Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок и рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - начальника отдела контроля закупок Парфирьевой С.Н.,
членов Комиссии:
- главного государственного инспектора отдела контроля закупок Шихановой Л.Б.,
- ведущего специалиста эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Корней К.А.,
в присутствии представителей:
- заказчика краевого государственного казенного учреждения "Служба заказчика Министерства строительства и жилищной политики Камчатского края" (далее - Заказчик): Калмыкова И.И. (по доверенности от 30.01.2023), Сурова К.С. (по доверенности от 30.01.2023), Ластовецкой В.В. (по доверенности от 30.01.2023), Панькив Н.А (по доверенности от 30.01.2023),
- исполнителя - общества с ограниченной ответственностью "Стройэксперт" (далее - Общество, Подрядчик): Рахматулиной Е.З. (по доверенности от 04.05.2022), Новичкова Н.В. (по доверенности от 17.04.2023), Шубко М.В. (по доверенности от 17.04.2023),
осуществив посредством видеоконференцсвязи рассмотрение документов и информации об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта на разработку проектно-сметной документации по объекту "Завершение строительства ДОЛ им. Ю.А. Гагарина", заключенного с Обществом от 30.09.2022 N 59/22-ГК (далее - Контракт), руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, в соответствии с Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила),
УСТАНОВИЛА:
08.09.2022 Заказчик на официальном сайте единой информационной системы (далее - ЕИС) разместил извещение о проведении электронного аукциона (далее - ЭА) на разработку проектно-сметной документации (далее - ПСД) по объекту "Завершение строительства ДОЛ им. Ю.А. Гагарина" (далее - Работы) (закупка N 0338200009622000020) (далее - Закупка). Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) установлена в 12 500 000, 00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0338200009622000020 от 19.09.2022 на участие в ЭА подана одна заявка, которая признана соответствующей требованиям извещения о Закупке. ЭА признан несостоявшимся, принято решение заключить контракт с Обществом по НМЦК.
14.04.2023 в Камчатское УФАС России через ЕИС поступило обращение Заказчика о включении информации о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) в связи с расторжением Контракта в одностороннем порядке по причине существенного нарушения Подрядчиком условий Контракта (далее - Обращение).
В результате проверки документов и информации об одностороннем отказе от исполнения контракта и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием ЕИС формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в ЕИС;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием ЕИС направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с данным пунктом такого решения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 данной статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 данного Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу части 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 данных Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
В соответствии с пунктом 1.2 Контракта "срок завершения работ: до "05" декабря 2022 года".
Заказчик в Обращении указал, что "в течение всего срока выполнения Работ Подрядчик своими действиями (бездействием) неоднократно допускал нарушения условий Контракта, самовольно, в одностороннем порядке продлевал сроки предоставления документов и информации, пытался ввести в заблуждение, что вынудило Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнении Контракта, оформленные приказами Учреждения N 2-з от 15.03.2023 и N 4-з от 31.03.2023".
В соответствии с пунктом 12.7 Контракта "Контракт может быть расторгнут по взаимному соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном статьёй 95 Закона N 44-ФЗ".
Согласно пункту 10.1 части 10 Контракта "Расторжение настоящего Контракта допускается в следующих случаях:
- по соглашению Сторон;
- по решению суда;
- в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Контракта.
Порядок принятия Сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта устанавливается Законом о контрактной системе".
Данные обстоятельства явились основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта: приказы Учреждения N 2-з от 15.03.2023 и N 4-з от 31.03.2023 (далее - Решение).
Согласно информации, размещенной в ЕИС 15.03.2023 Заказчик с использованием ЕИС сформировал Решение (приказ N 2-з от 15.03.2023) и разместил его в ЕИС.
Подрядчик письмом от 24.03.2023 N 34 направил в адрес Заказчика ПСД.
27.03.2023 Заказчик приказом от 27.03.2023 N 3 отменил Решение (приказ N 2-з от 15.03.2023).
По результатам проверки ПСД, направленной Подрядчиком 24.03.2023, Заказчик выявил ранее направленные и не устраненные Подрядчиком замечания (перечень замечаний указан в приложении к приказу N 4-з от 31.03.2023).
