Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отдела контроля закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
в отсутствие представителей: заявителя - индивидуального предпринимателя Князевой Ольги Николаевны, заказчика - федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет" (о дате, времени, месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом),
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Князевой Ольги Николаевны (далее также - ИП Князева О.Н., заявитель) и материалы дела N 027/06/106-563/2023, Комиссия Хабаровского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее также - Хабаровское УФАС России) поступила жалоба ИП Князева О.Н. на действия заказчика - федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет" (далее также -ФГБОУ ВО "АмГПГУ", заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку учебного оборудования по робототехнике в рамках реализации программ развития федеральных государственных учреждений, кадрового потенциала и материально-технической базы, для создания педагогических технопарков "Кванториум" на базе образовательных организаций высшего образования в рамках федерального проекта "Современная школа" (Извещение от 10.04.3023 N 0322100011623000009).
По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями заказчика, установившего в извещении о проведении электронного аукциона неправомерные требования к характеристикам поставляемого товара, в частности в файле "III. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ" (Описание объекта закупки) установлены требования к характеристикам товара КТРУ 32.99.53.130-00000032 "Общеобразовательный конструктор для практического изучения принципов создания электронных устройств на основе электронных компонентов и программируемых контроллеров": Количество элементов для сборки, шт. - от 600 (п. 1.1); Целевые навыки и знания учащихся - создание комплексных программ управления автоматическими, робототехническими устройствами при использовании универсальных программируемых контроллеров; сборка робототехнических механизмов, выполняющих различные практические задачи; создание алгоритмов управления исполнительными механизмами моделей роботов в том числе на основании поступающих с датчиков сигналов; использование миникомпьютеров совместно с периферийными электронными модулями (п. 1.4).
В рамках поступившей жалобы, на основании ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.
В ходе проведения проверочных мероприятий заказчиком представлен мотивированный отзыв на жалобу, в соответствии с которым считают жалобу необоснованной.
В процессе рассмотрения представленных документов и информации Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Извещение N 0322100011623000009 о проведении электронного аукциона на поставку учебного оборудования по робототехнике в рамках реализации программ развития федеральных государственных учреждений, кадрового потенциала и материально-технической базы, для создания педагогических технопарков "Кванториум" на базе образовательных организаций высшего образования в рамках федерального проекта "Современная школа" размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 10.04.3023.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 215 625,00 рублей.
Заказчиком установлены ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617, а также условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 09.03.2023 09:00 (МСК+7).
Дата и время окончания срока подачи заявок: 25.04.2023 15:00 (МСК+7).
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 25.04.2023.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 27.04.2023.
Изучив материалы дела N 027/06/106-563/2023, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу ч. 1 ст. 12 Закона N 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Объектом закупки является поставка учебного оборудования по робототехнике в рамках реализации программ развития федеральных государственных учреждений, кадрового потенциала и материально-технической базы, для создания педагогических технопарков "Кванториум" на базе образовательных организаций высшего образования в рамках федерального проекта "Современная школа".
В извещении установлены коды КТРУ: 32.99.53.130-00000032 "Общеобразовательный конструктор для практического изучения принципов создания электронных устройств на основе электронных компонентов и программируемых контроллеров", дата начала обязательного применения позиции каталога 11.01.2021 бессрочно; 32.99.53.110-00000002 "Робот-манипулятор учебный", дата начала обязательного применения позиции каталога 02.11.2020 бессрочно; 32.99.53.130-00000304 "Универсальный многофункциональный колесный робототехнической комплект", дата начала обязательного применения позиции каталога 01.04.2021 бессрочно; 32.99.53.130-00000289 "Набор для конструирования промышленных робототехнических систем", дата начала обязательного применения позиции каталога 01.04.2021 бессрочно; 32.99.53.130-00000345 "Учебный набор программируемых робототехнических платформ", дата начала обязательного применения позиции каталога 01.04.2021 бессрочно.
Согласно вышеперечисленным позициям КТРУ, размещенным в ЕИС, указанные позиции имеют код по ОКПД2 - 32.99.53.130 "Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные".
В силу ч. 5 ст. 23 Закона N 44-ФЗ формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона N 44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Постановление Правительства РФ N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
В соответствии с п. 2 Правил формирования КТРУ под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.
П. 12 Правил формирования КТРУ установлено, что код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Согласно подп. "б" п. 2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Как следует из п. 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пп. "а" п. 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в п.п. 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
В соответствии с п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно извещению о проведении спорной закупки заказчиком установлено ограничение допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617.
Следовательно, в описании объекта закупки заказчик не ограничен только теми характеристиками оборудования, которые установлены в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд того или иного товара, при условии обоснования необходимости включения в описании товара дополнительной информации, дополнительных потребительских свойств.
При формировании объекта закупки заказчики самостоятельно определяют код ОКПД 2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД 2 с учетом специфики закупки в области применения.
Характеристики товара установлены в разделе III "Техническая часть. Описание объекта закупки" извещения о проведении закупки (далее также - Техническая часть).
Как следует из пояснений заказчика, при формировании Технической части закупки заказчик исходил из потребности в товаре данного вида и достижении стоящих перед ним задач. Характеристики товара, указанные в Технической части и в частности позиции КТРУ: 32.99.53.130-00000032 "Общеобразовательный конструктор для практического изучения принципов создания электронных устройств на основе электронных компонентов и программируемых контроллеров",обусловлены потребностью заказчика в обеспечении учебного процесса при реализации образовательных программ. При описании закупки заказчик руководствовался "Методическими рекомендациями по созданию и функционированию педагогических Технопарков "Кванориум", на базе образовательных организаций высшего образования", являющимися приложением к Письму Минпросвещения России от 27.01.2013 N 08-244.
По общему правилу указание заказчиком в извещении особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Законодательство о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам оборудования, и не предусматривает ограничения по включению в извещение о проведении закупки требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика.
Заявителем не представлены доказательства невозможности подачи заявки другими участниками, в том числе и невозможность поставки оборудования с указанными в Технической части характеристиками, широким кругом лиц, что могло бы привести к ограничению конкуренции.
Отсутствие товара с обжалуемыми характеристиками у заявителя не может свидетельствовать об отсутствии указанного товара на рынке.
Также, в связи с тем, что заявителем не представлена информация об участии в спорной закупке, содержание извещения о проведении закупки не могло повлиять на права или обязанности заявителя или каким-либо иным образом нарушить его законные интересы.
Комиссия Хабаровского УФАС России, проанализировав представленные материалы дела, не усматривает в действиях заказчика нарушений требований Закона N 44-ФЗ, в связи с чем, жалоба заявителя признается необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 3 ч. 15 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Князева О.Н. на действия заказчика - ФГБОУ ВО "АмГПГУ" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку учебного оборудования по робототехнике в рамках реализации программ развития федеральных государственных учреждений, кадрового потенциала и материально-технической базы, для создания педагогических технопарков "Кванториум" на базе образовательных организаций высшего образования в рамках федерального проекта "Современная школа" (Извещение от 10.04.3023 N 0322100011623000009) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 24 апреля 2023 г. N 7-1/47
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2023