Резолютивная часть решения объявлена 19.04.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 24.04.2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Ларин И.И. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок Иркутского УФАС России,
члены Комиссии: "..."; "..."
В присутствии представителей Филиала "Востсибрегионводхоз" (далее - Заказчик) "...", "...";
При участии представителя ООО "СБД-Групп" (далее - общество; победитель электронного аукциона; заявитель) - "...";
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика, связанные с проведением электронного аукциона на "Оказание услуг по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов, топленой древесины, древесного хлама (V класс опасности)", извещение N 0334400001423000014 (далее - Извещение), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, связанные с проведением электронного аукциона.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в отказе от заключения контракта.
Заказчиком представлены возражения на жалобу Заявителя. Из указанных возражений следует, что Заказчик считает довод жалобы обоснованным.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что 20 марта 2023 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 20.03.2023 N0334400001423000014".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 720 000 руб. 00 коп.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 28.03.2023 NЦПА1 на участие в закупке поступило 2 заявки. Минимальное ценовое предложение поступило от ООО "СБД-Групп" - 646 400 руб. 00 коп.
Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.03.2023 NИЭА1 ООО "СБД-Групп" признано победителем данной закупки.
В соответствии с Протоколом об отказе от заключения контракта от 11.04.2023 NПОК20_1 заказчиком, на основании части 9 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, принято решение об отказе в заключении контракта с обществом, так как было установлено, что участник закупки не соответствует требованиям, установленным в частях 1, 1.1, 2, 2.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ в части представленного земельного участка для хранения отходов, указанного в проекте контракта.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Заказчика, приходит к выводу об обоснованности жалобы на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным в соответствии законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
Требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Частью 5 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ закреплено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Заказчиком в извещении об осуществлении электронного аукциона к участникам закупки были установлены Единые требования к участникам закупок в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ и Требования к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с положениями частей 1 и 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ к участникам закупки устанавливаются следующие требования:
1. Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
2. Непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
3. Неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
4. Отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
5. Отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
6. Участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
7. Обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
8. Отсутствие обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является:
а) физическим лицом (в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), являющимся участником закупки;
б) руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации, являющейся участником закупки;
в) единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица, являющегося участником закупки. Выгодоприобретателем для целей настоящей статьи является физическое лицо, которое владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;
9. Участник закупки не является офшорной компанией, не имеет в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица офшорной компании, а также не имеет офшорных компаний в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;
10. Участник закупки не является иностранным агентом;
11. Отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
12. Отсутствие в предусмотренном Федеральным законом N 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Кроме того, в техническом задании проекта контракта, являющийся приложением к извещению (его составной частью) установлено требование о наличии у исполнителя контракта площадки для размещения, утилизации и переработки топленой древесины, древесного хлама и мусора.
Комиссия Иркутского УФАС России установила, что Заказчиком в извещении об осуществлении закупки не указана информация о том, что наличие такого участка, является требованием к участнику закупки установленным в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ требованием.
Равно как и не потребовано со стороны Заказчика представить документы, подтверждающие наличие такого участка в составе заявки для подтверждения своего соответствия требованиям закона в порядке пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 9 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Комиссией Иркутского УФАС России на заседании не установлены несоответствия общества требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, или того, что победитель предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Таким образом, у Заказчика в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ имелась обязанность по подписанию контракта. Следовательно, Заказчик, отказавшись от подписания контракта с победителем, нарушил часть 9 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СБД-Групп" обоснованной;
2. Признать Заказчика нарушившим часть 9 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем отмены Протокола об отказе от заключения контракта от 11.04.2023 NПОК20_1, направления на подписание проекта контракта повторно;
4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения выданного предписания;
5. Направить копии решения, предписания сторонам по жалобе;
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 24 апреля 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.04.2023