Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу общества с ограниченной ответственностью "НПС-Югра" на действия Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области при проведении электронного аукциона на поставку государственных знаков почтовой оплаты (маркированные конверты и почтовые марки) для отправки корреспонденции почтовой связью для нужд УМВД России по Тюменской области (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0367100012123000024),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявителем соблюден порядок подачи жалобы, предусмотренный статьей 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем данная жалоба принята к рассмотрению, информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена в ЕИС (www.zakupki.gov.ru).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, заказчику, выставлено требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
По мнению заявителя при описании объекта закупки нарушены правила описания объекта закупки, а именно часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе. В частности, к поставке требуется товар определенного производителя, на что указывает следующая формулировка: "поставляемые знаки почтовой оплаты (почтовые марки) должны быть Государственного производственного объединения государственных знаков Министерства финансов Российской Федерации (Гознак). Соответственно, описание закупки составлено таким образом, что к поставке можно предложить только маркированные конверты и почтовые марки единственного производителя (АО "Почта России), что влечет ограничение количества участников закупки.
Представитель заинтересованного лица с доводами заявителя не согласился, указал, что объектом закупки являются государственные знаки почтовой оплаты (маркированные конверты и почтовые марки).
Согласно пункту 24 Правил оказания услуг почтовой связи (утв. Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234) государственные знаки почтовой оплаты используются для подтверждения оплаты услуг почтовой связи по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции, оказываемых организациями федеральной почтовой связи. Исключительными правами на издание и организацию распространения государственных знаков почтовой оплаты согласно статье 11 Закона о почтовой связи обладает федеральный орган исполнительной власти в области связи-Минцифры России. Положением о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях РФ, утвержденным приказом Министерства связи РФ от 26.05.1994 N 115 предусмотрено, что государственные знаки почтовой оплаты печатаются АО "Гознак" (п.1.6).
Таким образом, установление в качестве непосредственного производителя АО "Гознак" было обоснованным (на территории Российской Федерации отсутствуют иные юридические лица, уполномоченные на печать почтовых марок в силу прямого указания в законе).
Кроме того, указание на производителя товара в описании объекта закупки не ограничивает конкуренцию на рынке, поскольку действующим законодательством не ограничена реализация знаков почтовой оплаты со стороны АО "Почта России", поскольку любое юридическое или физическое лицо, в том числе заявитель обладает возможностью приобрести соответствующие знаки почтовой оплаты с целью принятия участия в спорной закупке. Позиция АО "Почта России" подтверждена решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02.06.2017 по делу А75-5654/2017 (оставленного без изменения апелляционной и кассационной инстанцией, Определением Верховного суда Российской Федерации N 304-КГ18-3049 от 17.04.2018).
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 2 статье 42 Закона о контрактной системе, Заказчик при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов закупки обязан разместить извещение об осуществлении закупки в ЕИС. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
Извещение об осуществлении закупки, должно содержать следующие электронные документы (ч.2 ст.42 ФЗ N 44): описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 ФЗ N44; обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с ФЗ N 44 и инструкция по ее заполнению; проект контракта; перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок.
В силу положений частей 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, регламентирующих правила описания заказчиком предмета закупки в описании объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В то же время в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, при этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Следовательно, в силу требований Закона о контрактной системе заказчик при объявлении закупки обязан определить характеристики товара и показатели, позволяющие установить соответствие предлагаемых участниками аукциона товаров, работ, услуг требованиям, установленным заказчиком. Исходя из буквального толкования вышеприведенных положений статьи 33 Закона о контрактной системе, при формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия самостоятельно определить параметры и характеристики товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
При этом, положения указанной статьи допускают возможность при описании объекта закупки указывать не только максимальные или минимальные значения показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товаров требованиям заказчика, но и такие значения показателей, которые не могут изменяться.
В то же время иные положения Закона о контрактной системе в их совокупности и взаимосвязи не предусматривают ограничений по включению в описание объекта закупки требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и обязанностей заказчика устанавливать в извещении об осуществлении закупки вопреки его потребностям такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг. Выбор показателей и характеристики объекта закупки в любом случае остается за заказчиком.
Из материалов дела усматривается, что Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области, являясь заказчиком, выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку государственных знаков почтовой оплаты (маркированные конверты и почтовые марки) для отправки корреспонденции почтовой связью для нужд УМВД России по Тюменской области. Начальная (максимальная) цена контракта 1 900 000,00 рублей.
Информация об электронном аукционе 07.04.2023 размещена в ЕИС в сфере закупок в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0367100012123000024.
