Резолютивная часть решения объявлена -21.04.2023 г.
Решение изготовлено в полном объеме - 25.04.2023 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Ностаева Н.В. - председатель Комиссии, Врио руководителя Калмыцкого УФАС России,
Мархадаева А.М. - член Комиссии, старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
Мергенова А.А. - член Комиссии, старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
в присутствии представителей по доверенности по связи ВКС:
представителя заказчика - БУ ДО РК "Центр развития одаренных детей" - Бадмаева С.В. (доверенность N б/н от 21.04.2023 г.),
представителя заявителя ООО "ПРОТОН" - Оболонская О.П. (доверенность N б/н от 18.04.2023 г.).
представителя уполномоченного органа - Службы регулирования контрактной системы в сфере закупок - Бадлеев В.Н.;
рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО "ПРОТОН",
УСТАНОВИЛА
14.04.2023 г. в Калмыцкое УФАС России поступила жалоба от ООО "ПРОТОН", в которой обжалуются действия БУ ДО РК "Центр развития одаренных детей" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку комплектов для подготовки и участия в конкурсе "Первый элемент" и международных соревнованиях, (р/н N0105500000223000610).
Заявитель указывает, что положения документации не соответствует требованиям Закона о контрактной системы.
Уведомлением от 18.04.2023 г. рассмотрение жалобы ООО "ПРОТОН" по существу было назначено на 20.04.2023 г. в 10 часов 00 минут, в связи с изучением представленных материалов дела, Комиссия объявила перерыв жалобы на 21 апреля 2023 года, в 14 часов 30 минут.
21.04.2023 г. Комиссия, в том же составе, продолжила рассмотрение жалобы по существу.
На дату рассмотрения жалобы, процедура приостановлена, контракт заказчиком не заключен.
Представитель Заказчика на заседании комиссии не согласился с доводами жалобы, просил комиссию признать жалобу необоснованной. Представитель Заявителя поддержал свои доводы жалобы, просил признать обоснованной.
Относительно доводов жалобы: Заявитель обжалует следующие действия Заказчика:
При описании в Техническом задании позиции "Комплект для подготовки и участия в конкурсе "Первый элемент" и международных соревнованиях "H2ACver. 2.0" указан конкретный производитель макетной платы топливного элемента - Arduino, а также ее конкретный тип - Uno и, соответственно, конкретный тип соединения топливного элемента - Shield. Наличие требования к данной позиции в техническом задании с указанием товарного знака "Arduino Uno" без возможности поставки эквивалента противоречит требованиям ст.8, ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также требованиям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", т.к. приводит к ограничению конкуренции и в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. При описании в Техническом задании позиции "Комплект для подготовки и участия в конкурсе "Первый элемент" и международных соревнованиях "H2ACver. 3.0" фактически указано описание единственно возможного товара (с учетом всех его перечисленных составляющих) конкретного производителя CAPRICORN (https://capricornrc.com/en/433-spares-lab-p01-pan-car-200mm). Заказчиком в нарушение установленных законом требований указаны конкретный вес (2 кг), размер (40х30х10) товара и его единственно возможный ресурс/срок эксплуатации (10 лет). Наличие таких требований к данной позиции в техническом задании исключает иных возможных производителей соответствующего товара и ограничивает их перечень единственно возможным производителем - CAPRICORN - без возможности поставки эквивалента, что противоречит требованиям ст.8, ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также требованиям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", т.к. приводит к ограничению конкуренции и в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. Также при описании в Техническом задании позиции "Комплект для подготовки и участия в конкурсе "Первый элемент" и международных соревнованиях "H2ACver. 3.0" указаны количественные показатели в отношении позиции "Набор для сборки радиоуправляемой модели в разборе CAPRICORN LAB-P01 PAN CAR 1/10 200mm модель" - не менее 1, что не позволяет определить предельное максимальное количество соответствующих данной позиции товаров, панируемых Заказчиком к закупке на условиях, отраженных в проекте контракта, расширяя данный показатель "до бесконечности".
Комиссия Калмыцкого УФАС России, рассмотрев все имеющиеся материалы дела, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении, а также в ходе проведения внеплановой проверки приходит к следующему.
07.04.2023 года Уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0105500000223000610 об электронном аукционе на поставку комплектов для подготовки и участия в конкурсе "Первый элемент" и международных соревнованиях. Начальная (максимальная) цена контракта- 5 112 666 руб.67 копеек. Срок подачи заявок до 17.04.2023 г. 08:00. Дата проведения аукциона-19.04.2023 г.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию о наименовании объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
На заседании Комиссии представители Заказчика, уполномоченного органа пояснили, что "Arduino Uno",необходим Заказчику, потому что, другое оборудование, которое они закупают совместим только с ним в плане программирования. Заказчик хочет чтобы проектная деятельность в школе была максимально широкой. На урезанных версиях это получается не очень хорошо, и за данные деньги Заказчик хочет хорошее оборудование. Почему Заказчик указал CAPRICORN, посмотрев регламент международного гран при, там точно такое же оборудование и Заказчик желает только его. Заказчик казал точный размер, в связи с тем чтобы топливный элемент встал на деку. Если меньше, то она не встанет, если больше то вылезет за габариты кузова. Комплекты указанные в описании Закупки, необходимы для участия в конкурсе "Первый элемент", который проводится в рамках национального проекта. Описание объекта закупки соответствует потребности Заказчика и не ограничивает количество участников.
При этом, Заказчиком в описании объекта закупки установлены, в том числе следующие сведения:
Shield-cоединение топливного элемента с платой Arduino
Тип макетной платы |
Arduino Uno |
Макетная плата Arduino
Вес |
2 |
кг |
||
Д/Ш/В в упаковке |
40х30х10 |
см |
Вместе с тем, Заказчик не указывает в описании объекта закупки, что участники закупки могут предложить к поставке товар с иным товарным знаком, то есть Заказчик в описании объекта закупки не указывает формулировку "или эквивалент".
Комиссия Калмыцкого УФАС России отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он вправе устанавливать соответствующие требования к товарам в извещении об осуществлении закупки, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки. Кроме того, при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в извещении, Заказчику необходимо определить, каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке и в связи, с чем в работе учреждения, не могут быть использованы эквивалентные товары.
При этом Заказчику требуется обладать документальным подтверждением обоснования потребности, но не руководствоваться своим субъективным мнением и/или предположениями.
Комиссия Калмыцкого УФАС России отмечает, что представителем Заказчика, ни в письменных пояснениях, ни в ходе заседания Комиссии, не представлено доказательств о наличии как минимум двух производителей, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки,
На основании имеющихся документов и сведений Комиссия Калмыцкого УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода жалобы и о нарушении Заказчиком положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки, что содержит признаки административного правонарушения части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь действующим законодательством, Комиссия Калмыцкого УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПРОТОН" - обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика БУ ДО РК "Центр развития одаренных детей", Уполномоченного органа Служба регулирования контрактной системы в сфере закупок РК - нарушение п.1 ч.1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
3. Выдать Заказчику БУ ДО РК "Центр развития одаренных детей", уполномоченному органу Службе регулирования контрактной системы в сфере закупок РК, предписание об аннулировании аукциона.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель комиссии Ностаева Н.В.
Члены комиссии Мархадаева А.М.
Мергенова А.А.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 25 апреля 2023 г. N 008/06/33-76/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2023