31.03.2023 Заказчик с использованием ЕИС сформировал Решение (приказ N 4-з от 31.03.2023) и разместил его в ЕИС.
Обращение не содержит документов и информации об устранении Подрядчиком нарушений Контракта в течении десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Подрядчика о принятом Решении - 31.03.2023.
Решение вступило в законную силу 11.04.2023.
Таким образом, Заказчиком соблюден порядок принятия Решения, направления его Подрядчику и размещения в ЕИС.
Заказчик в письме от 13.04.2023 N 232-1341 предоставил пояснения с приложением писем Заказчика и Подрядчика (прилагаются в электронном виде), согласно которым на протяжении всего времени исполнения Контракта Подрядчик пытался вводить Заказчика в заблуждение, нарушил срок предоставления графика выполнения Работ, не обоснованно приостанавливал Работы из-за отсутствия исходных данных, которые ему были своевременно предоставлены Заказчиком, нарушал сроки согласования: Технического задания на проведение инженерных изысканий, планировочных решений, нарушил сроки уведомления о заключении договора субподряда.
13.02.2023 Подрядчик предоставил ПСД (исх. N 28). Заказчик отказался от приемки с указанием замечаний и сроков их исправления до 21.02.2023 (N 232-619 от 20.02.2023, N 232-620 от 20.02.2023, N 232-629 от 20.02.2023).
В нарушение установленного срока Подрядчик предоставил откорректированную проектную документацию (N 29 от 26.02.2023, N 30 от 27.02.2023). В данной документации замечания Подрядчиком не устранены, ПСД предоставлена не в полном объеме. Для устранения выявленных нарушений Заказчиком установлен срок до 10.03.2023 (N232-739 от 01.03.2023, N 232-765 от 01.03.2023, N 232-804 от 03.03.2023, N 232-830 от 06.03.2023).
13.03.2023 Подрядчик предоставил, в рамках устранения замечаний, ПСД (N 34 от 24.03.2023), поступившую к Заказчику 27.03.2023.
В целях изучения данной ПСД Заказчик 13.03.2023 приказом N 2-з от 13.03.2023 отменил Решение.
30.03.2023 Заказчик направил в адрес Подрядчику мотивированный отказ в приемке данной ПСД с указанием неисправленных замечаний (N232-1132 от 30.03.2023).
В связи с неоднократными и повторными нарушениями Подрядчиком условий Контракта, Заказчик повторно принял Решение (приказ N 4-з от 31.03.2023).
09.04.2023 Подрядчик направил ответ на замечания и откорректированную ПСД (N 40), а также свои возражения на Решение (N 41).
Заказчик, рассмотрев полученную ПСД, выявил неисправленные замечания и пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены Решения, вступившего в силу 11.04.2023.
Подрядчик в письме от 19.04.2023 N 107 предоставил пояснения с приложением N 1 "хронология событий", переписку с Заказчиком (прилагается в электронном виде), пояснив следующее:
01.11.2022 Заказчик предоставил Обществу Технические условия (далее - ТУ) хозяйственно-питьевого водоснабжения (далее - ХВ) и водоотведения (далее - ВО). 27.01.2023 данные ТУ Заказчик заменил.
С нарушением срока Заказчиком были предоставлены ТУ для сетей связи с указанием точек подключения, ТУ на подключение объекта к сетям радиофикации и телефонизации, интернет, к сетям ТС, ТУ на подключение к сетям ВК (канализация) Заказчик предоставил 27.01.2023, ТУ на подключение к сетям ливневого водоотведения отсутствуют, ТУ на подключение к сетям пожарного водоснабжения, ТУ ГО и ЧС предоставлены 24.01.2023и т.д.
В связи с необходимостью получения вышеуказанной информации, согласования различных решений Обществом несколько раз приостанавливались Работы.
