Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок и рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - начальника отдела контроля закупок Парфирьевой С.Н.,
членов Комиссии:
- главного государственного инспектора отдела контроля закупок Шихановой Л.Б.,
- ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Корней К.А.,
в присутствии представителей:
- заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Камчатская краевая больница им. А.С. Лукашевского" (далее - Заказчик): Таций И.О. (по доверенности от 19.01.2023),
в отсутствие поставщика - индивидуального предпринимателя Демидовой Надежды Ивановны (далее - Поставщик; ИП), уведомленного о месте, дате и времени рассмотрения обращения о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) через единую информационную систему (далее - ЕИС),
осуществив посредством видеоконференцсвязи рассмотрение документов и информации об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта на поставку журналов (далее - Контракт), руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, в соответствии с Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила),
УСТАНОВИЛА:
17.10.2022 Заказчик на официальном сайте ЕИС разместил извещение о проведении электронного аукциона (далее - ЭА) на поставку журналов (далее - Товар) (закупка N 0338200009822000356) (далее - Закупка). Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 776 386, 28 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.10.2023 на участие в Закупке было подано 10 заявок. ИП, предложивший наименьшую цену контракта в размере 251 184, 00 рублей, признан победителем ЭА.
По результатам определения поставщика Заказчик заключил Контракт с ИП по цене 251 184, 00 рублей.
19.04.2023 в Камчатское УФАС России поступило обращение Заказчика о включении информации об Поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с расторжением Контракта в одностороннем порядке по причине существенного нарушения Поставщиком условий Контракта (далее - Обращение).
В результате проверки документов и информации об одностороннем отказе от исполнения контракта и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием ЕИС формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в ЕИС;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием ЕИС направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с данным пунктом такого решения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 данной статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 данного Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу части 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 данных Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Согласно пункту 3.1 Контракта "Поставка товара осуществляется Поставщиком одной партией в течении 21 дня со дня следующего за днем подписания Контракта".
В соответствии с пунктом 4.1.1 Контракта "Поставщик обязан согласовать с Заказчиком образцы журналов в течении 2 дней со дня следующим за днем подписания Контракта".
Согласно пункту 4.1.2 Контракта "Поставщик обязан поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и спецификацией".
До настоящего времени Поставщик Товар Заказчику не поставил.
В соответствии с пунктом 4.4.7 Контракта "Заказчик в праве принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством".
Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 06.04.2023 N 1(далее - Решение).
06.04.2023 Заказчик с использованием ЕИС сформировал Решение и разместил его в ЕИС.
Обращение не содержит документов и информации об устранении Поставщиком вышеуказанных нарушений Контракта в течении десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Поставщика о принятом Решении.
Решение вступило в законную силу 17.04.2023.
Таким образом, Заказчиком соблюден порядок принятия Решения, направления его Поставщику и размещения в ЕИС.
Поставщик по электронной почте предоставил возражения относительно включения информации о нем в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), пояснив следующее:
30.11.2022 стороны согласовали макеты будущих журналов.
14.12.2022 Заказчику по электронной почте направлено гарантийное письмо об исполнении обязательств по Контракту, из которого следует, что в связи с санкциями со стороны недружественных РФ государств, вызвавшими в начале марта 2022 острый дефицит, резкий рост цен и последующие перебои поставки бумаги для печати, в совокупности привели к задержке исполнения обязательств по Контракту. Был указан предположительный срок поставки - до 20.01.2023, при этом Поставщик выразил согласие добровольно оплатить пени за каждый день просрочки поставки.
16.02.2023 в ответ на претензию посредством функционала ЕИС было направлено гарантийное письмо об исполнении обязательств, указан новый предположительный срок поставки - до 28.02.2023.
28.03.2023 груз вышел в рейс "Владивосток-Петропавловск-Камчатский".
06.04.2023 посредством функционала ЕИС в ответ на Решение Заказчику было направлено гарантийное письмо, в котором сообщалось, что Товар передан в транспортную компанию "Энергия" для доставки Товара Заказчику, и в настоящее время груз N 2702-1749110 находится в рейсе "Владивосток-Петропавловск-Камчатский".
11.04.2023 письмом, направленном на электронную почту Заказчика, указанную в Контракте, Поставщик уведомил Заказчика о прибытии груза в Петропавловск-Камчатский и его готовности к доставке по адресу Заказчика в любой согласованный день и время. Транспортная компания также ежедневно звонила получателю, чтобы согласовать дату и время доставки груза.
17.04.2023 Поставщик разместил в ЕИС структурированный документ о приемке, указав, что Товар передан 17.04.2023, приложив к нему универсальный передаточный документ N 47 от 17.04.2023 и счет на оплату N 47 от 17.04.2023.
Согласно данным отслеживания на сайте транспортной компании "Энергия", груз N 2702-1749110 выдан получателю 25.04.2023.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Из пункта 13 Правил, следует, что антимонопольный орган проводит проверку, содержащихся в обращении фактов.
В реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включаются только проверенные сведения. Необходимым условием является наличие в представленных материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя). Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного поведения поставщика (подрядчика, исполнителя) при исполнении контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта.
Исходя из положений статьи 104 Закона о контрактной системе, реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых в рамках осуществления закупки. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в закупках в течение установленного срока (часть 9 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Подпунктом б) пункта 13 Правил, в том числе установлено, что орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте а) данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
Административный процесс рассмотрения обращений заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не обязывает Комиссию устанавливать те факты, которые умалчиваются участниками процесса.
Вышеуказанные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии виновного поведения ИП при исполнении Контракта, однако разрешение споров, связанных с исполнением Контракта, регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
Комиссия, в силу своей компетенции проверив действия Заказчика и ИП на предмет соблюдения процедуры расторжения Контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе, в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении Контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения Обращения Комиссией установлено, что ИП предпринимались меры для надлежащего исполнения условий Контракта (Товар поставлен), при этом факты, свидетельствующие об умышленном не принятии ИП мер для надлежащего исполнения Контракта в части срока поставки Товара, не установлены.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что исходя из имеющихся на дату рассмотрения дела сведений, фактов и доказательств, основания для включения сведений в отношении ИП в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отсутствуют.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Правилами, Комиссия Камчатского УФАС России
РЕШИЛА:
Отказать во включении информации об индивидуальном предпринимателе Демидовой Надежды Ивановны (ИНН 270317385092) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: ________________ С.Н. Парфирьева
Члены комиссии: ________________ Л.Б. Шиханова
________________ К.А. Корней
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 26 апреля 2023 г. N 041/06/104-141/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2023