Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика - Ленинградское областное государственное казенное учреждение Управление лесами Ленинградской области :
от Уполномоченного органа - Комитет государственного заказа Ленинградской области:
в отсутствие представителей от Заявителя - ООО "МАКСИС", извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 3673-ИП/23 от 12.04.2023) на положения извещения при проведении электронного аукциона на поставку лодок с подвесным мотором и прицепом для перевозки.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 09.03.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 202 900 руб.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В то же время частью 2 статьи 24 предусмотрено, что Конкурентным способом определения поставщика (подрядчиков, исполнителей) является, в том числе, аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно доводам жалобы Заявителем оспариваются положения извещения об осуществлении закупки в части описания объекта закупки. По мнению Заявителя, требования к участнику в описании объекта закупки установлены неправомерно, в нарушение положений Закона о контрактной системе.
Согласно извещению об осуществлении закупки Заказчиком установлены коды ОКПД2/КТРУ- 29.20.23.110-00000013 с наименованием "Прицеп", 30.11.33.190-00000003 с наименованием "Катер (мотолодка)".
Согласно описанию объекта (Приложение N1 к извещению) закупки Заказчиком предусмотрены следующие требования:
Таблица N 2 (технические характеристики):
Наименование товара |
Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, значения которых могут изменяться |
|
Катер (мотолодка) (КТРУ 30.11.33.190-00000003) |
Наименование показателя (ед. изм.) |
Значение показателя |
**Максимальная длина, м |
|
|
**Максимальная ширина, м |
|
|
**Мощность двигателя, лошадиных сила |
|
|
**Количество посадочных мест, чел. |
|
|
Дополнительные характеристики*: | ||
Грузоподъемность, кг |
Не менее 500 |
|
Длина кокпита, мм |
Не менее 2800 |
|
Ширина кокпита, мм |
Не менее 900 |
|
Плотность материала, г/м |
Не менее 1450 |
|
Диаметр борта, мм |
Не менее 400 |
|
Количество независимых отсеков, шт |
Не менее 3 |
|
Вес, кг |
Не более 190 |
|
Осадка, мм |
Не менее 300 |
|
Килеватность на транце, гр. |
Не менее 17 |
|
Рабочий объем лодочного мотора, куб. см |
Не менее 496 |
|
|
Объем топливного бака, л. |
|
Число цилиндров лодочного мотора, шт. |
Не менее 2 |
|
Скорость при полной загрузке, км/ч |
Не менее 33 |
|
|
Полная масса, тонна; метрическая тонна (1000 кг)*** |
|
Прицеп (КТРУ 29.20.23.110-00000013) |
Дополнительные характеристики*: |
|
|
Масса перевозимого груза, кг |
Не менее 530 |
|
Максимальная полная масса прицепа, кг |
Не более 750 |
|
Длина прицепа, мм |
Не менее 4976 |
|
Ширина прицепа, мм |
Не менее 1965 |
|
Высота прицепа, мм |
Не менее 1040 |
*В связи со спецификой работы, Заказчику необходимы дополнительные характеристики для исполнения служебных обязанностей. Все характеристики, не входящие в КТРУ, являются существенными для Заказчика, а также для реализации полномочий в области лесных отношений в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 19 июля 2019 г. 1605-р "Нормативы обеспеченности субъекта российской федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров".
**Характеристика установлена в соответствии с КТРУ 30.11.33.190-00000003
*** Характеристика установлена в соответствии с КТРУ 29.20.23.110-00000013
В ходе заседания комиссии представитель Заказчика пояснил, в соответствии с инструкцией по заполнению заявки участником закупки, установленной в описании объекта закупки:
Участник электронного аукциона:
1) Указывает характеристики товара, соответствующие требованиям к показателям, установленным в таблице N2 описания объекта закупки, а также соглашается с характеристиками товара, указанными в Приложении N 1 проекта контракта (что является неотъемлемой частью извещения об электронном аукционе).
2) Указывает наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира.
Неизменяемые характеристики товара содержатся в Приложении N 1 Проекта контракта ("Спецификация").
Изменяемые характеристики товара содержатся в Приложении N 1 к извещению "Описание объекта закупки".
В Законе от контрактной системе отсутствует запрет на установление требований к показателям (характеристикам) товаров в разных файлах при наличии надлежащей инструкции по заполнению заявки.
Такая форма подачи заявок наиболее удобна как для заказчиков, так и для участников закупки. Цель - минимизация ошибок при заполнении заявок участниками и при проверке заявок членами аукционной комиссии.
В Приложении N 1 к проекту контракта указаны показатели товаров. При этом напротив каждого показателя указано его значение. По неизменяемым показателям значение заполнено. Для изменяемых показателей напротив каждого значения стоит сноска ****.
В конце таблицы указано значение данной сноски, которое не может толковаться двусмысленно и ввести участников в заблуждение "Заполняется на основании заявки участника, с которым заключается контракт".
