Резолютивная часть решения оглашена 25.04.2023
В полном объеме решение изготовлено 28.04.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ИП Тожибаева З.П., при участии в дистанционном режиме:
- представителя ГБПОУ "Миасский машиностроительный колледж" Городянской Т.В., действующего на основании доверенности от 24.04.2023,
- представителя ГБПОУ "Миасский машиностроительный колледж" Князевой С.Н., действующего на основании доверенности от 24.04.2023,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 18.04.2023 поступила жалоба ИП Тожибаева З.П. на действия заказчика при проведении электронного аукциона на замену деревянных оконных блоков на блоки из ПВХ профилей части фасада и части УПМ здания по адресу: г. Миасс, ул. Гвардейская 1А. (извещение N 0369200037723000001) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 07.04.2023 ГБПОУ "Миасский машиностроительный колледж" объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 163 835,20 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 18.04.2023.
На момент рассмотрения жалобы ИП Тожибаева З.П. контракт не заключен.
В жалобе указано, что в извещении о закупке в нарушение законодательства о контрактной системе не установлены дополнительные требования к участнику закупки в части наличия опыта выполнения работ в соответствии с позицией 10 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, так как объект закупки включает в себя выполнение работ по текущему ремонту зданий.
Представители заказчика на заседании Комиссии представили письменные пояснения и указали, что в извещении о закупке не установлено дополнительное требование к участнику закупки о наличии опыта выполнения работ в соответствии с позицией 10 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, так как работы, образующие описание объекта закупки относятся к работам по капитальному ремонту согласно заключению государственной экспертизы.
Заслушав пояснения заказчика и уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Пунктом 9 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур не позднее одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки направляют заказчику в соответствии с настоящим Федеральным законом заявки на участие в закупке, которые не возвращены по основаниям, предусмотренным пунктом 5 настоящей части, а также информацию о дате и времени их подачи.
Подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Таким образом, порядок рассмотрения заявок в случае проведения электронного аукциона определяется нормами, регулирующими рассмотрение вторых частей заявок при проведении электронного конкурса.
Так, пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
Требования к содержанию заявки на участие в закупке предусмотрены частями 1, 2 статьи 43 Закона о контрактной системе, при этом перечень указанных требований является исчерпывающим в силу части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участник закупки предоставляет в составе заявки документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
При этом, в пункте 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе указано, что при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом, в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 (далее - Постановление) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
В соответствии с позицией 10 Приложения к Постановлению указано, что при проведении работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) должны предъявляться дополнительные требования, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
В абзаце 4 подпункта "а" пункта 3 Постановления позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
При этом, дополнительными требованиями к участникам закупки являются наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
- опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
- опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
- опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В подтверждение соответствия указанным требованиям участнику закупки необходимо предоставить документы, предусмотренные в графе: "информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" в зависимости от вида работ, опыт на выполнение которых предоставляется участником закупки.
Согласно извещению о закупке предметом контракта - замену деревянных оконных блоков на блоки из ПВХ профилей части фасада и части УПМ здания, начальная (максимальная) цена контракта превышает 5 млн. рублей (8 163 835, 20 рублей).
В описании объекта закупки, а также локальных сметах указано, что в рамках исполнения обязательств необходимы выполнить в том числе следующие работы:
- демонтаж старых оконных блоков;
- очистка проема от мусора и остатков старого герметика; заделка проемов и выбоин штукатурным или шпаклевочным раствором;
- изготовление пластикового окна в соответствии с требованиями к изделию, установленным ГОСТ 30674-99;
- доставка пластиковых окон (блоков) до места установки;
- установка пластиковых, двухкамерных окон;
- установка оцинкованных отливов;
- установка пластиковых подоконников;
- облицовка откосов пластиком;
- смена обделок из листовой стали отливок;
- уборка и затаривание мусора в мешки, вывоз мусора.
При этом из положительного заключения государственной экспертизы сметной документации (N 74-1-1-2-063960-2022 от 06.09.2022), размещенной в составе извещения о закупке, следует, что вид работ - капитальный ремонт.
В письменных пояснениях заказчик также указал, что работы, являющиеся объектом закупки, относятся к капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Вместе с тем, в извещении о закупке и в требованиях, предъявляемых к участнику закупки, дополнительные требования при проведении работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства в соответствии с позицией 10 Приложения к Постановлению, не установлены, что противоречит пункту 12 части 1 статьи 42, частей 2, 4, 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Более того, в нарушение пункта 3 части 2 статьи 42, подпункта "н" пункта 1 части 1, пункта 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе в требованиях к составу заявки установлены требования к документам, подтверждающим соответствие дополнительным требованиям в соответствии с позицией 15 Приложения к Постановлению.
При этом, Комиссия отмечает, что доводы жалобы в части того, что работы, являющиеся объектом закупки, относятся к работам по текущему ремонту зданий и сооружений, требующим установление дополнительных требований в соответствии с позицией 15 Приложения к Постановлению, являются необоснованными, так как из документов, размещенных в составе закупки, следует, что работы по замене оконных блоков являются работами по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Проведя внеплановую проверку антимонопольный орган приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
При этом, в соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в составе заявки участника закупки должны находить отражение документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
С учетом изложенного, в извещении об электронном аукционе должны содержаться конкретные документы о необходимости подтверждения участника закупки требованиям действующего законодательства по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
Как следует из части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Согласно части 2.1 статьи 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.
Таким образом, членство в саморегулируемой организации требуется исключительно при проведении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.
В нарушение пункта 12 части 1 статьи 42, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в пункте 6.1 извещения о проведении закупки в единых требованиях к участнику закупки указано условие о необходимости членства в саморегулируемой организации с указание требований к документам, которые должен предоставить участник закупки, при этом одновременно в указанном пункте предусмотрено, что такое требование не установлено, что свидетельствует об установлении противоречивой информации в части необходимости подтверждения соответствия участника закупки единым требованиям по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ИП Тожибаева З.П. на действия заказчика необоснованными.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пункта 12 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42, пункта 1 части 1, частей 2, 4, 5 статьи 31, подпункта "н" пункта 1 части 1, пункта 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 28 апреля 2023 г. N 074/06/106-603/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2023