Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
рассмотрев жалобу ООО "Восточная строительная компания N1"
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО "Восточная строительная компания N1" на действия Заказчика - Министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по реконструкции искусственного дорожного сооружения "Реконструкции мостового перехода через р. Шкотовка на км 41+170 автомобильной дороги Артём - Находка - порт Восточный в Приморском крае" (извещение N 0120200004723000012) (далее - конкурс).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), так как:
- описание объекта закупки не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ;
- условия проекта контракта возлагают на подрядчика выполнение работ не предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации;
- нарушил порядок разъяснения положений извещения об осуществлении закупки.
Заказчик, уполномоченное учреждение не согласны с доводами жалобы, представил письменные пояснения.
Заслушав пояснения сторон, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ.
Согласно части 3 статьи 33 Закона N 44-ФЗ не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом
Заказчиком в составе документации, а именно в проекте контракта, являющегося неотъемлемой частью извещения об осуществлении закупки установлены требования о выполнении лабораторного контроля лабораторией подрядчика, а также требования к такой лаборатории.
Подпунктом 4.3.52 пункта 4.3 раздела 4 проекта контракта установлено, что, лабораторный контроль качества выполняемых работ и применяемых при выполнении работ дорожно-строительных материалов должен осуществляться лабораторией Подрядчика. Лаборатория Подрядчика должна быть укомплектована всеми необходимыми средствами измерений, испытательным и вспомогательным оборудованием, химическими реактивами.
Заказчик пояснил, что согласно п. 9.1.1. и 9.1.2. "СП 48.13330.2019. Свод правил. Организация строительства. СНиП 12-01-2004" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 24.12.2019 N 861/пр) (ред. от 28.03.2022), указанному в п. 3.1.3. проекта государственного контракта, "9.1.1. Участники строительства - лицо, осуществляющее строительство, застройщик (технический заказчик) - обязаны осуществлять строительный контроль (входной, операционный, приемочный) в целях оценки соответствия строительно-монтажных работ, возводимых конструкций и систем инженерно-технического обеспечения здания и сооружения требованиям технических регламентов, проектной, рабочей и организационно-технологической документации. 9.1.2 Строительный контроль (включая лабораторный контроль, проводимый строительной лабораторией), осуществляемый участниками строительства, должен выполняться утвержденными методами в соответствии с документами по стандартизации и с применением средств измерений, включенных в государственный реестр средств измерений".
Лабораторный контроль качества проводится с целью оценки соответствия строительно-монтажных работ и материалов требованиям технических регламентов, проектной и рабочей документации.
Испытания материалов в рамках лабораторного контроля можно осуществить силами собственных строительных лабораторий или привлечь сторонние (п. 9.1.43 СП 48.13330.2019). В любом случае строительная лаборатория должна соответствовать требованиям компетентности по ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 (п. 9.1.44 СП 48.13330.2019).
Лабораторные испытания материалов проводят по утвержденной проектной документации (п. 9.1.15 СП 48.13330.2019).
Лабораторный контроль нужен, чтобы подтвердить физико-механические и иные характеристики материалов в объеме, установленном проектной документацией, а если такие указания отсутствуют - в объеме, установленном документами по стандартизации. Результаты лабораторного контроля отражаются в исполнительной документации, в том числе в составе информационной модели объекта (п. 9.1.46 СП 48.13330.2019).
Заказчик указал, что понятие "лаборатория Подрядчика" в данном контексте не означает требование о ее нахождении во владении Подрядчика (такое требование не установлено документацией), а означает привлечение лаборатории на стороне подрядчика.
В связи с чем, Заказчиком были даны разъяснения участникам закупки 13.04.2023 (0120200004723000012-Р-4) о том, что Подрядчик может привлечь субподрядчиков к выполнению вышеуказанных работ.
Вместе с тем, согласно проекту контракта лабораторный контроль должен осуществляться исключительно лабораторией Подрядчика, указанные в проекте контракта условия лишают возможности привлечь для осуществления лабораторного контроля соисполнителя и/или субподрядчика.
Тем самым заказчик допустил нарушение части 3 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, т. к. установил требования к наличию у участника закупки производственных мощностей, технологического оборудования и других ресурсов, необходимых для выполнения работы являющейся предметом контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствие с Абзацами 3-4 подпункта 4.3.9 пункта 4.3 раздела 4. "ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН" проекта контракта Заказчик обязывает Подрядчика: "При необходимости выполнить комплекс работ по оформлению правоустанавливающих документов на земельные участки основной полосы отвода, включая кадастровые работы и кадастровый учет, для чего провести анализ переданных Заказчиком правоустанавливающих документов, документации по планировке территории. Актуализировать исходные документы и материалы (кадастровые схемы и планы, проект межевания территории, кадастровые паспорта, справки, выписки и т.п.) в целях исполнения настоящего пункта. Правоустанавливающие документы предоставить Заказчику." А также указанно: "При необходимости проводить независимую оценку выкупной цены имущества, подлежащего изъятию для государственных нужд, проводить мероприятия по выявлению правообладателей имущества, сбору информации и документов для изъятия земельных участков для государственных нужд."
При этом в соответствии с пунктом 5 - 6 части 1 статьи 56.7. Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N136-ФЗ в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также - соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченный орган исполнительной власти, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство:
_5) выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества;
6) осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия.
Согласно части 6 статьи 56.7. Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если решение об изъятии принято по инициативе уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, осуществление указанных в подпунктах 1 - 6 пункта 1 настоящей статьи действий может быть поручено подведомственному таким органам государственному или муниципальному учреждению.
Исходя из комплексного толкования Земельного кодекса Российской Федерации, Заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков могут выступать непосредственно органы исполнительной власти и/или подведомственному таким органам государственные или муниципальные учреждения.
Возложение указанных обязанностей на подрядчика, выполняющего строительно-монтажные работы на объекте прямо противоречат действующему законодательству.
Следовательно, Заказчик допустил нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ, т. к. извещение о проведении закупки содержит описание объекта закупки не в соответствии с требованиями части 3 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ и влечет ограничение количества участников закупки.
Ответственность за вышеуказанные нарушения предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 5 статьи 42 Закона N 44-ФЗ любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Согласно представленным документам заказчику поступил запрос о разъяснении положений извещения об осуществлении закупки.
Заказчик в нарушение части 5 статьи 42 Закона N 44-ФЗ разместил разъяснение положений извещения об осуществлении закупки без указания полного предмета запроса.
Ответственность за данное нарушение предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссия Приморского УФАС России не выявила нарушение Закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Восточная строительная компания N1" на действия Заказчика - Министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по реконструкции искусственного дорожного сооружения "Реконструкции мостового перехода через р. Шкотовка на км 41+170 автомобильной дороги Артём - Находка - порт Восточный в Приморском крае" (извещение N 0120200004723000012) обоснованной.
2. Признать, что заказчик допустил нарушение:
- части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 и части 5 статьи 42 Закона N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона N 44-ФЗ, допущенных при проведении конкурса.
4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 21 апреля 2023 г. N 025/06/48-454/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.04.2023