Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Умеровой Р.Р. - главного специалиста эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в присутствии представителя государственного заказчика Министерства физической культуры и спорта Астраханской области (далее - Министерство, Заказчик) Карташова И.В. (доверенность), в отсутствие представителя заявителя УФК по Астраханской области и уполномоченного органа ГКУ Астраханской области "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченный орган), на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) в связи с поступлением информации УФК по Астраханской области (вх. N 2445 от 14.04.2023) провела внеплановую проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе Министерством и Уполномоченным органом при проведении электронного аукциона на поставку комплекта N2 спортивно-технологического оборудования для создания "умной" спортивной площадки (часть 1, г. Астрахань) (извещение с реестровым N 0825500000722003477) и электронного аукциона на поставку комплекта N2 спортивно-технологического оборудования для создания "умной" спортивной площадки (часть 1, с. Три Протока) (извещение с реестровым N 0825500000722003478), по итогам которой
УСТАНОВИЛА:
В Управление 14.04.2023 поступила информация УФК по Астраханской области о нарушении Министерством законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку комплекта N2 спортивно-технологического оборудования для создания "умной" спортивной площадки (часть 1, г. Астрахань) (извещение с реестровым N 0825500000722003477) и электронного аукциона на поставку комплекта N2 спортивно-технологического оборудования для создания "умной" спортивной площадки (часть 1, с. Три Протока) (извещение с реестровым N 0825500000722003478).
Согласно информации УФК по АО победитель указанных электронных аукционов предоставил обеспечение исполнения контракта, не соответствующее требованиям законодательства. Однако Министерство, несмотря на указанное, заключило контракты с таким победителем.
Уведомлением от 17.04.2023 проведение внеплановой проверки было назначено на 26.04.2023.
Выслушав представителя Заказчика, изучив материалы проверки, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Астраханского УФАС России установила следующее.
Уполномоченным органом 23.08.2022 в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку комплекта N2 спортивно-технологического оборудования для создания "умной" спортивной площадки (часть 1, г. Астрахань) (извещение с реестровым N 0825500000722003477) (далее - Аукцион), согласно которому:
1. НМЦК составляет 28 476 569,17 рублей;
2. размер обеспечения исполнения контракта составляет - 1 423 828,46 рублей;
3. преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, предусмотренное ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе не установлено.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 01.09.2022 победителем Аукциона признан участник закупки, заявка которого зарегистрирована под N 7 (ООО "Спортика"), предложивший наиболее низкую цену контракта в размере 14 665 432,52 рублей, что составляет 51,5% от НМЦК.
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету.
В соответствии с ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
В силу ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В связи с тем, что НМЦК составляет более пятнадцати миллионов рублей, а предложенная ООО "Спортика" цена контракта на 48,5% ниже НМЦК, указанное общество на основании ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе должно было предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта.
Поскольку сумма, превышающая в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки (2 135 742, 69 рублей), меньше, чем 10% НМЦК (2 847 656, 9 рублей), то ООО "Спортика" в соответствии с ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе должно было предоставить обеспечение исполнения контракта в размере 10% НМЦК, то есть 2 847 656, рублей.
05.09.2022 Заказчиком размещен проект контракта, 12.09.2022 ООО "Спортика" разместило протокол разногласий, 14.09.2022 Заказчик разместил доработанный проект контракта, 15.09.2022 ООО "Спортика" разместил подписанный со своей стороны проект контракта, 16.09.2022 Заказчик подписал контракт.
При этом ООО "Спортика" в качестве обеспечения исполнения контракта предоставило независимую гарантию N ЭГ-422445/22 от 13.09.2022 на сумму 2 135 742, 69 рублей, что не соответствует ч. 1 ст. 37, п. 1 ч. 3, ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, несмотря на предоставление ООО "Спортика" обеспечения исполнения контракта, не соответствующего требованиям законодательства о контрактной системе, Министерство вместо того, чтобы в срок не позднее 16.09.2022 года признать общество уклонившимся от заключения государственного контракта, 16.09.2022 заключило с ним такой контракт.
Указанные действия Министерства нарушают ч. 1 ст. 37, п. 1 ч. 4, ч. 5, п. 1 и п. 2 ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ.
Аналогичное нарушение допущено Заказчиком при проведении электронного аукциона на поставку комплекта N2 спортивно-технологического оборудования для создания "умной" спортивной площадки (часть 1, с. Три Протока) (извещение с реестровым N 0825500000722003478).
Комиссия, основываясь на изложенном, руководствуясь ч. 1 ст. 2, ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
1. Признать государственного заказчика Министерство физической культуры и спорта Астраханской области нарушившим ч. 1 ст. 37, п. 1 ч. 4, ч. 5, п. 1 и п. 2 ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку комплекта N2 спортивно-технологического оборудования для создания "умной" спортивной площадки (часть 1, г. Астрахань) (извещение с реестровым N 0825500000722003477) и электронного аукциона на поставку комплекта N2 спортивно-технологического оборудования для создания "умной" спортивной площадки (часть 1, с. Три Протока) (извещение с реестровым N 0825500000722003478).
2. Предписание не выдавать.
3. Передать материалы внеплановой проверки должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Потылицын П.Л.
Члены комиссии: Балтыкова Е.М.
Умерова Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 26 апреля 2023 г. N 030/06/51-413/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2023