Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
"_" - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "СИБ'РМ" (далее - заявитель, общество, ООО "СИБ'РМ") на действия Территориального фонда обязательного медицинского страхования Омской области и его комиссии по осуществлению закупок (далее - заказчик, комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка расходных материалов для печатающих устройств" (извещение N 0252100004123000015) (далее - электронный аукцион, аукцион),
в присутствии представителей заказчика "_" (доверенность от 25.04.2023), "_" (доверенность от 20.01.2021), "_" (доверенность от 20.01.2022);
при участии посредством видео-конференц-связи представителей заявителя "_" (доверенность 17.04.2023), "_" (доверенность от 24.04.2023)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 3549-ЭП/23 от 18.04.2023) жалоба заявителя на действия заказчика при заключении контракта, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
25.04.2023 в заседании Комиссии был объявлен перерыв до 16:30 час. 25.04.2023.
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 24.03.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение N 0252100004123000015 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 149 814,98 руб.
27.03.2023 размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки.
04.04.2023 размещен протокол подачи ценовых предложений, согласно которому на участие в закупке подано 6 заявок, из них сделано 4 ценовых предложения, наименьшее ценовое предложение (89 121,10 руб.) сделано участником закупки с идентификационным номером заявки 113911998, при этом снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 40,51%.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 04.04.2023 заявки всех участников признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. Победителем признан участник закупки с идентификационным номером заявки 113911998 с предложенной ценой контракта 89121,10 руб.
Хронология заключения контракта свидетельствует о следующем:
06.04.2023 заказчиком размещен проект контракта со снижением цены на 15 % (75 752,94 руб.)
13.04.2023 участником закупки размещен протокол разногласий.
17.04.2023 заказчиком размещен доработанный проект контракта с информаций о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий.
В регламентированный срок (по 18.04.2023) участником проект контракта не подписан, обеспечение исполнения контракта не представлено.
19.04.2023 участник закупки признан уклонившимся от заключения контракт, в этот же день протокол размещен на официальном сайте ЕИС.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
Доводы жалобы сводятся к тому, что заказчиком при размещении проекта контракта в рамках статьи 51 Федерального закона о контрактной системе неправомерно применены условия допуска, предусмотренные Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.10.2018 N 52516) (далее - Приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н).
Так заявителем отмечено, что при направлении протокола разногласий им в адрес заказчика была представлена информация, что товар по позициям 2 и 3 описания объекта закупки не производится на территории Российской Федерации.
По мнению заявителя, заказчиком не предпринято надлежащих мер для проверки достоверности информации, представленной участниками закупки в составе заявок.
Заказчиком были представлены возражения на доводы жалобы (вх. N 3741-ЭП/23 от 24.04.2023), согласно которым цента контракта была снижена в соответствии с подпунктами 1.1 и 1.3 пункта 1 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н, так как победителем закупки к поставке предложен товар иностранного производства (Китай, Вьетнам), при этом двумя участниками закупки по каждой из позиций продекларирована страна происхождения товара, предложенного к поставке - Российская Федерация.
В подтверждение возражений заказчиком предоставлены скриншоты с сайтов продавцов соответствующих товаров, запросы в адрес участников закупки о подтверждении страны происхождения товаров, предложенных к поставке, сведения о ранее заключенных контрактах.
Заказчиком также отмечено, что такими участниками закупки не указаны: марка товара, наименование производителя, что фактически не позволяет идентифицировать предлагаемый к поставке товар.
В силу статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее - нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно частям 1 и 4 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
На основании пункта 15 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (пункт 5 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе).
Частью 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В соответствии частями 2, 3 и 4 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи:
1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать:
а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона;
б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная настоящим подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" настоящего пункта;
в) максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;
г) размер платы, подлежащей внесению в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, за заключение контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом);
д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта;
е) иные документы (при наличии).
Не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету.
Подпунктами 1.1, 1.3 и 1.6 пункта 1, пунктом 2 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н установлены следующие условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N 1, приложении N 2 к настоящему приказу (далее при совместном упоминании - Приложения):
При проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, в размере 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 настоящего приказа предоставляются участникам закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза.
При проведении аукциона контракт заключается по цене:
а) сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза);
б) предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза.
Подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара.
Положения подпунктов 1.1 - 1.3 пункта 1 настоящего приказа не применяются при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме в случаях, если:
а) конкурс, аукцион, запрос котировок в электронной форме признается не состоявшимся в случаях, предусмотренных Федеральным законом;
б) все заявки участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), содержат предложения о поставке товаров, указанных в Приложениях и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза;
в) все заявки участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), содержат предложение о поставке указанных в Приложениях товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза);
г) в отношении товаров, указанных в Приложениях, Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона.
