Резолютивная часть решения объявлена 20 апреля 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 25 апреля 2022 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок Охинцева С. Н., члены Комиссии - главный специалист - эксперт отдела контроля закупок Ерофеева И. С., ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Зинохина А. С.,
с участием:
заявитель - общество с ограниченной ответственностью "ПАТП-8" (далее также - ООО "ПАТП-8", общество, заявитель) - обеспечил участие в рассмотрении жалобы представителя по доверенности Никифорова В. А.;
заказчик (уполномоченный орган) - администрация Тутаевского муниципального района (далее также - заказчик) - обеспечил участие в рассмотрении жалобы представителей по доверенности Головой О. Ю., Губеровой Ю. В., Петровой Ю. М.;
оператор электронной площадки - акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" - представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "ПАТП-8" на действия заказчика (уполномоченного органа), Администрации Тутаевского муниципального района, при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на территории Тутаевского муниципального района в левобережной и правобережной частях, в 2023-2024 гг. (извещение N 0171300007823000082) (далее также - закупка), а также осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "ПАТП-8" на действия заказчика (уполномоченного органа), Администрации Тутаевского муниципального района, при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на территории Тутаевского муниципального района в левобережной и правобережной частях, в 2023-2024 гг. (извещение N 0171300007823000082).
Заявитель полагает, что извещение об осуществлении закупки сформировано заказчиком (уполномоченным органом) с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
1) заказчиком (уполномоченным органом) при осуществлении закупки не применены Типовые условия контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам, подлежащих применению заказчиками при осуществлении закупок указанных работ для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19.08.2022 N 1445;
2) заказчиком (уполномоченным органом) в состав одного лота объединены все муниципальные автобусные маршруты маршрутной сети Тутаевского муниципального района, что ограничивает число потенциальных участников закупки.
Таким образом, заявитель просит признать жалобу обоснованной, а также выдать заказчику (уполномоченному органу) обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
Заказчик (уполномоченный орган) с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения по существу жалобы, просит признать жалобу необоснованной.
Заслушав позиции сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 06.04.2023 размещено извещение N 0171300007823000082 об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 20 720 005,55 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В отношении первого довода заявителя Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в числе прочего проект контракта (в форме электронного документа).
В силу части 11 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
Объектом рассматриваемой закупки является осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на территории Тутаевского муниципального района в левобережной и правобережной частях, в 2023-2024 гг.
Постановлением Правительства РФ от 19.08.2022 N 1445 утверждены Типовые условия контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам, подлежащих применению заказчиками при осуществлении закупок указанных работ для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - Типовые условия).
Сопоставив положения размещенного заказчиком в составе извещения об осуществлении закупки электронного документа "Проект контракта" с положениями Типовых условий, Комиссия установила, что ряд положений проекта контракта установлен не в соответствии с Типовыми условиями. Так, например:
1) пунктом 2 Типовых условий предусмотрено условие об обязанности подрядчика обеспечить сбор платы за проезд пассажиров и провоз багажа при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам в отношении каждого маршрута таких перевозок раздельно, в то время как в проекте контракта, сформированном заказчиком, указание на раздельный сбор платы за проезд в отношении каждого маршрута отсутствует;
2) пунктом 2 Типовых условий установлено условие об обязанности подрядчика обеспечить сбор платы за проезд одним из предусмотренных вариантов (по выбору заказчика): кондукторами подрядчика (вариант 1); водителями подрядчика (вариант 2); кондукторами подрядчика в период времени суток, установленный контрактом, и водителями подрядчика в период времени суток, установленный контрактом (вариант 3); без участия работников подрядчика с применением установленного в транспортных средствах оборудования для оплаты проезда пассажиров и провоза багажа (вариант 4); при этом указанный заказчиком в пункте 1.5 проекта контракта вариант сбора оплаты за проезд (кондукторами или водителями без указания на период времени суток) Типовыми условиями не предусмотрен.
Таким образом, заказчик (уполномоченный орган), сформировав проект контракта не в соответствии с Типовыми условиями контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам, подлежащих применению заказчиками при осуществлении закупок указанных работ для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19.08.2022 N 1445, допустил нарушение части 11 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Рассмотрев второй довод заявителя, Комиссия установила следующее.