Так, 24.01.2023 Общество уведомило Заказчика (N21) о необходимости следующего:
- актуализированные ТУ на подключение к системе ХВ с указанием действительной точки подключения (в границах земельного участка), оформленные должным образом и содержащие все необходимые сведения (для представления в ГАУ "Госэкспертиза ПД КК" письменной информации недостаточно);
- актуализированные ТУ на подключение к системе ВО с указанием действительной точки подключения (графическое приложение), с исключением противоречивой информации по септику (существующий или проектируемый), оформленные должным образом и содержащие все необходимые сведения (для представления в ГАУ "Госэкспертиза ПД КК" письменной информации недостаточно);
- актуализированные ТУ на подключение объекта к электрическим сетям, оформленные должным образом и содержащие все необходимые сведения (для представления в ГАУ "Госэкспертиза ПД КК");
- согласование генплана (приложение);
- расчетная электрическая нагрузка (включая потребителей корпуса В, корпуса Г и наружное освещение их территорий) составляет 326,3 кВт, что в 2 раза меньше разрешенной присоединяемой мощности согласно ТУ на подключение и т.д.
27.01.2023 Заказчиком предоставлена данная информация, в т.ч. новые ТУ на подключение объекта к сетям ХВ и ВО (N 232-257), но не в полном объеме.
26.02.2023 Общество направило Заказчику Том "Ведомости объемов Работ", а также повторно сводный сметный расчет стоимости строительства (N29).
27.02.2023 Заказчику предоставлены материалы инженерных изысканий, однако, в связи с отсутствием полного объема исходно-разрешительной документации, в том числе для прохождения этапа входного контроля, а также наличием существенных замечаний в закупочной документации, Работы будут возобновлены после заключения договора на прохождение экспертизы (о чем было сообщено Заказчику письмом N 30).
В соответствии с пунктом 3.4.14 Контракта Подрядчик обязан "Устранить за свой счет в установленный Заказчиком срок недостатки (дефекты), выявленные в процессе выполнения работ по Контракту, при проверке, указанной в пункте 2.7 Контракта, при передаче результатов работ по Контракту, при проведении государственной экспертизы, а также выявленные в ходе строительства или в процессе эксплуатации объекта, возникшие вследствие невыполнения и (или) ненадлежащего выполнения работ подрядчиком и (или) третьими лицами, привлеченными им для выполнения работ, а в случае если указанные недостатки (дефекты) причинили убытки Заказчику и (или) третьим лицам, возместить убытки в полном объеме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. В случае, если Заказчиком не указан срок для устранения выявленных недостатков (дефектов), такие недостатки (дефекты) должны быть устранены подрядчиком в срок не позднее 15 (пятнадцати) дней со дня получения уведомления о выявленных недостатках (дефектах)".
Заказчик вышеуказанную возможность по устранению недостатков в Работе Подрядчику не предоставил. Кроме того, в соответствии с пунктом 15 Графика выполнения Работ (приложение N 3 к Контракту), передача Заказчику проектной, рабочей и сметной документации осуществляется после прохождения экспертизы.
Вместе с тем, все действия Подрядчика были направлены на исполнение Контракта и Подрядчик был готов исполнить Контракт в полном соответствии с его положениями.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Из пункта 13 Правил, следует, что антимонопольный орган проводит проверку, содержащихся в обращении фактов.
В реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включаются только проверенные сведения. Необходимым условием является наличие в представленных материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя). Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного поведения поставщика (подрядчика, исполнителя) при исполнении контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта.
Исходя из положений статьи 104 Закона о контрактной системе, реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых в рамках осуществления закупки. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в закупках в течение установленного срока (часть 9 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Подпунктом б) пункта 13 Правил, в том числе установлено, что орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте а) данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
Административный процесс рассмотрения обращений заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не обязывает Комиссию устанавливать те факты, которые умалчиваются участниками процесса.
Вышеуказанные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии виновного поведения Общества при исполнении Контракта, однако разрешение споров, связанных с исполнением Контракта, регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
Комиссия, в силу своей компетенции проверив действия Заказчика и Общества на предмет соблюдения процедуры расторжения Контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе, в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении Контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что исходя из имеющихся на дату рассмотрения дела сведений, фактов и доказательств, основания для включения сведений в отношении ООО "Стройэксперт" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отсутствуют.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Правилами, Комиссия Камчатского УФАС России
РЕШИЛА:
Отказать во включении информации об ООО "Стройэксперт" (ИНН 7814763491) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: ________________ С.Н. Парфирьева
Члены комиссии: ________________ Л.Б. Шиханова
________________ К. А. Корней
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 19 апреля 2023 г. N 041/10/104-130/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.04.2023