рассмотрев жалобу ООО "Энергосервис" (далее - Заявитель) на действия МКУ Ейского городского поселения Ейского района при проведении администрацией МО Ейский район открытого конкурса в электронной форме: "Оказание услуг по проведению комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности использования электрической энергии системы наружного освещения Ейского городского поселения Ейского района" (извещение N 0118300018123000072) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что извещение открытого конкурса в электронной форме составлено с нарушениями Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился. На рассмотрение Заказчиком представлены письменные пояснения по существу жалобы, согласно которым извещение составлено в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
13.03.2023 г. уполномоченным органом - администрацией МО Ейский район размещено извещение на проведение открытого конкурса в электронной форме: "Оказание услуг по проведению комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности использования электрической энергии системы наружного освещения Ейского городского поселения Ейского района" (извещение N 0118300018123000072). Заказчик - МКУ Ейского городского поселения Ейского района.
Начальная (максимальная) цена контракта - 222 111 623,92 руб.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п. 11) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 3), п. 4) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки; порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу п. 3) ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию: опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
В ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604) утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 2 Положения, "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Пунктом 3 Положения установлено, что для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В файле "Порядок рассмотрения и оценки заявок.docx" установлено:
II. Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке
2. |
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки |
30 |
Качественные характеристики объекта закупки |
100 |
Характеристика N 1 Светотехнический расчет |
34
|
|
|||||||||
33 |
|
|||||||||||||||
33 |
|
Конкурсом предусмотрено исключительно выполнение работ, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации системы наружного освещения. Согласно п.17 и п.18 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2021 г. N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации":
"Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки".
"Если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением N 1 к настоящему Положению, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок".
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N261) регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия: энергосбережение - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг) (статья 2 Закона N261).
Заказчиком представлены пояснения согласно которым светотехнический расчет-действие, направленное на выбор осветительных приборов по параметрам, их позиционирование на планах и определение необходимого количества для достижения оптимального освещения на определенной площади, в соответствии с установленными нормами освещенности.
В Приложении N 3 к Техническому заданию указаны требования к светотехническому расчету.
Под системой освещения подразумевается номенклатура осветительных приборов и источников света (типы, количество, мощности), их размещение. Светотехнические расчеты являются комплексным мероприятием, в процессе выполнения которого могут решаться две задачи: прямая и обратная. В прямой задаче по заданному уровню освещенности и параметрам, установленным при проектировании определяется тип, количество и мощность осветительных установок, в обратной - по заданному размещению светильников и светотехническим характеристикам источников света определяются освещенности на расчетной плоскости, рабочих поверхностях, а также распределение яркости в поле зрения, или по требуемым уровням освещенности на расчетной плоскости, рабочих поверхностях, а также распределение яркости в поле зрения определяются требуемые светотехнические характеристики осветительных приборов, т.е. проводится проверка решения на соответствие заданным условиям.
В соответствии с п. 22 Постановления N 2604 Заказчиком в качестве формы оценки "Качественных характеристик объекта закупки" выбрана шкала оценки. Установлены значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Каждый пункт критерия содержит исчерпывающую формулировку с четким указанием параметров, соответствие которым будет проверяться.
Каждый пункт имеет вес - 34,33,33 баллов, соответственно если в предоставленном светотехническом расчете присутствует первый пункт требований, то присваивается - 34 балла, если присутствует второй пункт требований - 33 балла и если третий - 33 балла.
Выезд специалистов на место установки оборудования не требуется. Если у исполнителя есть необходимость выезда на место, то он может принимать это решение самостоятельно.
Непредставление светотехнического расчета в составе заявки не является причиной отклонения заявки участника.
Установленный Заказчиком порядок оценки заявки позволяет однозначно выполнить оценку предоставленных потенциальными участниками светотехнических расчетов.
Заявитель в жалобе указывает, что в проекте энергосервисного контракта в п.п. 2.2 и п. 14.1 содержится разночтение в части срока действия контракта.
Представитель Заказчика с указанным доводом не согласился, из пояснений следует, что в проекте энергосервисного контракта в пункте 2.2 отсутствуют сведения о сроке действия контракта. В пункте 2.2 содержатся сведения о начальном сроке достижения предусмотренного Контрактом размера экономии, о конечном сроке достижения предусмотренного Контрактом размера экономии, о периоде достижения доли размера экономии и о размере доли экономии не менее указанного в п.2.1 Контракта.
При этом, пункт 2.2 о начальном и конечном сроке достижения предусмотренного Контрактом размера экономии содержит полные сведения о применяемых сроках.
Начальный срок - это первый полный календарный месяц, следующий за месяцем, в котором был подписан Акт сдачи-приемки Энергосберегающих мероприятий.
Конечный - это 7 (семь) лет с момента реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (с даты подписания последнего Акта об оказании услуг по достигнутой экономии электрической энергии (Приложение N 4)) и для отсутствия противоречивых истолкований участников указано дополнительное пояснение, что это дата подписания последнего Акта об оказании услуг по достигнутой экономии электрической энергии (Приложение N 4).
Соответственно начальный и конечный срок достижения экономии указан в полной мере и содержит достоверную информацию.
Срок действия контракта указан в пункте 3.1. проекта контракта: "Настоящий Контракт вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту, указанных в пунктах 3.2. и пункте 2.2 настоящего Контракта. Окончание срока действия Контракта не освобождает Стороны от взятых на себя гарантийных обязательств".
