153677332,80 руб.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений уполномоченного органа и заказчика, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно жалобе субъектами контроля в нарушение Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 (далее - Положение), для показателя "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" установлено предельное максимальное значение, равное 823672007 руб.
По мнению заявителя, такой размер предельного максимального значения не является сопоставимым с начальной (максимальной) ценой контракта, предусмотренной для данной закупки, что приводит к необоснованному ограничению конкуренции.
ГУКС Омской области в направленных (вх. N 3743-ЭП/23 от 24.04.2023) пояснениях по доводам жалобы указало, что извещение об осуществлении закупки, в том числе установленные критерии оценки заявок участников закупки на участие в конкурсе соответствуют требованиям Федерального закона о контрактной системе и Положению.
КУ "Управление дорожного хозяйства Омской области" в представленных пояснениях сообщило (вх. N 3555-ЭП/23 от 18.04.2023) о том, что предусмотренное извещением о проведении электронного конкурса предельное максимальное значение оспариваемого заявителем показателя, напротив, обусловлено созданием равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупки.
Федеральный закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения предусмотренных данным законом контрактов и особенностей исполнения контрактов (часть 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе).
В силу частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 данного закона.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных таким законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 БК РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики (уполномоченные органы, уполномоченные учреждения) их комиссии по осуществлению закупок должны исходить из целей максимального удовлетворения, как потребностей заказчика, в том числе потребности в качественном товаре, так и результатов расходования бюджетных средств с момента размещения извещения о закупке до исполнения обязательств по контракту.
Вместе с тем реализация обозначенного выше принципа контрактной системы в сфере закупок не должна умалять развитие добросовестной конкуренции, нивелировать принцип обеспечения конкуренции.
Частями 1 и 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям такого закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (пункт 1 части 2 статьи 24 Федерального закона о контрактной системе).
Частью 4 названной нормы регламентировано, что победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если данным законом предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о критериях оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с данным законом.
Комиссией определено, что извещение, размещенное для целей осуществления рассматриваемой закупки, содержало следующую информацию о критериях оценки заявок на участие в конкурсе:
"Цена контракта |
Значимость критерия оценки: 60.00% |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
Значимость критерия оценки: 40.00% |
Показатели критерия оценки: |
1 Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта |
Значимость показателя: 100.00% |
Порядок оценки по показателю : |
1 Детализирующий показатель: Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров |
Значимость детализирующего показателя: 100.00% |
Порядок оценки по детализирующему показателю: Лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение характеристики объекта закупки |
Предельное максимальное значение: 823672007.00". |
В силу пункта 4 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронного документа порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с таким законом.
Соответствующий порядок был предусмотрен в электронном документе "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" (далее - Порядок), размещенном в составе извещения об осуществлении закупки.
Из пункта 2 раздела II Порядка следует, что одним из критериев и показателем оценки заявок на участие в закупке являлся следующий показатель:
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - квалификация участников закупки) |
40 |
наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта |
100 |
характеристика квалификации участников закупки N 1 (наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров) |
100 |
Оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренной подпунктом "е" пункта 20 и 21 Положения, где
= 823 672 007 руб.
|
Согласно пунктам 1 и 4 части 1 статьи 32 Федерального закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует такие критерии оценки, как цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги и квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
На основании части 4 статьи 32 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если данным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если данным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 32 Федерального закона о контрактной системе).
Под показателем оценки согласно пункту 2 Положения понимается вид расхода, вид характеристики объекта закупки и вид характеристики квалификации участников закупки, детализирующие оценку заявок по соответствующему критерию оценки.
Пункт 3 Положения предусматривает, что для оценки заявок применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В соответствии с пунктом 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Подпункты "а" и "б" пункта 28 закрепляют, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения:
применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" данного пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 Положения, применение шкалы оценки не допускается.
Из пункта 20 Положения следует, что если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из указанных формул.
Согласно Порядку заказчиком для расчета выбрана формула, указанная в подпункте "е" вышеприведенного пункта:
в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
Комиссия, проанализировав правомерность определения размера предельного максимального значения характеристики квалификации участников закупки (наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров), с доводами заявителя о нарушении субъектами контроля Положения согласиться не может и признает жалобу необоснованной исходя из следующего.
Федеральным законом о контрактной системе, а также Положением установление каких-либо конкретных значений для предельного максимального значения не регламентируется, ограничения таких значений в процентном либо стоимостном выражении отсутствуют, в связи с чем заказчик на свое усмотрение с учетом специфики планируемой закупки указывает такие значения, которые при этом позволят определить по результатам конкурса квалифицированных подрядчиков.
КУ "Управление дорожного хозяйства Омской области" при направлении пояснений для рассмотрения настоящей жалобы по существу дополнительно было отмечено, что для установления предельного максимального значения критерия им было рассчитано среднее арифметическое значение в результате проведения анализа стоимости заключенных и исполненных контрактов за последние 3 года, предшествующие проведению закупки. Анализируемые заказчиком контракты предусматривали выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильных дорог на территории Омской области. Источником для выбора контракта послужила информация, размещенная на официальном сайте ЕИС в разделе "Реестр контрактов".
Также следует учитывать, что порядок определения детализирующего показателя по одной из формул, приведенных в пункте 20 Положения, является правом заказчика.
Таким образом, заказчик самостоятельно выбирает формулу из числа предусмотренных пунктом 20 Положения. Кроме того, заказчик также вправе применять формулы с установлением предельных значений (подпункты "в" - "з" пункта 20 Положения), при которых у заказчика имеется возможность в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке определить вышеуказанные наименьшее и (или) наибольшее значения (экстремумы), между которыми будет производиться оценка заявок от 0 до 100 баллов (данные выводы соответствует позиции Минфина России, изложенной в письме от 25.02.2022 N 24-06-06/13415).
Фактически показателем ограничено "верхнее" значение предоставляемых участниками закупки контрактов, при этом все участники, предоставившие в подтверждение квалификации контракты с большей ценой, получат одинаковую оценку.
По убеждению Комиссии, рассматриваемый порядок оценки заявок на участие в конкурсе позволяет выявить наиболее опытного участника, оценить сопоставимый опыт выполнения работ, что соответствует принципам контрактной системы в сфере закупок - принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупок, поскольку ставит в равные условия участников, опыт выполнения работ по договорам которых равен или более 823672007 руб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Профи Плюс" на действия Главного управления контрактной системы Омской области и казенного учреждения Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" при осуществлении закупки в форме открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту путепровода на 14 км автомобильной дороги Троицкое - Чукреевка ("Челябинск - Омск - Новосибирск" - "Омск - Одесское - граница Республики Казахстан") в Омском муниципальном районе Омской области (Реестровый номер 23.13.0396) (извещение N 0152200004723000417).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
"_" |
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
"_"
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 25 апреля 2023 г. N 055/06/106-475/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2023