Резолютивная часть решения оглашена 25 апреля 2023 года.
Полный текст решения изготовлен 26 апреля 2023 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_",
члены Комиссии: "_";
при участии представителя Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Братская городская больница N2" (далее - Заказчик) - Гидревич К.В. (доверенность N 01.2023 от 09 января 2023 г.),
в отсутствие представителей Общества с ограниченной ответственностью "Техническая экспертиза проектов" (далее - ООО "ТЭП", Общество);
рассмотрев обращение заказчика о включении сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 18 апреля 2023 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении ООО "ТЭП" в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ООО "ТЭП" допущены нарушения условий по государственному контракту от 06 мая 2022 года N 2022.01698 на оказание услуг по строительному контролю на объект: "Капитальный ремонт Детской поликлиники ОГБУЗ "Братская городская больница N 2", расположенной по адресу: Иркутская область, город Братск, ул. Приморская, дом 59", в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации о Подрядчике в Реестр.
ООО "ТЭП" представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, запрашиваемые в уведомлении N 038/504/23 от 19 апреля 2023 года.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля осуществляет позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в Реестр.
В ходе проведения проверки в рамках рассматриваемого обращения Комиссией установлено, что 07 апреля 2022 года в Единой информационной системе (далее - ЕИС) Заказчиком размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 07.04.2022 N0134200000122001698".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 334 870 руб. 00 коп.
25 апреля 2022 года Заказчиком в ЕИС размещен протокол подведения итогов электронного аукциона 25.04.2022 NИЭА1, согласно которому на участие в данной закупке поступило 6 заявок, признанные соответствующими требованиям документации об электронном аукционе.
Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 25.04.2022 NИЭА1 заявка ООО "ТЭП" признана победителем электронного аукциона.
06 мая 2022 г. между заказчиком и Обществом заключен Контракт.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта: "Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги по строительному контролю на объект: "Капитальный ремонт Детской поликлиники ОГБУЗ "Братская городская больница N 2", расположенной по адресу: Иркутская область, город Братск, ул. Приморская, дом 59" (далее - Услуги) в объеме, установленном в Техническом задании (Приложение 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные Услуги в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом."
Согласно пункту 3.1 Контракта: "Срок оказания Услуг Исполнителем по Контракту в полном объеме: начало оказания услуг с момента заключения контракта, окончание: "10" декабря 2022 года (но не ранее выполнения работ Подрядчиком по контракту на выполнение работ по капитальному ремонту Детской поликлиники ОГБУЗ "Братская городская больница N 2", расположенной по адресу: Иркутская область, город Братск, ул. Приморская, дом 59).".
Таким образом, исполнение обязательств по Контракту должно осуществляться в срок до 10 декабря 2022 г. включительно, либо до окончания выполнения работ Подрядчиком по контракту на выполнение работ по капитальному ремонту Детской поликлиники ОГБУЗ "Братская городская больница N 2.
Из пояснений Заказчика установлено, что по состоянию на 10 декабря 2022 г. Подрядчики по выполнению капитального ремонта ООО "Комплекс Снаб" и ИП Ибатов А.Г. не исполнили обязательства по контракту, вместе с тем, в адрес Заказчика направили гарантийные письма о завершении работ в полном объеме в срок по 31 марта 2023 г.
Заказчиком в адрес ООО "ТЭП" 13 декабря 2023 г. было направлено уведомление N2437 о продлении сроков работ до 31 марта 2023 г.
Комиссией установлено, что дополнительного соглашение к Контракту на продление срока исполнения обязательств по Контракту не было заключено между Заказчиком и Обществом.
14 февраля 2023 г. ООО "ТЭП" письмом N14/23 уведомил Заказчика о приостановлении исполнения обязательств по Контракту.
В ходе рассмотрения обращения представитель Заказчика пояснил, что в процессе оказания услуг в период действия Контракта Обществу направлялись претензии: исх. NN 2596 от 27 декабря 2022 г., 16 от 11 января 2023 г., 228 от 06 февраля 2023 г., 344 от 20 февраля 2023 г.
17 марта 2023 г. Заказчик направил письмо N 496 в адрес Общества с предложением подписания дополнительного соглашения к Контракту о расторжении Контракта по соглашению сторон.
Ответа на данное письмо в адрес Заказчика не поступало.
Из пояснений Заказчика установлено, что за период с 14 февраля 2023 г. по 05 апреля 2023 г. ООО "ТЭП" отсутствовал на месте оказания услуг, работы не производил.
Пунктом 9.4 Контракта предусмотрено: "Контракт может быть расторгнут: по соглашению Сторон, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта, по решению суда.".
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено заказчиком в Единой информационной системе 06 апреля 2023 года.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 17 апреля 2023 года.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в ч. 4 - 6 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
В силу Постановления Правительства РФ N 1078 федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Исследование фактических обстоятельств при решении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков происходит при крайне ограниченных полномочиях ФАС России и ее территориальных органов.
Из пояснений ООО "ТЭП" установлено, что, действуя добросовестно, Общество в течение срока исполнения обязательство по Контракту осуществляла строительный контроль в рамках государственного контракта. Данный факт подтверждается предоставленными на обозрение Комиссии: отчетом по строительному контролю, журналом строительного контроля, выданными предписаниями Подрядчикам.
Согласно пункту 9.2 Контракта "Контракт действует до 20.01.2023 г. включительно".
В связи с тем, что Подрядчиками выполнялись работы с отставанием от графика, окончанием срока действия контракта, отсутствием соглашений о продлении срока Контракта, Обществом было принято решение и направлено в адрес Заказчика (письмом N14/23 от 14 февраля 2023 г.) о приостановлении исполнения обязательств по Контракту.
Комиссией установлено, что 16 февраля 2023 г. ООО "ТЭП" исходящим письмом N 174 в адрес Заказчика был передан отчет по строительному контролю за период с 01 июня 2022 г. по 11 февраля 2023 г.
Кроме того, в адрес Заказчика был направлен акт приемки и счет на оплату от 15 февраля 2023 г.
Заказчиком осуществлена приемка исполненных обязательств на общую сумму 365 358 руб. 32 коп, что составляет 32 % от суммы Контракта.
Таким образом, в рамках рассматриваемого дела Комиссия Иркутского УФАС России не смогла устранить все сомнения в виновности Общества.
Так, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу, что ООО "ТЭП" при исполнении своих обязательств допущены нарушения условий Контракта, однако, Комиссия Иркутского УФАС России не может однозначно прийти к выводу о виновности участника.
Комиссией Иркутского УФАС России в ходе рассмотрения обращения исследован вопрос о добросовестности ООО "ТЭП", как лица, участвующего в закупках, в том числе изучено 14 исполненных контрактов, по которым ООО "ТЭП", являясь стороной контрактов, должным образом исполнил свои обязательства. Указанные контракты свидетельствуют о добросовестности ООО "ТЭП", как лица, исполняющего обязательства по контрактам.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков невозможно объективно установить факт недобросовестного поведения ООО "ТЭП", при исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом, ввиду отсутствия достаточного количества доказательств, подтверждающих недобросовестность ООО "ТЭП", объективно оценить достоверность доводов заказчика без дополнительного исследования обстоятельств, приведших к неисполнению контракта невозможно в виду наличия многочисленных вопросов, связанных с исполнением обязательств по контракту.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Техническая экспертиза проектов" ("_") не включать
2. Сведения об учредителях Общества с ограниченной ответственностью "Техническая экспертиза проектов" ("_"), о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью "Техническая экспертиза проектов" ("_") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: "_"
Члены комиссии: "_"
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 26 апреля 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2023