Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отдела контроля закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
в присутствии представителя общества с ограниченной ответственностью "ИнкоМинг" Потатурко Т.Е. по доверенности от 31.03.2023,
в отсутствие представителя заказчика - Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю (о дате, времени и месте рассмотрения заказчик уведомлен надлежащим образом),
рассмотрев материалы дела N 7-3/234 по обращению заказчика - Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю (далее также - ГУФСИН по Приморскому краю, заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участнике закупки - обществе с ограниченной ответственностью "ИнкоМинг" (ИНН 0323400567) (далее также - ООО "ИнкоМинг", Общество), учредителе (генеральном директоре) Общества Стариковой Оксане Сергеевне (ИНН 030604106633) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 01.03.2023 N 2323320100012001201000093 / 01201000093230000010001 (реестровый номер 1254002043923000029) на поставку корма для собак сухого в рамках ГОЗ, заключенного по результатам электронного аукциона N 0120100009323000001, и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником закупки ООО "ИнкоМинг",
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) поступило обращение заказчика - ГУФСИН по Приморскому краю о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ИнкоМинг" (ИНН 0323400567), учредителе (генеральном директоре) Общества Стариковой Оксане Сергеевне (ИНН 030604106633) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 01.03.2023 N 2323320100012001201000093 / 01201000093230000010001 (реестровый номер 1254002043923000029) на поставку корма для собак сухого в рамках ГОЗ, заключенного по результатам электронного аукциона N 0120100009323000001, и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником закупки ООО "ИнкоМинг".
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее также - Постановление N 1078, Правила) принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой установлено следующее.
Заказчиком - ГУФСИН по Приморскому краю проведен электронный аукцион на поставку корма для собак сухого в рамках ГОЗ.
Извещение N 0120100009323000001 о проведении торгов размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 07.02.2023.
Начальная цена контракта составляет 6 300 000,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.02.2023 победителем торгов признан участник с идентификационным номером 113 (заявка ООО "ИнкоМинг"), предложивший наименьшую цену контракта 4 284 000,00 рублей.
По результатам торгов между победителем торгов - ООО "ИнкоМинг" (далее также - Поставщик) и заказчиком - ГУФСИН по Приморскому краю 01.03.2023 заключен государственный контракт N 2323320100012001201000093 / 01201000093230000010001 (реестровый номер 1254002043923000029) (далее также - контракт), с ценой контракта 4 284 000,00 рублей, НДС не облагается (п. 3.1 контракта).
В соответствии с п. 1.1 контракта Поставщик обязуется передать (поставить) в адрес грузополучателя, указанный в ведомости поставки (Приложение N 1) товар: корм для собак сухой (далее - товар), в ассортименте, по качеству, цене, в количестве и сроки, предусмотренные Ведомостью поставки (приложение N 1), и иными условиями Контракта, а Государственный заказчик обязуется обеспечить приемку товара и оплатить товар в соответствии с условиями Контракта.
Согласно п. 1.2 контракта Грузополучателем Государственного заказчика является учреждение уголовно-исполнительной системы, уполномоченное Государственным заказчиком на приемку товара, проведение экспертизы поставленного товара и предъявление претензий к Поставщику
в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств по Контракту (далее - Грузополучатель).
Приложением N1 к контракту Стороны согласовали Ведомость поставки:
N п/п |
Наимено- вание |
Кол-во, кг |
Цена, руб. |
Стоимость, руб. |
Остаточный срок годности |
Срок поставки |
Грузополучатель место поставки |
1 |
Корм для собак сухой
Страна происхож-дения: РФ |
45 000 |
95,20 |
4 284 000,00 |
Не менее 8 месяцев с даты поставки товара в адрес Грузополуча-теля |
В течение 15 дней с момента заключения государственного контракта - 15 000 кг. Апрель 2023 - 10 000 кг, Июнь 2023 - 10 000 кг, Август 2023 -10 000 кг |
ФКУ БМТ и ВС ГУФСИН России по Приморскому краю, г. Владивосток, ул. Выселковая, 50 |
|
|
Итого: 4 284 000 (четыре миллиона двести восемьдесят четыре тысячи) рублей 00 копеек |
Права и обязанности Сторон установлены в разделе 2 контракта.
В соответствии с п. 2.3.2 контракта Поставщик обязан передать товар в порядке и в сроки, указанные в разделе 5 Контракта и Ведомости поставки (приложение N 1).
Согласно п.п. 5.1, 5.2 контракта Поставщик своими силами и за свой счет передает товар Грузополучателю путем доставки и отгрузки его Грузополучателю в ассортименте, по качеству, цене, в количестве, сроки и по адресам указанным в Ведомости поставки (приложение N 1) и иными условиями Контракта. Не позднее, чем за 5 (пять) рабочих дней до даты передачи (поставки) товара Поставщик в письменной форме уведомляет Государственного заказчика и Грузополучателя по адресам, указанным в разделе 16 Контракта и в Ведомости поставки (приложение N 1), о готовности товара к поставке и о дате поставки товара.
В силу п. 5.3 контракта моментом исполнения обязательств Поставщика по поставке товара по Контракту считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного Государственным заказчиком.
В соответствии с п. 14.1 контракта Контракт вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до "30" декабря 2023 г., а в части осуществления оплаты, а также начисления, уплаты пени и штрафа - до их полного исполнения.
Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (п. 12.5 контракта).
В соответствии с п. 12.6 контракта Государственный заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в случае:
поставки товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для Государственного заказчика срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товара и в иных случаях, предусмотренных гражданским законодательством.