Проектом Контракта определено понятие отчетный (расчетный) период - период времени, установленный энергосервисным контрактом, в течение которого определяется потребление энергетического ресурса после реализации ЭЭМ в соответствии с Методикой.
Пунктами 8.9 - 8.10 проекта Контракта описаны порядок расчета экономии за отчетный период. Таким образом, довод о рисках неуплаты денежных средств за достижение процента экономии со стороны Заказчика не находит своего подтверждения.
Заявитель в жалобе указывает, что в проекте энергосервисного контракта предусмотрен порядок приемки результата услуг, не соответствующий ст. 94, 51 Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика с указанным доводом не согласился, из пояснений следует, что предметом контракта является экономия энергетических ресурсов, соответственно по контракту предусмотрены этапы исполнения в части оплаты предусмотренной экономии в течение контракта. Внесение указанных этапов в систему ЕИС рассмотрены в 8 разделе проекта контракта пункте 8.9, а именно: "В целях проведения расчетов и подтверждения оказанных услуг по настоящему Контракту, Исполнитель, в срок до 25 числа месяца, следующего за расчетным периодом, формирует с использованием единой информационной системы в сфере закупок (далее -ЕИС), подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Исполнителя, и размещает в единой информационной системе документ о приемке, который должен содержать информацию в соответствии с частью 13 статьи 94 Закона о контрактной системе. К документу о приемке прилагается Акт об оказании услуг по достигнутой экономии электрической энергии (Приложение N4), содержащий Расчет достигнутой экономии энергетических ресурсов за отчетный период, Расчет подлежащего уплате Исполнителю вознаграждения в размере процента от достигнутой экономии электрической энергии за отчетный период, определенные в соответствии с условиями Контракта и счет на оплату".
Заявитель в жалобе указывает, что условие о цене контракта сформулировано Заказчиком с нарушением ст. 94 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 108 Закона о контрактной системе в целях обеспечения энергоэффективности при закупке товаров, работ, услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа, неиспользуемого в качестве моторного топлива), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), а также поставок электрической энергии, мазута, угля, поставок топлива, используемого в целях выработки энергии, заказчики вправе заключать энергосервисные контракты, предметом которых является совершение исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов (далее - энергосервисный контракт).
Согласно ч. 13 ст. 108 Закона о контрактной системе энергосервисный контракт заключается по цене, которая определяется в виде:
1) фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 1 части 3 настоящей статьи;
2) фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 2 части 3 настоящей статьи;
3) процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 3 части 3 настоящей статьи.
Заказчиком представлены пояснения в которых указано, что в данном случае контракт заключается в соответствии с п. 2) ч. 13 ст. 108 Закона о контрактной системе, и цена определяется в виде фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов Заказчика на поставку энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт.
Согласно пункта 8.1 "Проекта контракта": "Цена Контракта определяется в соответствии с п. 2 ч. 13 ст. 108 Закона N 44-ФЗ в виде фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт в Период достижения экономии электрической энергии, определенный в п.14.1 настоящего Контракта, из учета стоимости единицы электрической энергии на момент оплаты и составляет _____% (____) процентов, что соответствует экономии в натуральном выражении - _____ кВт*ч. Процент такой экономии не может изменятся в ходе исполнения контракта".
Законом о контрактной системе в отношении энергосервисных контрактов предусмотрен особый порядок определения цены контракта, отличный от требований, установленных ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Таким образом, условие пункта 8.1 энергосервисного контракта не противоречит ст. 108 Закона о контрактной системе.
Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (п. 10) ст. 42 Закона о контрактной системе).
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N1236) установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.
Согласно пункту 2.1 Постановления 1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
В извещении установлено:
Вид требования |
Нормативно-правовой акт |
Обстоятельства, допускающие исключение из установленных запретов или ограничений |
Обоснование невозможности соблюдения запрета, ограничения допуска |
Примечание |
Запрет |
Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" |
|
|
|
Запрет |
Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" |
|
|
|
Заказчиком представлены пояснения в которых указано, что запрет, в соответствие с Постановлением N1236, установлен в соответствии с необходимостью "Внедрения автоматизированной системы на объекте энергосервиса".
В извещении установлены требования только к функциональным возможностям наружного освещения, которые должны быть реализованы Исполнителем посредством автоматизированной системы управления.
Заявитель в жалобе указывает о необходимости (обязанности) установки ШУНО (Шкаф Управления Наружным Освещением). Положениями извещения данное требование не установлено. В частности, наличие в документации перечня точек управления сетями наружного освещения в количестве 121 штука обусловлено необходимостью их отображения на двухмерной карте (п. 12 Приложения N 2 к Описанию объекта закупки). Исполнитель вправе предложить дополнительные мероприятия на рассмотрение Заказчика в соответствии с пунктом 6.8 Проекта Контракта.
Кроме того, в соответствии с пунктом 9.8 проекта Контракта: "Используемые при осуществлении Энергосберегающих мероприятий материалы, изделия и оборудование должны быть новыми, не бывшими в употреблении, иметь необходимую маркировку, должны соответствовать требованиям по обеспечению безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, а также должны иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их качество. Копии указанных документов должны быть предоставлены Заказчику к моменту приемки Энергосберегающих мероприятий".
Требования к автоматизированному рабочему месту диспетчера - отсутствуют, в силу пункта 7 Приложения N 2 к техническому заданию, который предъявляет требования к интерфейсу управления наружным освещением, который должен быть доступен как со стационарных, так и с мобильных устройств.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Энергосервис" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0118300018123000072).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 25 апреля 2023 г. N 414/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2023