Резолютивная часть решения объявлена 19.04.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 24.04.2023 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_";"_";
При участии представителей ОБЛАСТНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ЦЕНТР СОЦИАЛЬНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ" (далее - заказчик) - "_"; (доверенность от 18.04.2023 г.), "_"; (доверенность от 18.04.2023 г.), "_"; (доверенность от 18.04.2023 г.), представителя "_"; (далее - заявитель, "_"; ) "_"; (доверенность от 07.04.2023 г.),
рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика при проведении аукциона в электронной форме "Оказание услуг по проведению социологического исследования по выявлению экстремистских настроений в молодежной среде в 2023 году", извещение N 0334200000423000033 в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении аукциона в электронной форме "Оказание услуг по проведению социологического исследования по выявлению экстремистских настроений в молодежной среде в 2023 году", извещение N 0334200000423000033.
В соответствии с доводами жалобы заявитель считает, что заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона неправомерно установлено требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявки лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Кроме того, заявитель указывает на нарушение со стороны заказчика сроков дачи разъяснений на поданный им запрос о разъяснении положений извещения.
Заказчиком представлены письменные пояснения по существу доводов, изложенных в жалобе, из которых следует, что он считает их необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказником 04 апреля 2023 года. в Единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0334200000423000033 на оказание услуг по проведению социологического исследования по выявлению экстремистских настроений в молодежной среде в 2023 году (далее - электронный аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 406 548 792 руб. 95 коп.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Требования к извещению о проведении закупки установлено в статье 42 Федерального закона N 44-ФЗ, пунктом 12 части 1 которой определено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования); требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Положения о содержании заявки на участие в закупке закреплены в статье 43 Федерального закона N 44-ФЗ.
При этом, в части 1 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ указано, что заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Так, подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ определено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 5 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Так извещением об электронном аукционе в Части 1. "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" извещения об осуществлении закупки установлено: "Заявка на участие в закупке, должна содержать, в том числе: р) лицензия на образовательную деятельность (подтверждается при подаче заявки)".
Из представленных материалов следует, что указанное требование к участникам установлено в связи с тем, что согласно пункту 3.5. Технического задания: "В целях организации вовлечения молодых людей в прохождение социологического опроса, Исполнитель обеспечивает набор и обучение по дополнительной образовательной программе волонтеров из числа молодежи, в количестве не менее 5 человек. В целях организации обучения, Исполнитель должен иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Форма обучения: очная с возможностью применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Применение ДОТ организуется только по предварительному письменному согласованию с Заказчиком. По завершению образовательной программы лицам, успешно ее освоившим, выдается документ об образовании - удостоверение о повышении квалификации установленного государственного образца (не менее 5 сертификатов). Общая трудоемкость программы - не менее 16 академических часов".
В силу пункта 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензируется образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра "Сколково").
Объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по проведению социологического исследования по выявлению экстремистских настроений в молодежной среде в 2023 году. При этом, в состав услуг включены такие услуги как набор и обучение по дополнительной образовательной программе волонтеров из числа молодежи, в количестве не менее 5 человек, требующие лицензии образовательную деятельность.
Однако, такие услуги не являются основными в рамках рассматриваемой закупки и составляют лишь незначительную часть всего объема услуг, ввиду чего для выполнения таких услуг победитель закупки может привлечь субподрядчика, обладающего соответствующей лицензией.
Согласно Письму Минфина России от 20.07.2020 N 24-02-08/63342 "Об установлении требований к участникам закупки о наличии лицензии", в случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.
При этом заказчик вправе установить в контракте требование о наличии указанной лицензии у исполнителей, которые будут осуществлять такие работы в качестве субподрядчиков после заключения государственного контракта.
Кроме того, в случае если в один объект закупки включены работы (услуги), для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы (услуги), для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление заказчиком требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии может ограничивать количество участников закупки и не соответствовать части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия отмечает, что для выполнения части услуг действительно нужна соответствующая (вышеуказанная) лицензия, однако требование о наличии именно у участника закупки такой лицензии и о предоставлении в составе заявки подтверждения ее наличия является неправомерным, поскольку, как установлено выше, такие услуги основными не являются, могут выполняться не участником закупки (победителем закупки, подрядчиком), а его контрагентом.
Указанные действия заказчика нарушают требования части 6 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42, подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона N44-ФЗ.
Относительно, довода заявителя о нарушении заказчиком сроков дачи разъяснений на поданный им запрос о разъяснении положений извещения, Комиссия приходит к следующим выводам.
В силу части 5 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Установлено, что запрос о даче разъяснений положений извещения поступил в адрес заказчика 07.04.2023 года.
Следовательно, крайний срок размещения таких разъяснений со стороны заказчика 09.04.2023 г. Вместе с тем, 09.04.2023 г. является выходным днем, в связи с чем, крайний срок переносится на 10.04.2023 г.
Установлено, что 10.04.2023 года заказчиком размещено разъяснение на запрос заявителя о разъяснении положений извещения о проведении электронного аукциона.
Изучив вышеуказанные разъяснения, Комиссия не находит в действиях заказчик нарушений требований части 5 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу "_";частично-обоснованной;
2. Признать заказчика нарушившим часть 6 статьи 31, пункт 12 части 1 статьи 42, подпункт "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона N44-ФЗ.
3. Выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем аннулирования электронного аукциона;
4. Копии решения, предписания направить сторонам по жалобе.
5. Оператору электронной площадке обеспечить возможность исполнения выданного предписания;
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России, для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 24 апреля 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.04.2023