Согласно извещению об осуществлении закупки заказчиком закупаются картриджы для МФУ и блок фотобарабана с кодом ОКПД2 28.23.25.000.
По спорным позициям N 2 и 3 электронного документа "Описание объекта закупки", размещенного в составе извещения об осуществлении закупки, заказчиком закупаются следующие товары:
2 |
Картридж для многофункционального устройства КАТЮША M247 |
4, штука |
Назначение |
|
Для многофункционального устройства КАТЮША M247 |
Качество печати |
|
Соответствует новому оригинальному картриджу для МФУ (THM247), при печати тестовой страницы (нет постороннего фона, заполнение графического объекта равномерное, четкое и точное). |
|||
Цвет тонера |
|
Черный |
|||
Ресурс тонера |
13 000 страниц формата A4 (при заполнении 5% общей площади страницы) |
|
|||
Качество тонера |
|
Мелкодисперсный тонер в соответствии с ISO/IEC 19752 |
|||
3 |
Блок фотобарабана для многофункционального устройства КАТЮША M247 |
2, штука |
Назначение |
|
Для многофункционального устройства КАТЮША M247 |
Качество печати |
|
Соответствует новому оригинальному блоку фотобарабана для МФУ, при печати тестовой страницы (нет постороннего фона, заполнение графического объекта равномерное, четкое и точное) |
|||
Ресурс |
45 000 страниц формата A4 (при заполнении 5% общей площади страницы) |
|
В отношении товаров с кодом ОКПД2 28.23 (за исключением 28.23.9) "Машины офисные и оборудование, кроме компьютеров и периферийного оборудования" (позиция 220 перечня) установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства.
Материалами дела подтверждено, что в извещении об осуществлении закупки указанные условия допуска были установлены.
Пунктом 1.3 электронного документа "ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ, СОСТАВУ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЮ" установлены следящие требования к заявкам участников закупки: "1.3. Информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона N 44-ФЗ.
Предоставление требуется.
В соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" участником аукциона в заявке на участие в аукционе указывается (декларируется) страна происхождения поставляемого товара.".
Согласно сведениям, представленным (вх. N 3654-ЭП/23 от 20.04.2023) оператором электронной площадки ООО "РТС-тендер", участниками закупки с идентификационными номерами заявок 113906841 (ООО "Браво") и 113918269 (ООО "Проектсервисмонтаж") по позициям N 2 и 3 к поставке были предложены товары: "Картридж совместимый для многофункционального устройства КАТЮША М247", "Блок фотобарабана совместимый для многофункционального устройства КАТЮША М247" с указанием страны происхождения товара - Российская Федерация, по иным позициям указанными участниками также продекларирована страна происхождения товара - Российская Федерация.
Комиссия также отмечает, что участником закупки с идентификационным номером заявки 113915256 (ООО "КАТОН") по спорным позициям предложены товары "Картридж для многофункционального устройства КАТЮША М247", "Блок фотобарабана для многофункционального устройства КАТЮША М247" с указанием страны происхождения товара - Российская Федерация, по иным позициям указана страна происхождения товара - Китай.
При этом содержание заявок приведенных участников закупки не позволяло каким-либо образом идентифицировать товар, предложенный к поставке.
Иные участники закупки, в том числе победитель предложили к поставке товар иностранного производства.
При указанных обстоятельствах и на основании подпунктов 1.1 и 1.3 пункта 1 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н 26.05.2022 заказчиком на официальном сайте ЕИС и сайте оператора электронной площадки был размещен проект контракта с ценой, сниженной на 15% (75752,94 руб.).
Вместе с тем заказчиком изначально при подведении итогов определения поставщика, а равно при размещении проекта контракта не учтено, что в целях применения условий допуска, предусмотренных приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н, недопущения необоснованного снижения цены контракта, нарушения прав и законных интересов победителя определения поставщика, заказчики и их комиссии по осуществлению закупок обязаны проверять достоверность информации о стране происхождения товара, предоставляемой участниками закупок. Данные действия являются разумными мерами, обеспечивающими выполнение основополагающих принципов контрактной системы и не противоречат действующему законодательству.
Данный ввод соответствует судебной практике по делам N А46-18773/2021, N А46-4164/2020, N А46-9712/2020, N А14-21913/2019.