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в том числе следующий электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться в том числе правилом, согласно которому в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В размещенном заказчиком (уполномоченным органом) в единой информационной системе в составе извещения об осуществлении закупки электронном документе "Описание объекта закупки" приведен перечень маршрутов Тутаевского муниципального района, по которым планируется осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам в рамках заключаемого по итогам рассматриваемой закупки контракта:
Левобережная часть Тутаевского муниципального района.
1) N 131 "Тутаев-Никольское"
2) N131 "А" "Тутаев-Никольское ч/з Урдому" (в прямом и обратном направлен.)
3) N 132 "Тутаев л/б - Богдановка";
4) N 134 "Тутаев л/б - Великое Село";
5) N 134 "А" "Тутаев л/б - Стояново ч/з Великое село";
6) N 135 "Тутаев л/б - Руновское"
7) N136 "Тутаев-Веригино"
8) N 138 "Тутаев л/б - Стояново ч/з Никольское - Рославлево"
9) N 137 "Тутаев-Урдома"
Правобережная часть Тутаевского муниципального района.
1) N 186 "Тутаев (ЦРБ) - пос. Константиновский"
2) N 185 "В" "Тутаев (ЦРБ) - Осташево ч/з Ваулово"
3) N 165 "К" "Тутаев - Никульское";
4) N 189 "Тутаев (ЦРБ) - Микляиха ч/з пос. Константиновский";
5) N 166 "Тутаев - Чебаково";
6) N 186 "М" "ТМЗ - пос. Константиновский";
7) N 185 "И" "Тутаев - Осташево ч/з Ильинское";
8) N 1 сезонный "Тутаев Восход 1,2";
9) N 3 сезонный "Тутаев-Дружба";
10) N 4 сезонный "Тутаев - Маяк";
11) N 5 сезонный "Тутаев - Солнечный";
12) N 6 сезонный "Тутаев - Строитель";
13) N 7 сезонный "Тутаев - Текстильщик".
Письмом ФАС России от 02.10.2020 N ИА/85875/20 "По вопросу формирования лотов при организации регулярных перевозок пассажиров и багажа в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ" определены критерии, свидетельствующие о формировании лотов, не ограничивающих конкуренцию и количество участников торгов.
Так, в частности, данным письмом предусмотрено, что для муниципальных маршрутов, в случае, если численность населения муниципального образования не превышает 50 тысяч человек, все маршруты должны быть разделены не менее чем на 10 лотов.
При этом указанным письмом допускается ситуация, исключающая возможность формирования заказчиком минимально необходимого количества лотов с учетом изложенных критериев, однако, как следует из письма, и в этом случае заказчик обязан следовать принципу обеспечения при проведении торгов конкурентной среды (в частности, письмом предусмотрено, что заказчик вправе обратиться в соответствующий территориальный орган ФАС России для проведения консультаций по вопросу сложившейся ситуации с формированием лотов; при этом заказчик должен представить обоснования, свидетельствующие о невозможности формирования количества лотов в соответствии с настоящими разъяснениями).
Заказчиком (уполномоченным органом) в рамках рассмотрения настоящей жалобы представлены письменные пояснения, в соответствии с которыми объединение всех муниципальных маршрутов Тутаевского муниципального района в один лот обусловлено нерентабельностью большей части маршрутов (согласно расчетам окупаемости, представленным заказчиком (уполномоченным органом), только 3 маршрута из 23 являются рентабельными, и все они находятся в правобережной части Тутаевского муниципального района (Тутаев- с/о Солнечный; Тутаев- с/о Восход 1,2; Тутаев- с/о Текстильщик) и, как следствие, их экономической непривлекательностью для потенциальных подрядчиков, что, по мнению заказчика (уполномоченного органа), может привести к недостижению результативности закупки (признанию закупки несостоявшейся и незаключению контракта, обладающего повышенной социальной значимостью).
Вместе с тем Комиссия не рассматривает изложенные доводы заказчика (уполномоченного органа) в качестве надлежащего обоснования объединения всех автобусных маршрутов Тутаевского муниципального района в один лот в связи со следующим.
Во-первых, как отмечается самим заказчиком (уполномоченным органом), маршрутная сеть Тутаевского муниципального района насчитывает 23 маршрута, из которых 20 нерентабельных (10 маршрутов левобережной части и 10 маршрутов правобережной части) и 3 рентабельных (маршруты правобережной части). В этой связи Комиссия полагает, что заказчиком (уполномоченным органом) при объявлении закупки могло быть сформировано как минимум более 1 равноценных лота таким образом, чтобы в каждый из них входил как минимум 1 рентабельный маршрут.
