Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
... - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
заявителя МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИНВАЛИДОВ "ОБЩЕСТВО БОЛЬНЫХ ГЕМОФИЛИЕЙ" (далее - МБООИ "ОБЩЕСТВО БОЛЬНЫХ ГЕМОФИЛИЕЙ", заявитель): ... (представитель по доверенности),
от заказчика ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "ФТИЗИАТРИЯ" ИМЕНИ Е.Н.АНДРЕЕВА" (далее - ГБУ РС (Я) "НПЦ "ФТИЗИАТРИЯ" ИМ.Е.Н.АНДРЕЕВА", заказчик): ..., ..., ... (представители по доверенностям);
от уполномоченного учреждения государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)", уполномоченное учреждение, аукционная комиссия): ... (представитель по доверенности);
рассмотрев посредством web-видеоконференции жалобу МБООИ "Общество больных гемофилией" на действия (бездействие) заказчика ГБУ РС (Я) "НПЦ "ФТИЗИАТРИЯ" ИМ.Е.Н.АНДРЕЕВА" при проведении электронного аукциона на поставку диагностических расходных материалов для биохимии (Активированное время, Множественные факторы свертывания ИВД, Протромбиновое время, Фибриноген) (извещение N 0816500000623005955), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба МБООИ "Общество больных гемофилией" на действия заказчика.
Из сути жалобы МБООИ "Общество больных гемофилией" следует, что в установленных положениях извещения отсутствует право участника предложить в своей заявке наборы с любым количеством определений и фасовками реагентов при условии сохранения общего количества определений, требуемых к поставке.
Просят признать жалобу обоснованной.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика и уполномоченного учреждения пояснили, что с жалобой не согласны.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
1. Извещение N 0816500000623005955 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-Тендер" - 04.04.2023 года;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3. Начальная (максимальная) цена контракта - 589 352,10 рублей.
4. На участие в закупке подано 2 (две) заявки на участие в закупке, одна заявка признана соответствующей Извещению о проведении закупки.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу МБООИ "Общество больных гемофилией" необоснованной на основании следующего.
В силу части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Нормы Закона о контрактной системе направлены на обеспечение конкуренции не между товарами и производителями товаров, а между участниками закупок, при этом основной задачей этих норм является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате этого определения лиц, исполнение контракта которыми в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом ему товаре.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе в число основных принципов контрактной системы в сфере закупок входит не только принцип обеспечения конкуренции (создание равных условий между участниками закупки), но и принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также принцип эффективности осуществления закупки, т.е. выявление лица, которое в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью в том или ином товаре.
Описанием объекта закупки заказчика установлено следующее:
N |
Наименование товара и/или наименование характеристики товара |
Значение по позиции КТРУ |
Единица измерения значения характеристики (согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ) |
Единица измерения |
Кол-во |
Код позиции КТРУ |
1 |
Активированное частичное тромбопластиновое время ИВД, набор, анализ образования сгустка |
|
|
Набор |
30 |
21.20.23.110-00001546 |
1.1 |
Количество выполняемых тестов |
|
|
|
|
|
1.2 |
Назначение |
Для ручной постановки анализа |
|
|
|
|
2 |
Множественные факторы свертывания ИВД, контрольный материал |
|
|
Упаковка |
6 |
21.20.23.110-00010430 |
2.1 |
Количество выполняемых тестов |
|
Штука |
|
|
|
2.2 |
Назначение |
Для ручной постановки анализа и анализаторов открытого типа |
|
|
|
|
3 |
Протромбиновое время (ПВ) ИВД, набор, анализ образования сгустка |
|
|
набор |
70 |
21.20.23.110-00000923 |
3.1 |
Количество выполняемых тестов |
|
Штука |
|
|
|
3.2 |
Назначение |
Для ручной постановки анализа |
|
|
|
|
4 |
Фибриноген (фактор I) ИВД, набор, анализ образования сгустка |
|
|
Набор |
60 |
21.20.23.110-00001007 |
4.1 |
Количество выполняемых тестов |
100 |
Штука |
|
|
|
4.2 |
Назначение |
Для анализаторов открытого типа |
|
|
|
|
Из сути жалобы заявителя следует, что в установленных положениях извещения отсутствует право участника предложить в своей заявке наборы с любым количеством определений и фасовками реагентов при условии сохранения общего количества определений, требуемых к поставке.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе приняты Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила), утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145.
