Резолютивная часть решения оглашена 21 апреля 2023 года.
Решение изготовлено в полном объеме 26 апреля 2023 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание - начальника отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России ".." - заместитель председателя Комиссии,
Членов Комиссии:
заместителя начальника отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России - "..",
главного государственного инспектора отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России - "..",
при участии представителя от Заказчика - ".." (доверенность N б/н от 20.03.2023),
в отсутствие представителя Заявителя, уведомленного надлежащим образом,
рассмотрев жалобу с использованием системы видео-конференц-связи Индивидуального предпринимателя Князевой О.Н. на положение извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по реконструкции моста через р. Ловать на км 0+086 а/д от км 3+880 а/д. Борки Стайки до д. Сивцево СП "Пореченская волость" Великолукского района (номер извещения: 0157300001623000029) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
30.03.2023 Заказчиком - Администрацией Великолукского района Псковской области объявлен открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по реконструкции моста через р. Ловать на км 0+086 а/д от км 3+880 а/д. Борки Стайки до д. Сивцево СП "Пореченская волость" Великолукского района (номер извещения: 0157300001623000029).
Извещение N 0157300001623000029 о проведении вышеуказанного конкурса размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 30.03.2023 в 12.44.
Начальная (максимальная) цена контракта - 225 404 602,5 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе - 18.04.2023 09:00.
Оператор электронной площадки: ЭТП Газпромбанк.
17.04.2023 (вх. N 1756-ЭП/23) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 21.04.2023 в 11 часов 00 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела вх. N 1756-ЭП/23 от 17.04.2023).
Заказчик не вправе принимать записи реестровых номеров ЕИС из сводного перечня, вместо электронных образов документов, так как Законом о контрактной системе, а также Постановлением Правительства РФ N 2604 не предусмотрена такая возможность подтверждения опыта.
Заказчиком не установлен сопоставимый характер, из чего не ясно какие договоры будут сопоставимыми, а какие нет.
Представитель Заказчика не согласилась с доводами Заявителя и сообщила следующее (возражения N 02-08/8-1520 от 19.04.2023, в материалах дела):
1. Указанная в документе "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" фраза о возможности предоставить вместо документов реестровую запись не нарушает права участников закупки, а наоборот позволяет участникам предоставить минимум информации, чтобы не допустить ошибок при сканировании большого объема документов.
2. В соответствии с извещением установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 17 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
Поскольку мост, расположенный на автомобильной дороге - дорожное сооружение, являющееся технологический частью автомобильной дороги, следовательно, выполнение работ по его капитальному ремонту относится к работам по капитальному ремонту автомобильной дороги, считает довод Заявителя необоснованным.
В результате рассмотрения жалобы установлено следующее:
1. Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерий "квалификация участников закупки".
В силу части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановлением N 2604).
Согласно п. 24 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением N 2604 (далее - Положение), для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п. 24 Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров; общее количество исполненных участником закупки договоров; наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 Положения, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя); устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров); может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Заказчиком в порядке оценки заявок по закупкам по критерию "квалификация участников закупки" показателя оценки "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" для детализирующего показателя "общая цена исполненных участником закупки договоров" установлено, в том числе следующее условие:
"Предмет договора по каждому из детализирующих показателей - выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог.
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работ:
- исполненный договор (договоры);
- акт (акты) выполненных работ, подтверждающий (подтверждающие) цену выполненных работ,
- разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее, чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе.
К оценке принимаются документы в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
К оценке также принимаются документы, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).
Если документы, подтверждающие квалификацию, содержатся в реестре контрактов, предусмотренном Федеральным законом, и размещены на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", вместо направления указанных документов участник закупки вправе предоставить номер реестровой записи из такого реестра".
В составе жалобы Заявитель указывает, что в порядке оценки Заказчиком неправомерно установлена возможность подтверждения опыта участников закупочной процедуры по вышеуказанному детализирующему показателю сведениями о реестровом номере контракта (договора), размещенном в единой информационной системе.
В силу части 1 статьи 106 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснила, что участник закупки согласно данному положению и порядку оценки заявок вправе предоставить копии документов наряду с иной информацией о заключенных и исполненных договорах. В случае, если контракты заключены в электронной форме, и информация размещена в ЕИС, при условии предоставления в составе заявки формы, содержащей сведения, у Заказчика имеется возможность установить наличие у участника закупки данного опыта путем ознакомления с информацией, опубликованной в ЕИС в отношении указанного договора/контракта.
Вместе с этим Комиссия Псковского УФАС России отмечает, что оспариваемое положение порядка оценки по своей сути является дополнительным способом подтверждения наличия у участника закупки опыта исполнения контрактов(договоров), ввиду чего, с учетом установления в порядке оценки положения о возможности подтверждения опыта исполнения контрактов (договоров) посредством представления копии исполненного контракта и акта выполненных услуг (работ), не может свидетельствовать о нарушении Заказчиком положений как Закона о контрактной системе, так и норм Положения.
В силу части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, вместе с тем в заседании Комиссии Псковского УФАС России Заявитель участия не принимал, кроме того в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм действующего законодательства о контрактной системе при формировании оспариваемого требования, в частности не представлено доказательств того обстоятельства, что указанное в порядке оценки право участников подтвердить опыт посредством оспариваемой формы, является неправомерным, вводит участников закупки в заблуждение, препятствует корректному формированию заявки, влечет необоснованное ограничение количества участников закупки, оставляет оценку заявок на субъективное усмотрение комиссии Заказчика или каким-либо иным образом влечет ограничение количества участников закупки, ввиду чего у Комиссии Псковского УФАС России отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Положения, Закона о контрактной системе при указании оспариваемого положения.
Довод Заявителя не нашего своего подтверждения и является необоснованным.
2. Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Объектом закупки является реконструкции моста через р. Ловать на км 0+086 а/д от км 3+880 а/д. Борки Стайки до д. Сивцево СП "Пореченская волость" Великолукского района.
Пунктом 17 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) установлены дополнительные требования к участникам закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги, а именно наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей; не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей; не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей.
В соответствии с абзацем 4 подпункта "а" пункта 3 Постановления N 2571 установлено, что позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно п. 3 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
Статьей 2 ТР ТС 014/2011 "Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог", утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 827, установлено следующее определение дорожного сооружения - инженерное (искусственное) сооружение (мост, путепровод, эстакада, тоннель, водопропускная труба и другие) для пропуска транспортных средств, пешеходов, животных в местах пересечения автомобильной дороги с естественным или искусственным препятствием.
Таким образом, в данном случае реконструкция моста является частью автомобильной дороги. Соответственно, требование к участникам закупки, предусмотренное п. 17 приложения к Постановлению Правительства РФ N 2571 "работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги", установлено правильно.
Учитывая изложенное, по мнению Комиссии Псковского УФАС России, Заказчиком не были нарушены требования Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Псковского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Князевой О.Н. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 26 апреля 2023 г. N 060/06/32-130/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2023