Согласно Приложению N2 извещения о проведении закупки к поставке требуется следующий товар;
- почтовая марка номиналом 0,50 руб, 1,00 руб.,2,00 руб.,3,00 руб., 3,50 руб., - знаки почтовой оплаты Российской Федерации (почтовые марки) предназначены для оплаты услуг почтовой связи, предоставляемых учреждениями связи, согласно действующим тарифам и подтверждения этого на внутренней и международной корреспонденции.
Поставляемые знаки почтовой оплаты (почтовые марки) должны быть Государственного производственного объединения государственных знаков Министерства финансов Российской Федерации (Гознак).
Поставляемые знаки почтовой оплаты (почтовые марки) должны являться гарантией заказчику в доставке внутренней и отправке международной корреспонденции Учреждением Федеральной почтовой связи. Знаки почтовой оплаты должны быть новыми, иметь самоклеющуюся основу и готовыми к эксплуатации.
Поставляемый товар должен соответствовать действующим нормам (ГОСТ Р 51506-99), а также иметь документы, подтверждающие подлинность поставляемых знаков почтовой оплаты и их изготовления предприятием ГОЗНАКА Минфина России по заказу ФГУП ИТЦ "марка", либо документы, подтверждающие факт их приобретения в учреждениях Федеральной почтовой связи. Поставляемые знаки почтовой оплаты (почтовые марки) должны быть новыми, иметь самоклеющуюся основу и готовыми к эксплуатации.
- конверт почтовый бумажный, КТРУ: 17.23.12.110-00000002, тип конверта: новый и готовый к эксплуатации маркированный с литерой "А" ("Д) с окном, с возможностью осуществления доставки, на всей территории Российской Федерации, внутренних почтовых отправлений и международной корреспонденции. Поставляемый товар должен соответствовать действующим нормам (ГОСТ Р 51506-99).
Таким образом, в рассматриваемом случае объектом закупки (предметом контракта) являются поставка государственных знаков почтовой оплаты (маркированные конверты и почтовые марки).
На основании пунктов 1.1., 3.2. Положения "О заказах почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации", утвержденного приказом Министерства связи Российской Федерации от 26.05.1994 N 115 "Об утверждении Положения о заказах почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации" знаки почтовой оплаты Российской Федерации (почтовые марки и блоки, маркированные конверты и карточки) предназначены для оплаты услуг почтовой связи, предоставляемых учреждениями связи, согласно действующим тарифам и подтверждения этого на внутренней и международной корреспонденции. Номиналы знаков почтовой оплаты соответствуют тарифам на услуги почтовой связи, действующим на территории Российской Федерации.
Согласно пунктам 5.3 и 5.7 приказа Минсвязи РФ от 26.05.1994 N 115 "Об утверждении Положения о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации" продажа знаков почтовой оплаты Российской Федерации производится учреждениями Федеральной почтовой связи строго по номинальной стоимости и не ранее срока, установленного для их ввода в почтовое обращение (пункт 5.3).
Издательско-торговый центр "Марка", кроме обеспечения заявок на знаки почтовой оплаты управлений Федеральной почтовой связи, осуществляет продажу знаков почтовой оплаты с момента их выхода в почтовое обращение (как филателистического материала) другим юридическим и физическим лицам (пункт 5.7).
В свою очередь, действующим законодательством не ограничена реализация знаков почтовой оплаты, соответственно любое юридическое или физическое лицо, и в том числе заявитель, может приобрести соответствующие знаки оплаты с целью принятия участия в аукционе, что также подтверждается определением Верховного Суда Российской Федерации N 304-КГ18-3049 от 17.04.2018 по делу А70-5654/2017.
Доказательств того, что установление заказчиком в извещении о проведении закупки данных требований привело к необоснованному ограничению количества участников аукциона, в материалы дела не предоставлено.
Требование о том, что поставляемые знаки почтовой оплаты (почтовые марки) должны быть изготовлены конкретным производителем (Гознак) обусловлено вышеприведенными положениями законодательства о почтовой связи.
Кроме того, ГОСТ Р 51506-99. Государственный стандарт Российской Федерации "Конверты почтовые. Технические требования. Методы контроля" определен в КТРУ: 17.23.12.110-00000002 "Конверт почтовый бумажный" в связи с чем и был указан в описании объекта закупки.
С учетом указанных обстоятельств, Комиссия считает, что заявителем в обоснование заявленных требований не представлены доказательства того, что извещение об осуществлении закупки на поставку государственных знаков почтовой оплаты противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, равно как и не доказано обстоятельство необоснованного ограничения прав и законных интересов заявителя со стороны заказчика при проведении вышеназванного аукциона.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "НПС-Югра" при проведении электронного аукциона на поставку государственных знаков почтовой оплаты (маркированные конверты и почтовые марки) (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0367100012123000024) необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 20 апреля 2023 г. N 072/06/44/59/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.04.2023