Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "МедАрм" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГБ г-к Геленджик" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Поставка медицинских изделий (иглы, катетеры)" (извещение N 0318300104623000166) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что заказчиком в описании объекта закупки установлены показатели, которые свидетельствуют о конкретном производителе, что является нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе.
Представителем Заказчика представлены письменные пояснения по существу доводов жалобы. С жалобой не согласен.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ "ГБ г-к Геленджик" МЗ КК проводился электронный аукцион: "Поставка медицинских изделий (иглы, катетеры)" (извещение N 0318300104623000166).
Начальная (максимальная) цена контракта - 597 799,40 рублей.
Ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе гласит, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе гласит, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
При описании объекта закупки Заказчик использовал показатели характеристик исходя из своих потребностей.
Товары, объединенные заказчиком в один лот, находятся в свободном обращении на территории Российской Федерации, не являются эксклюзивным товаром, т.к. имеет один характер, относится к одной группе кода ОКПД2 З2.50.13 Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 0З4-2014 (КПЕС 2008)), т.е. является технологически связанным товаром.
Объединение товара относящихся к одной номенклатурной группе товаров, в один лот обусловлено потребностями заказчика, не противоречит действующему законодательству и соответствует сложившейся практике осуществления закупок расходных материалов для медицинских учреждений.
Согласно Разделу 2 "Описание объекта закупки", Заказчику требуется к поставке 4 вида катетеров для периферических сосудов, с кодом позиции КТРУ 32.50.13.110-00004593.
Пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N 145) установлено, что Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке дополнительную информацию) а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 3З Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
При этом, согласно п.6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
При описании объекта закупки в рассматриваемой документации заказчиком использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания) фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя. Им указаны необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара.
Заказчик, детализируя в необходимой степени предмет закупок, привел обоснование необходимости включения в описание товара всех используемых дополнительных характеристик, в том числе по позиции N13 Комплект для введения лекарственных средств для инфузионного насоса с электропитанием, одноразового использования, соответствующей позиции КТРУ 32.50.13.190-00008506:
Дополнительные характеристики |
|
||
Пункционный наконечник |
наличие |
|
Для прокола бутылки/флакона |
Вентиляционный канал с антибактериальным фильтром |
наличие |
|
Фильтр снижает риск попадания микроорганизмов через открытый вентиляционный канал в инфузионную систему и тем самым снижает риск бактериального загрязнения инфузионного раствора |
Выделенный капельник, 20 капель = 1 мл, прозрачная верхняя часть капельной камеры |
Соответствие |
|
Данный фильтр предупреждает риск возникновения воздушной эмболии во время проведения инфузионной терапии и не пропускает воздух в инфузионную трубку; также фильтр позволяет задерживать посторонние твердые частицы, которые могут присутствовать в инфузионных растворах и при инфузии попадать в кровоток пациента; |
Эластичная нижняя часть со встроенным гидрофильным непроницаемым для воздуха фильтром тонкой очистки, мкм |
не мене 15 |
|
|
Прозрачная трубка с |
наличие |
|
Требования к размерам |
установленным роликовым зажимом |
|
|
составлены с учетом потребностей медицинских специалистов при проведении инфузионной терапии и обоснованы анатомическими особенностями поступающих в лечебное учреждение пациентов и спецификой проводимой терапии |
Материал |
ПВХ |
|
|
Длина трубки,см |
не менее 85 |
|
|
Силиконовый сегмент длиной 10 см с двумя фиксаторами для перистальтического сегмента насоса Инфузомат Спэйс/Инфузомат ФМС |
наличие |
|
Наличие силиконового сегмента - отличительная функциональная особенность систем для автоматизированной инфузии, позволяющая избежать перегибов и слипания магистрали под воздействием перистальтического сегмента насоса |
Роликовый зажим оранжевого цвета с разъемами для утилизации наконечника и фиксации трубки |
наличие |
|
Оранжевая цветовая кодировка зажима позволяет быстро отличить инфузионную магистраль для автоматизированной инфузии под давлением от стандартной гравитационной. Разъем для утилизации пункционного наконечника позволяет после завершения инфузии надежно закрепить острый пункционный наконечник на роликовом зажиме, что снижает риск случайной травматизации персонала наконечником во время утилизации инфузионной системы |
Прозрачная трубка с интегрированным винтовым коннектором Люэр Лок |
наличие |
|
Требования к размерам составлены с учетом потребностей медицинских специалистов при проведении инфузионной терапии и обоснованы анатомическими особенностями поступающих в лечебное учреждение пациентов и спецификой проводимой терапии. Коннектор Люэр Лок уменьшает риск инфицирования пациента во время манипуляций |
Длина трубки,см |
не менее 145 |
|
|
Материал |
ПВХ |
|
Резистентность к давлению в системе, бар (1500 мм рт.ст.) |
не менее 2 |
|
Резистентность к давлению не ниже 2 бар является обязательным условием при эксплуатации с автоматизированными насосами , так как расходные материалы должны выдерживать нагнетаемое давление |
Используемые материалы |
поливинилхлорид, полипропилен, полиэтилен ВД, поликарбонат |
|
Указание отсутствия определенных материалов требуется для принятия решения о совместимости изделия с лекарственными препаратами |
Для Заказчика единственно значимым условием является то, что поставленный товар должен обеспечивать работу волюметрических насосов Инфузомат Спэйс и Инфузомат ФМС (имеющихся в эксплуатации у заказчика).
Заказчику известно о наличии нескольких производителей медицинских изделий с требуемыми характеристиками:
- Магистраль Инфузоматc Спэйс (InfusomatR Space) производителя "Б. Браун Мельзунген АГ", ФСЗ 2007/00004, фотографическое изображение опубликовано на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор): www.roszdravnadzor.ru, в разделе "Государственный реестр медицинских изделий и организаций, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий": http://www.roszd ravnadzor.ru/services/misearch:
- Магистрали для насосов волюметрических производителя "Фрезениус Каби АГ", ФСЗ 2010/07218, фотографическое изображение опубликовано на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор): www.roszdravnadzor.ru, в разделе "Государственный реестр медицинских изделий и организаций, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий":
Объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьютеры, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям извещения об осуществлении закупки и удовлетворяющий потребностям Заказчика.
Данная позиция также поддерживается пунктом 1 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 (далее - Обзор от 28.06.2017), в котором говорится о том, что по общему правилу указание Заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учётом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки. Учитывая изложенное, Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников размещения заказа для государственных и муниципальных нужд, то есть действующее законодательство не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого для муниципальных нужд товара в документации об аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Участником аукциона по спорному лоту может быть любое юридическое лицо (как поставщик, так и производитель товара) или физическое лицо, любой участник закупки вправе приобрести товар (у любых производителей), соответствующий требованиям, изложенным в описании объекта закупки и принять участие в аукционе.
Отсутствие у заявителя (иных заинтересованных лиц) товара, соответствующего потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав заявителя (или иных заинтересованных лиц), а также ограничения числа участников торгов.
Заявитель не предоставил документы, подтверждающие обоснованность доводов.
Комиссия на основании ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МедАрм" необоснованной.
2.Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300104623000166).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 24 апреля 2023 г. N 412/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2023