Комиссия Омского УФАС России полагает, что в силу возложенной Федеральным законом о контрактной системе обязанности по проверке достоверности сведений, представленных в заявках участников закупок, заказчику необходимо было осуществить совокупность действий, направленных на проверку достоверности декларации участников закупки о стране происхождения товара, например, изучение рынка картриджей (в том числе с использованием открытых интернет источников), направление запросов производителям закупаемого товара, в Минпромторг России (указанные действия фактически могли быть осуществлены еще на этапе подготовки к закупке), после подведения итогов определения поставщика возможно было направить соответствующие запросы участникам закупки, представившим спорные декларации.
Учитывая, что указанные действия заказчиком в разумный срок, то есть до размещения проекта контракта со сниженной ценой (до 06.04.2023) выполнены не были, какие-либо доказательства того, что предлагаемый к поставке товар действительно произведен на территории Российской Федерации отсутствовали, Комиссия Омского УФАС России приходит к выводу о том, что заказчик неправомерно снизил цену контракта победителю закупки.
То обстоятельство, что заказчиком предприняты меры для проверки достоверности спорных сведений после направления обществом протокола разногласий (письма N 2040/07-13, N 2042/07-13 от 14.04.2023) само по себе не исключает обязанности заказчика и его комиссии по осуществлению проводить такую проверку на этапе рассмотрения заявок и размещения проекта контракта.
Комиссия также учитывает, что запросы заказчика участниками закупки были оставлены без ответа, при этом заказчик отказался учесть информацию, содержащуюся в протоколе разногласий.
Представленные заказчиком скриншоты из открытых интернет источников, по убеждению Комиссии, не соответствуют принципу публичной достоверности.
Информацию о ранее заключенных контрактах, ссылки на содержание товарных накладных Комиссия также полагает несостоятельными, так как заказчиком не доказано, что при исполнении приведенных в возражениях контрактах, заказчиком проводилась проверка, в том числе экспертиза товара в части установления страны его происхождения.
Доказательств того, что заказчиком осуществлялись какие-либо еще действия по проверки достоверности сведений, в материалы дела не представлено.
Вместе с тем заявителем к жалобе была приложена таможенная декларация от 25.10.2022 на товар тонер-картридж модель THM247. В данной декларации указана страна происхождения - Вьетнам.
Указанное обстоятельство также подтверждается письмом ООО "Катюша Принт" (исх. N 025/04-01 от 25.04.2023), которое было представлено заявителем после перерыва в заседании Комиссии.
Аналогичный ответ получен (вх. N 3823-ЭП/23 от 25.04.2023) на запрос Омского УФАС России (исх. N ТШ/2631/23 от 25.04.2023).
Комиссией установлено, что оригинальные картриджи THM247 и блоки фотобарабанов для многофункциональных устройств M247 производятся во Вьетнаме.
Комиссия особо отмечает, что доказательства наличия на территории Российской Федерации производства аналогов указанных картриджей и блоков фотобарабанов в материалах дела отсутствуют.
При этом на запрос Омского УФАС России (исх. N ТШ/2487/23 от 18.04.2023) ООО "Проектсервисмонтаж" был получен ответ (вх. N 3577-ЭП/23 от 18.04.2023), из содержания которого усматривается, что ООО "Проектсервисмонтаж" декларировало страну происхождения товара в своей заявке на основании устной информации от иных поставщиков.
ООО "Браво" на данный запрос не ответило. ООО "КАТОН" в ответ на запрос Омского УФАС России (исх. N ТШ/2632/23 от 25.04.2023) фактически отказалось предоставлять документальные доказательства страны происхождения товара по спорным позициям, сославшись на то, что его заявка не могла повлиять на применение условий допуска, так как содержала предложение, в том числе иностранного товара.
На основании материалов дела, Комиссия Омского УФАС России приходит к выводу о том, что сведения о стране происхождения товара, указанные участниками закупки с идентификационными номерами заявок 113906841 (ООО "Браво"), 113918269 (ООО "Проектсервисмонтаж"), 113915256 (ООО "КАТОН") являются недостоверными, следовательно, такие заявки подлежали отклонению, а контракт должен был заключаться по цене, предложенной победителем закупки, в связи с чем Комиссия признает довод жалобы обоснованным.
Указанное свидетельствует о нарушении комиссией по осуществлению закупок заказчика части 12 статьи 48, части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе, а также о нарушении заказчиком частей 1 и 4 статьи 14, части 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе, Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "СИБ'РМ" на действия Территориального фонда обязательного медицинского страхования Омской области и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка расходных материалов для печатающих устройств" (извещение N 0252100004123000015)
2. Признать в действиях Территориального фонда обязательного медицинского страхования Омской области и его комиссии по осуществлению закупок нарушение частей 1 и 4 статьи 14, части 12 статьи 48, части 5 статьи 49, части 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе, приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Омской области, ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
"_" "_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 25 апреля 2023 г. N 055/06/106-471/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2023