Резолютивная часть решения оглашена "19" апреля 2023 г.
В полном объеме решение изготовлено "24" апреля 2023 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:
руководитель комиссии - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены:
начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,
в присутствии представителей:
Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области (далее - Заказчик, ОСФР по Тамбовской области) - <_>,
общества с ограниченной ответственностью "Гера" (далее - ООО "Гера", Общество, Поставщик) - <_>,
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 1078) обстоятельства одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 30.12.2022 N611 на поставку специальных средств при нарушениях функций выделения для инвалидов, заключенного по итогам проведенного запроса котировок в электронной форме N0264100000122000233, и проведя в соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Тамбовское УФАС России поступило обращение ОСФР по Тамбовской области (вх. от 12.04.2023 N2163-ЭП/23) о направлении сведений об ООО "Гера" (454092, Челябинская обл., г. Челябинск, ул. Воровского д. 43 офис 210, ИНН 7451460250) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от 31.03.2023 от исполнения контракта от 30.12.2022 N611 на поставку специальных средств при нарушениях функций выделения для инвалидов, заключенного по итогам проведенного запроса котировок в электронной форме N0264100000122000233, в связи с существенным нарушением условий контракта.
Заказчик сообщил обоснования причин расторжения контракта от 30.12.2022 N611 на поставку специальных средств при нарушениях функций выделения для инвалидов с ООО "Гера", представил подтверждающие документы. Руководствуясь ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, пп. 13.1 контракта Заказчик 31.03.2023 принял решение об одностороннем отказе от исполнения указанного контракта, которое размещено в единой информационной системе в сфере закупок.
ООО "Гера" представило в Тамбовское УФАС России письменные документированные пояснения по рассматриваемой ситуации (вх. от 18.04.2023 N 1419-ЭП/23), в которых сообщило следующее.
Согласно п. 3.3.9 контракта 30.12.2022 N611 Поставщик обязан представить Заказчику копии действующего регистрационного удостоверения, выданного Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (в случае, если Товар подлежит регистрации), и (или) действующей декларации о соответствии или сертификата соответствия поставляемого Товара либо иных документов, свидетельствующих о качестве и безопасности Товара, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, при поступлении Товара в соответствии с подпунктом 3.3.1 настоящего пункта.
Обществом 07.02.2023 товар - "Очиститель для кожи" Dr. Stella, производитель: ООО "Гера" был отгружен Заказчику, а 17 февраля 2023 года поступил на склад в г. Тамбове. В качестве документов, подтверждающих качество товара, представлены: действующая декларация о соответствии ЕАЭС N RU Д-RU.PA01.В.75429/23; протокол испытаний аккредитованной испытательной лаборатории N 75Л/З- 10.02.2023 от 10.20.2023; копия письма Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 22.11.2022 N 10- 75188/22.
Согласно указанному письму товар "Средство для очищения кожи Dr. Stella", поставляемый Поставщиком в соответствии с контрактом, не подлежит регистрации, поскольку не может быть отнесен к медицинским изделиям в соответствии с указанным назначением.
В указанном случае согласно условиям технического задания, а также п. 3.3.9 контракта для подтверждения качества товара в соответствии с условиями контракта достаточно предоставить сертификат либо декларацию о соответствии и иные документы подтверждающие качество товара. Поскольку перечень иных документов контрактом не установлен, Поставщик имеет право самостоятельно определить перечень и объем предоставляемых документов.
Таким образом, Общество считает, что товар проставлен в полном соответствии с условиями контракта. ООО "ГЕРА" подтвердило соответствие качества и безопасности товара требованиям законодательства Российской Федерации способом, полностью соответствующим условиям контракта.
Рассмотрение дела проводилось 18.04.2023, продолжилось 19.04.2023 после перерыва.
Комиссия Тамбовского УФАС России в ходе проверки обстоятельств одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 30.12.2022 N611 на поставку специальных средств при нарушениях функций выделения для инвалидов, рассмотрев материалы Заказчика и пояснения Общества, документы закупки, а также, проведя внеплановую проверку, установила следующее.
20.12.2022 опубликовано на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N0264100000122000233 на поставку специальных средств при нарушениях функций выделения для инвалидов (далее запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена контракта - 764 562,08 руб.
Заказчик - Государственное Учреждение - Тамбовское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (в настоящее время - Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области).
В п. 3.3 "Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкции по ее заполнению" установлено:
"Документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
- Регистрационное удостоверение".
В Техническом задании (приложение N 1 к контракту) указано:
"Специальные средства при нарушениях функций выделения должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 58237-2018, ГОСТ Р 58235-2018, ГОСТ Р 52770-2016.
Дополнительные условия: Поставщики должны представить действующие регистрационные удостоверения на каждое наименование товара, выданные федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, сертификаты соответствия (при наличии), либо декларации о соответствии (при наличии).