В соответствии с пунктом 4 Правил, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В подпунктах "б" - "г", "е" - "з" пункта 10 Правил указана следующая информация: наименование товара, работы, услуги, единицы измерения количества товара, информация, содержащая описание товара, дата включения в каталог позиции, дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога, дата окончания применения позиции каталога (при необходимости).
Проанализировав Описание объекта закупки, Комиссия Якутского УФАС России установила, что заказчиком использованы позиции КТРУ 21.20.23.110-00001546 "Активированное частичное тромбопластиновое время ИВД, набор, анализ образования сгустка" (обязательная к применению с 08.10.2022), 21.20.23.110-00000923 "Протромбиновое время (ПВ) ИВД, набор, анализ образования сгустка" (обязательная к применению с 06.10.2022), 21.20.23.110-00001007 "Фибриноген (фактор I) ИВД, набор, анализ образования сгустка" (обязательная к применению с 06.10.2022), 21.20.23.110-00010430 "Множественные факторы свертывания ИВД, контрольный материал" (обязательная к применению с 26.02.2021), содержащие описание товара:
Таким образом, характеристика "количество выполняемых тестов" были установлены согласно вышеуказанным позициям КТРУ, при этом в описании объекта закупки также отражена потребность заказчика в количестве наборов и упаковок закупаемого товара.
Согласно пояснениям представителя заказчика количество наборов, упаковок, а также выполняемых тестов определено с учетом объема работы клинико-диагностической лаборатории (работа на полуавтоматических анализаторах открытого типа). Объем выполняемых исследований в день составляет 12-15 исследований, после вскрытия флаконов по техническим характеристикам реагента используется не более 15 суток, за это время проводится не более 100 исследований.
Заказчик также подтвердил свою потребность в количестве наборов и упаковок закупаемого товара в ответе на запрос разъяснений, направленный заявителем: "Сообщаем повторно, что в Описании объекта закупки внесены характеристики только согласно КТРУ, что отвечает нашим требованиям при закупке данных реагентов. Поэтому внесение дополнений не допустимо.".
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.12.2021 N 306-ЭС21-25954 по делу N А65-29493/2020 "Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации": "Суды также отметили, что возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок".
В рассматриваемом случае предметом закупки является право на заключение контракта на поставку товара, а не на изготовление предмета закупки, поэтому участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Следовательно, любой участник электронного аукциона имеет возможность приобрести товар с необходимыми заказчику свойствами у производителя и предложить его к поставке в рамках данного аукциона (поставщик-посредник, дистрибьютор, производитель). Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении государственного контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении числа участников закупки.
В силу части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Между тем, жалоба МБООИ "Общество больных гемофилией" не содержит документов и сведений, подтверждающих обоснованность жалобы о том, что Описание объекта закупки противоречит законодательству о контрактной системе.
Комиссия УФАС также отмечает, что заказчик не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки. Действующее законодательство не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников закупки.
Таким образом, жалоба МБООИ "Общество больных гемофилией" признана необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
признать жалобу МБООИ "Общество больных гемофилией" на действия (бездействие) заказчика ГБУ РС (Я) "НПЦ "ФТИЗИАТРИЯ" ИМ.Е.Н.АНДРЕЕВА" при проведении электронного аукциона на поставку диагностических расходных материалов для биохимии (Активированное время, Множественные факторы свертывания ИВД, Протромбиновое время, Фибриноген) (извещение N 0816500000623005955) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии _
Члены комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 20 апреля 2023 г. N 014/06/49-574/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.04.2023