В силу пунктов 2 и 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила использования каталога), заказчиками подлежат применению включенные в позицию каталога наименование и описание (содержащее характеристики) товаров, работ, услуг. Заказчик использовал все необходимые характеристики каталога. Также в соответствии с пунктом 5 Правил использования каталога заказчик вправе, за исключением случаев, определенных таким пунктом, указать в извещении об осуществлении закупки дополнительные характеристики товара, работы, услуги, которые не предусмотрены в позиции каталога. В соответствии с пунктом 6 Правил пользования каталога в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Заказчик обосновал использование дополнительных характеристик описании объекта закупки и в проекте контракта, а именно "В связи со спецификой работы, Заказчику необходимы дополнительные характеристики для исполнения служебных обязанностей. Все характеристики, не входящие в КТРУ, являются существенными для Заказчика, а также для реализации полномочий в области лесных отношений в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 19 июля 2019 г. 1605-р "Нормативы обеспеченности субъекта российской федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров"".
Учитывая, что форма обоснования не предусмотрена законодательством, заказчик обосновал использование дополнительных характеристик в достаточно полном объеме.
Заказчик вправе предъявлять любые требования к характеристикам приобретаемого товара, если они обусловлены реальной практической необходимостью, что не является ограничением конкуренции (Обзор судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом ВС РФ 28 июня 2017 г.). При определении характеристик поставляемого товара Заказчик не обязан устанавливать в документации требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников размещения заказа и соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Также представитель Заказчика предоставил следующие пояснения в отношении доводов Заявителя:
1) Система зажигания CDI при закупке выбрана Заказчиком потому что:
1.данная система является, в настоящее время, самой распространенной в моторной технике.
2. не требуется источника питания для запуска (в отличии от систем TCI и микрокомпьютерной).
3. недорогая, надежная и доступная при ремонте или замене на новую.
Ниже прилагаем перечень различных подвесных лодочных моторов (далее ПЛМ) с системой зажигания CDI:
Marine Rocket MR40FFEL-Т (Система зажигания CDI) https://bestlodka.ru/content/lodochnyy-motor-marine-rocket-mr40ffel-t#har acter
MIKATSU M40FEL (Зажигание CDI) https://globaldrive.ru/spb/catalog/vodomotorika/lodochnye-motory/2-taktny e-lodochnye-motory/2kh-taktnyy-lodochnyy-motor-mikatsu-m40fel-ru/
Yamaha 40 XWL (Тип зажигания Конденсаторная система CDI)
https://lodki-piter.ru/catalog/outboard_motor_yamaha_40_xwl/
2) Показатель для мотора- генератор 6А/80 Вт (12в) указан как наиболее распространённый среди лодочных моторов.
Генератор 12А/226 Вт не подходит Заказчику, так как потребляет больше топлива, что влечет дополнительные расходы со стороны Заказчика на использование катеров (мотолодок), что не предусмотрено бюджетным планированием Заказчика.
Ниже приложены ссылки на лодочные моторы разных производителей с генератором 6А/80 Вт (12в):
Marine Rocket MR40FFEL-Т (Генератор 6 А/80 Вт)
https://x-m.su/vodnyy-transport/lodochnyy-motor-marine-rocket-mr40f fel-t
MIKATSU M40FEL (Генератор 6 А/80 Вт) https://globaldrive.ru/spb/catalog/vodomotorika/lodochnye-motory/2-taktny e-lodochnye-motory/2kh-taktnyy-lodochnyy-motor-mikatsu-m40fel-ru/
Yamaha 40 XWL (Генератор 6 А/80 Вт)
https://lodki-piter.ru/catalog/outboard_motor_yamaha_40_xwl/
3) Мотор всегда подбирается под катер (мотолодку), под катер (мотолодку) с высотой транца - 508 мм рекомендуется установка подвесного лодочного мотора с высотой транца (длиной "ноги" L) 508 мм, противоречия со стороны Заказчика в установлении данных характеристик отсутствуют.
Ниже прилагаем перечень различных подвесных лодочных моторов с высотой транца ,508 см:
Marine Rocket MR40FFEL-Т (Высота транца,см L (508)) https://bestlodka.ru/content/lodochnyy-motor-marine-rocket-mr40ffel-t#har acter
MIKATSU M40FEL (Дейдвуд 508 (L)) https://globaldrive.ru/spb/catalog/vodomotorika/lodochnye-motory/2-taktny e-lodochnye-motory/2kh-taktnyy-lodochnyy-motor-mikatsu-m40fel-ru/
Yamaha 40 XWL (Длина вала(дейдвуда) L)
https://lodki-piter.ru/catalog/outboard_motor_yamaha_40_xwl/
В соответствии с положением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки включает в себя функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Указание в извещении об осуществлении закупки требований к характеристикам объекта закупки прямо предусмотрено положениями Закона о контрактной системе. Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки для достижения поставленных целей.
Таким образом, Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик выполняемых работы, оказываемых услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Также, согласно Обзору судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указание заказчиком в извещении особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчик вправе определить такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
На заседании Комиссии, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность указанного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе.
В Законе о контрактной системе и иных нормативных правовых актах не предусмотрено каких - либо ограничений по включению в извещение требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Таким образом, действия Заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МАКСИС" необоснованной;
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 19 апреля 2023 г. N 047/06/42-729/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.04.2023