Nп/п |
Наименование изделия |
Описание технических и функциональных характеристик |
Количество товара, шт. |
1 |
32.50.13.190-00006910 - Очиститель для кожи во флаконе, не менее 180 мл/Очиститель для кожи во флаконе, не менее 180 мл |
Вещество, замещающее мыло и воду, для очищения кожи вокруг стомы и промежности от кала, мочи и других агрессивных выделений, а также удаления остатков адгезивов и других средств ухода за кожей. (п. 5.6.4 Раздела 5 ГОСТ Р 58237-2018 Средства ухода за кишечными стомами: калоприемники, вспомогательные средства и средства ухода за кожей вокруг стомы. Характеристики и основные требования. Методы испытаний.). Во флаконе, не менее 180 мл. |
3638 |
Согласно ГОСТу Р 58237-2018 "Средства ухода за кишечными стомами: калоприемники, вспоиогательные средства и средства ухода за кожей вокруг стомы": "Специальные средства ухода за кишечными стомами, упомянутые в настоящем стандарте, предназначены для использования за пределами учреждений здравоохранения, однако они зарегистрированы как медицинские изделия и могут быть использованы в лечебно-профилактических учреждениях, в том числе в центрах (кабинетах) реабилитации, где обучают клиентов, как использовать эти средства".
В силу ч. 4 ст. 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" утверждены правила государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила).
В соответствии с п. 2 Правил государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Пунктом 6 Правил установлено, что документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
При этом пунктом 10 Правил определено, что для государственной регистрации медицинского изделия (за исключением медицинских изделий, включенных в перечень) представляются в частности следующие документы:
техническая документация производителя (изготовителя) на медицинское изделие; эксплуатационная документация производителя (изготовителя) на медицинское изделие, в том числе инструкция по применению или руководство по эксплуатации медицинского изделия; документы, подтверждающие результаты технических испытаний медицинского изделия.
С учетом вышеизложенного, действующим законодательством предусмотрено, что обязательным документом, подтверждающим возможность оборота на территории Российской Федерации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение, выданное на основании в том числе документации, содержащей проверяемые регистрирующим органом технические, эксплуатационные и иные характеристики медицинского изделия.
Таким образом, регистрационное удостоверение на медицинское изделие является документом, подтверждающим в т.ч. законность оборота указанной продукции на территории РФ. Указанный документ не относится к товаросопроводительным документам. Требование о предоставлении регистрационного удостоверения на медицинское изделие не свидетельствует о необходимости наличия товара у участника закупки в момент подачи заявки либо о возможности участия в закупке исключительно производителей таких изделий, поскольку сведения обо всех регистрационных удостоверениях на медицинские изделия содержатся в Государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, размещенном на официальном сайте Росздравнадзора.
С учетом вышеизложенного, действующим законодательством предусмотрено, что обязательным документом, подтверждающим возможность оборота на территории Российской Федерации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение, выданное на основании в том числе документации, содержащей проверяемые регистрирующим органом технические, эксплуатационные и иные характеристики медицинского изделия.
Таким образом, регистрационное удостоверение на медицинское изделие является документом, подтверждающим, в том числе, законность оборота указанной продукции на территории РФ.
Следовательно, Заказчиком правомерно установлено требование о представлении в заявке на участие в закупке копий регистрационных удостоверений на все поставляемые товары. Указанное также разъяснено в письме Министерства финансов Российской Федерации от 07.08.2020 N 24-02-06/69336.
Согласно пп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 50 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0264100000122000233 от 27.12.2022 были рассмотрены 2 заявки, поданные на участие в закупке с порядковыми номерами 1 и 2, а также информация и документы, предусмотренные п. 2 ч. 6 ст. 43 Закона о контрактной системе. Членами комиссии по осуществлению закупок принято решение о соответствии данных заявок требованиям извещению об осуществлении закупки. Победителем признан участник закупки с номером заявки 1 ООО "Гера" с предложенной ценой контракта 636 600 рублей.
Установлено, что заявка победителя ООО "Гера" содержала предложение к поставке товара: "Очиститель для кожи" Dr. Stella, производства России, ООО "Гера".
При этом в заявке победителя закупки копии регистрационных удостоверений на товар не были представлены, следовательно, данная заявка должна быть признана не соответствующей требованиям извещению об осуществлении закупки и Закону о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика, неправомерно признавшей заявку ООО "Гера" соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки N 0264100000122000233 и победителем данной закупки, нарушают пп. "а" п. 1 ч. 3 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По итогам запроса котировок в электронной форме N0264100000122000233 между Заказчиком и Поставщиком 30.12.2022 заключен контракт N 611 на поставку специальных средств при нарушениях функций выделения для инвалидов на сумму 636 600 рублей.