Во-вторых, оценка экономической привлекательности/непривлекательности лота должна осуществляться потенциальными участниками закупки, а не исходить из предположений заказчика (уполномоченного органа), сделанных им на основании опыта его закупочной деятельности предшествующих лет (как пояснили на заседании Комиссии представители заказчика (уполномоченного органа), предположение заказчика (уполномоченного органа) об отказе потенциальных подрядчиков от участия в закупке на право заключения контракта на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на территории Тутаевского муниципального района в случае дробления маршрутной сети муниципального района на несколько лотов основано на опыте 2019 года и более раннем; вместе с тем, как полагает Комиссия, рынок транспортных услуг по перевозке пассажиров является динамичным, и с указанного периода могли появиться новые подрядчики, готовые принять участие в соответствующих закупках).
Кроме того, Комиссией установлено, что уровень снижения победителем рассматриваемой закупки начальной (максимальной) цены контракта составил 24,7 % (победителем дано предложение о цене контракта 15 600 000,00 руб. при начальной (максимальной) цене контракта 20 720 005,55 руб.), что также косвенно свидетельствует о возможности обеспечения заказчиком (уполномоченным органом) экономической привлекательности закупки для ее потенциальных участников и при формировании большего количества лотов.
Комиссией также установлено, что на участие в данной закупке было подано 3 заявки; при этом 2 заявки были отклонены комиссией уполномоченного органа по осуществлению закупок на основании пункта 3 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в связи с несоответствием участников закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, позицией 38 раздела VIII приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (отсутствие подтверждения участником закупки наличия у него необходимого количества транспортных средств).
Учитывая, что позиция 38 раздела VIII приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 применяется в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 20 млн. рублей (подпункт "а" пункта 3 постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571), формирование заказчиком (уполномоченным органом) при осуществлении закупки услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на территории Тутаевского муниципального района более чем 1 лота стоимостью менее 20 млн. руб. каждый повлекло бы неприменение заказчиком (уполномоченным органом) дополнительных требований, установленных указанной позицией, и, как следствие, обеспечило бы потенциальную возможность определения в качестве победителя иного участника закупки.
Таким образом, необоснованное объединение заказчиком (уполномоченным органом) при осуществлении закупки всех маршрутов маршрутной сети Тутаевского муниципального района в один лот фактически привело к вытеснению малых хозяйствующих субъектов, не способных освоить крупный лот и не имеющих достаточное количество автобусов. (Вместе с тем Комиссия отмечает, что не принимает во внимание в рамках рассматриваемого довода аргумент заявителя о том, что заказчиком (уполномоченным органом) при осуществлении рассматриваемой закупки неверно определен объем закупаемых работ исходя из классов транспортных средств (в частности, установлены неправомерные требования к большому классу транспортных средств для маршрутов, где возможно использование транспортных средств малого и среднего класса), поскольку, по информации заказчика (уполномоченного органа), требования к классам автобусов обусловлены, с одной стороны, вместимостью таких транспортных средств, а с другой - пассажиропотоком конкретного маршрута. Надлежащего опровержения доводов заказчика (уполномоченного органа) в этой части заявителем не представлено).
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о нарушении заказчиком (уполномоченным органом) при осуществлении закупки с извещением N 0171300007823000082 части 2 статьи 8, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, выразившемся в объединении в состав одного лота всех муниципальных автобусных маршрутов маршрутной сети Тутаевского муниципального района, которое привело к ограничению числа участников закупки.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПАТП-8" (ИНН 7627039842) на действия заказчика (уполномоченного органа), администрации Тутаевского муниципального района (ИНН 7611002653), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на территории Тутаевского муниципального района в левобережной и правобережной частях, в 2023-2024 гг. (извещение N 0171300007823000082) обоснованной.
2. Признать заказчика (уполномоченный орган), администрацию Тутаевского муниципального района (ИНН 7611002653), нарушившим часть 11 статьи 34, часть 2 статьи 8, пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику (уполномоченному органу), администрации Тутаевского муниципального района (ИНН 7611002653), обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы решения уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: С. Н. Охинцева
Члены Комиссии: И. С. Ерофеева
А. С. Зинохина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 25 апреля 2023 г. N 076/06/106-423/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.04.2023