Как следует из материалов дела, срок поставки Товара установлен партиями:
1 партия - в течение 15 дней с момента заключения государственного контракта - 15 000 кг; 2 партия - апрель 2023 - 10 000 кг; 3 партия - июнь 2023 - 10 000 кг; 4 партия - август 2023 - 10 000 кг.
В связи с тем, что на дату 16.03.2023 поставка сухого корма для собак (крайняя дата поставки 1 партии товара) Поставщиком не осуществлена, в адрес Общества направлена претензия от 16.03.2023 исх. N 25/ТО/32-5120 о нарушении Обществом сроков поставки.
23.03.2023 в адрес Общества направлена еще одна претензия исх. N 25/ТО/32-5628 о нарушении Обществом сроков поставки на 7 дней.
В связи с тем, что на дату 30.03.2023 Поставщик поставку товара (1 партии товара) не осуществил, заказчиком 30.03.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 30.03.2023 размещено заказчиком в ЕИС 30.03.2023. Контракт расторгнут с 11.04.2023.
В результате изучения материалов дела 7-3/234, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Законом N 44-ФЗ.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума ВС РФ N 7 в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
При определении даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик исходил из даты размещение решения в ЕИС, т.е. 30.03.2023.
11.04.2023 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
В соответствии с пп. "а" п. 13 Правил, утвержденных Постановлением N 1078, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. "е" п. 9 и пп. "г" п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
В ходе проведения проверки от ООО "ИнкоМинг" в адрес Хабаровского УФАС России поступили пояснения о причинах неисполнения условий контракта в установленный контрактом срок.
Как следует из пояснений ООО "ИнкоМинг", 13.03.2023 Общество направило в адрес заказчика письмо с исх. N 29/2023, в котором указало, что планируемый к первой поставке корм для собак изготовлен, но производитель корма - ООО "КОРМА ПРОФИТ" столкнулся с проблемой маркировки, вызванной уходом западных товаров с отечественного рынка, а именно: возникли трудности с печатью нанесения данных на мешки, в которых планируется поставка корма, о чем производитель сообщил Обществу в письме от 09.03.2023 года, и обязался в кратчайшие сроки устранить данную проблему.
26.03.2023 производитель корма для собак - ООО "КОРМА ПРОФИТ" сообщил Обществу, что проблема с маркировкой устранена, но в ходе эксплуатации оборудования вышла из строя машина конечной сушки корма, перед упаковкой корма в мешки, в связи с чем, поставка товара переносится минимум на 5-7 дней.
27.03.2023 ООО "ИнкоМинг" направило в адрес заказчика письмо с исх. N 41/2023, в котором сообщило о задержке поставки корма на одну неделю в связи с поломкой оборудования у производителя, при этом обязавшись поставить товар заказчику и оплатить пеню в связи с вынужденной просрочкой.
Однако заказчик 30.03.2023 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В ответ на решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, ООО "ИнкоМинг" в письме от 06.04.2023 исх. N 44/2023 сообщило, что в связи с удаленностью производителя корма от местонахождения заказчика, Общество сможет поставить корм в соответствии с контрактом не позднее 12.04.2023 года, но решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 11.04.2023 вступило в силу.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
Принимая участие в закупке, ООО "ИнкоМинг" осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 ГК РФ, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.
При этом в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
Поскольку хозяйствующий субъект ООО "ИнкоМинг", обязанный соблюдать действующее законодательство, отказался (уклонился) от надлежащего исполнения контракта, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о недобросовестности действий вышеуказанного субъекта.
Обстоятельств, предусмотренных п. 15 Постановления N1078 не установлено.
Недобросовестность ООО "ИнкоМинг" выражается в непринятии необходимых (достаточных) мер, направленных на исполнение контракта по государственному оборонному заказу.
Доводы о нарушении обязательств со стороны контрагентов Общества отклоняются как не свидетельствующие о добросовестности Общества и не освобождают юридическое лицо от ответственности за допущенное нарушение обязательств в силу п. 8 Постановления Пленума ВС РФ N7. Доказательств невозможности в установленный срок приобретения у иных поставщиков кормов, необходимых к поставке заказчику, Обществом в материалы дела не представлено.
Принимая участие в закупке 07.02.2023 в целях реализации государственного оборонного заказа и самостоятельно снижая в ходе торгов цену заключаемого контракта на 32%, Общество принимает на себя обязательства по поставке товара и должно учитывать возможные последствия неисполнения обязательства.
Комиссия Хабаровского УФАС России также учитывает, что неисполнение ООО "ИнкоМинг" обязательств по контракту обладает особой значимостью для заказчика - ГУФСИН по Приморскому краю в силу специфики осуществления закупки в целях реализации заказчиком государственного оборонного заказа Российской Федерации (Заказчик не получил результат закупки, на который рассчитывал; возникла необходимость осуществления повторной закупки, что влечет снижение эффективности расходования средств федерального бюджета).
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. 104 Закона N 44-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные заказчиком - ГУФСИН по Приморскому краю об ООО "ИнкоМинг" (ИНН 0323400567), учредителе (генеральном директоре) Общества Стариковой Оксане Сергеевне (ИНН 030604106633), в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 01.03.2023 N 2323320100012001201000093 / 01201000093230000010001 (реестровый номер 1254002043923000029) на поставку корма для собак сухого в рамках ГОЗ, заключенного по результатам электронного аукциона N 0120100009323000001, сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии:
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 19 апреля 2023 г. N РНП-164
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.04.2023