Согласно п.1.1 контракта: "В соответствии с Контрактом Поставщик обязуется осуществить поставку инвалидам или их законным представителям, или представителям по доверенности либо на основании иного документа, подтверждающего их полномочия (далее соответственно - Получатель, представитель Получателя), следующих технических средств реабилитации - специальные средства при нарушениях функций выделения для инвалидов (далее - Товар), предусмотренных техническим заданием (приложение N 1 к Контракту) и спецификацией (приложение N 2 к Контракту), в Тамбовскую область в соответствии с календарным планом (приложение N 3 к Контракту), по направлениям на получение либо изготовление технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, оформленным Заказчиком в соответствии с формой, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.08.2008 N 439н "Об утверждении форм уведомления о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, направления на их получение либо изготовление, специального талона и именного направления для бесплатного получения проездных документов для проезда к месту нахождения организации, обеспечивающей техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями" (далее - направления), а Заказчик обязуется оплатить Товар".
Заказчиком от Поставщика 17.02.2023 был получен товар - "Очиститель для кожи" Dr. Stella, во флаконе не менее 180 мл., производитель: ООО "Гера" (далее - товар). В качестве документов, подтверждающих качество товара, представлены: действующая декларация о соответствии ЕАЭС N RU Д-RU.PA01.В.75429/23; протокол испытаний аккредитованной испытательной лаборатории N 75Л/З- 10.02.2023 от 10.20.2023; копия письма Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 22.11.2022 N 10- 75188/22.
20.02.2023 Заказчиком с целью подтверждения соответствия поставленного товара требованиям контракта была произведена выборочная проверка. По результатам проверки было установлено несоответствие товара Техническому заданию, а именно: на данный товар не было представлено регистрационное удостоверение, выданное федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, предусмотренное Техническим заданием (приложение N 1 к контракту). Заказчиком составлен мотивированный отказ от 20.02.2023, в котором предложено Поставщику в срок до 22 февраля 2023 года предоставить регистрационное удостоверение на товар. Заказчиком повторно 02.03.2023 было направлено требование Поставщику о предоставлении регистрационного удостоверения на товар в срок до 06.03.2023.
Пунктом 13.1 контракта предусмотрено: "Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 8 - 23 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ".
В силу части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Поскольку Поставщиком действующее регистрационное удостоверение на поставленный товар в соответствии с Техническим заданием (приложение N 1 к контракту) не было представлено, Заказчик 31 марта 2023 года на основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе и п. 13.1 контракта принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 30.12.2022 N 611 на поставку специальных средств при нарушении функций выделения для инвалидов с ООО "Гера".
В соответствии с ч.12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено 31.03.2023 Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок и получено Поставщиком.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 11 апреля 2023 года.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что согласно пункту 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях,
1) если в ходе исполнения контракта установлено, что:
а) поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона) и (или) поставляемому товару;
б) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В рассматриваемом случае Заказчик должен быть принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе, поскольку ООО "Гера" в заявке на участие в закупке согласилось поставить товар в соответствии с условиями извещения об осуществлении закупки, требованиями Технического задания (приложение N 1 к контракту), ГОСТа Р 58237-2018, однако поставило товар, который не является медицинским изделием. Согласно письму ФГБУ "Национальный институт качества" Роспотребнадзора (исх. от 22.11.2022 N 7956/22), направленного Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения в адрес ООО "Гера" (исх. от 28.11.2022 N 10-75188/22), "Средство для очищения кожи Dr. Stella" производства Россия, поставленное Поставщиком в соответствии с контрактом, не может быть отнесено к медицинским изделиям в соответствии с его назначением. Следовательно, в данном случае ООО "Гера" представило недостоверную информацию о соответствии поставляемого товара требованиям извещения об осуществлении закупки, что позволило Обществу стать победителем закупки.
Учитывая, что комиссия по осуществлению закупок Заказчика неправомерно признала заявку N 1 ООО "Гера" соответствующей требованиям извещению об осуществлении закупки и победителем закупки N 0264100000122000233, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для включения ООО "Гера" и его генерального директора в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 95, статьей 104 Закона о контрактной системе и пунктом 13 Постановления Правительства РФ N 1078, Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области в отношении ООО "Гера" (ИНН 7451460250) и его генерального директора <_.> не включать в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
2. Признать комиссию по осуществлению закупок ОСФР по Тамбовской области нарушившей пп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 50 Закона о контрактной системе при подведении итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по закупке N0264100000122000233.
3. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 6 статьи 7.30 КОАП РФ.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Руководитель комиссии |
Е.А. Гречишникова |
|
|
Члены комиссии В.В. Иванов
Т.В. Четверткова
Исп. Четверткова Т.В.
тел. 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 24 апреля 2023 г. N 068/10/104-238/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.04.2023