Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика Администрации Синявинского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области:
от Заявителя ООО "Уральский Завод спортивного инвентаря":
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N3139-ИП/23 от 16.04.2023) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона (извещение N 0145300018623000028) на оборудование спортивной площадки по адресу: Ленинградская область, Кировский район, г.п. Синявино, вблизи МКД по ул. Кравченко, д. 4, 8.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 31.03.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 736 842,11 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает результаты рассмотрения аукционной комиссией своей заявки по результатам электронного аукциона.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно доводам жалобы, Заявитель обжалует отклонение своей заявки (заявка N113966905).
Из материалов дела следует, что на участие в аукционе подано 2 заявки, ценовое предложение Заявителя являлось лучшим (733 157,11 руб.) при этом участник, занявший второе место по итогам ценовых предложений, не делал шаги на понижение, но стал победителем, поскольку в соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.04.2023 NИЭА2 заявка Заявителя отклонена по следующим основаниям:
"Пункт 1 части 12 статьи 48 (несоответствие информации требованиям подпункта "а" пункта 2 части 1 статьи 43) Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - несоответствие информации, предоставленной участником закупки в составе заявки на участие в электронном аукционе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, в части характеристик предлагаемого участником закупки товара, поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, которые должны соответствовать показателям, установленным в описании объекта закупки.
1. Товар под номером 3 приложения N 2 к Описанию объекта закупки (Требования к товарам поставляемым заказчику при выполнении закупаемых работ) - "Тренажер Жим" - установлен следующий показатель: "Основание должно иметь размеры от 740260 мм". В заявке участник закупки предоставил следующие характеристики: "Основание имеет размеры от 741
260 мм".
В соответствии с п.6 "Инструкции по предоставлению предложения участника закупки в отношении объекта закупки" (далее - Инструкция) указано, что показатели, установленные с использованием слов, словосочетаний, а также знаков препинания, отсутствующих в п. 4 настоящей инструкции (за исключением склонений слов по родам и использования во множественном числе), являются показателями, значения которых не могут изменяться - в п.4 Инструкции отсутствует словосочетание "должно иметь размеры от".
Таким образом, участником изменено значение неизменяемого показателя.
2. Товар под номером 9 приложения N 2 к Описанию объекта закупки (Требования к товарам поставляемым заказчику при выполнении закупаемых работ) - "Тренажер Твистер" - установлен следующий показатель: "Тренажер должен предусматривать способ монтажа на горизонтальную поверхность рамы в составе тренажёрной площадки либо фундаментным способом (используя специальные болты)". В заявке участник закупки предоставил следующие характеристики: "Тренажер предусматривает способ монтажа на горизонтальную поверхность рамы в составе тренажёрной площадки (используя специальные болты)".
В соответствии с п.6 "Инструкции по предоставлению предложения участника закупки в отношении объекта закупки" (далее - Инструкция) указано, что показатели, установленные с использованием слов, словосочетаний, а также знаков препинания, отсутствующих в п. 4 настоящей инструкции (за исключением склонений слов по родам и использования во множественном числе), являются показателями, значения которых не могут изменяться - в п.4 Инструкции отсутствует слово "либо" для разделения на альтернативные значения показателя.
Таким образом, участником изменено значение неизменяемого показателя.
Заявка N 113966905 не соответствует требованиям, установленным в Инструкции, так как участником изменены значения неизменяемых показателей в нарушение требований Инструкции".
В соответствии с частью 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях: непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Комиссия изучив представленные сторонами доказательства, признает правомерность действий аукционной комиссии при отклонении заявки Заявителя, вместе с тем одно из трех оснований не являлось таковым.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки.
Комиссия установила, что Требования к товарам и Инструкция по предоставлению предложения участника закупки в отношении объекта закупки размещена в составе Приложения N 2 "Описание объекта закупки".
Комиссия, признавая жалобу обоснованной и выдавая Заказчику предписание исходит из того, что Участник корректно заполнил заявку, а составленная Инструкция не позволяет однозначно заполнить по ней показатели, что приводит к формальному отклонению, что и произошло в настоящем деле.
Заказчиком в Приложение N 2 имеется Товар N3 "Тренажер Жим" к которому установлен показатель: "Основание должно иметь размеры от 740260 мм".
Так по Товару N3 Заявитель предоставил следующие характеристики: "Основание имеет размеры от 741260 мм".
Заказчик ссылается на то, что в п. 4 Инструкции отсутствует словосочетание "должно иметь размеры от" в связи с чем потенциальным Участникам в соответствии с п.6 показатели, установленные с использованием слов, словосочетаний, а также знаков препинания, отсутствующих в п. 4 настоящей инструкции (за исключением склонений слов по родам и использования во множественном числе), являются показателями, значения которых не могут изменяться, то есть Участник должен был оставить показатель без изменения.
Вместе с тем Заказчик не учитывает, что согласно п. 7 Инструкции Участник не должен употреблять в составе своей заявки символов, слов и словосочетаний (с учетом возможности их склонений по родам и использования во множественном числе): "приблизительно", "примерно", "не допускается", "может быть", "не может быть", ";", "должен", "аналог", "эквивалент", "должен быть", "быть", "будет", "теоретически", "ориентировочно", "примерно", "или", "требуется", "следует", "необходимо", так как они напрямую указывают на неконкретное значение предлагаемого параметра.
Следовательно, Заявитель имел право указать конкретное значение показателя, соответствующее требованиям без слова "должно" (поскольку оно является исключением, по п. 7 Инструкции, которое запрещено использовать), что им и сделано в заявке: "Основание имеет размеры от 741260 мм".
Более того, Заказчик, трактуя свою же Инструкцию, указывая Ленинградскому УФАС России, что корректное заполнение данного показателю это "оставить без изменений", противоречит сам себе, поскольку иной участник, также в своей заявке убрал слово "должно", по данному показателю заполнив: "Основание имеет размеры 750260 мм", но при это согласно итоговому Протоколу был допущен, и его заявка, уже соответствовала Инструкции, чего не смог объяснить Заказчик во время заседания Комиссии.
По другому основанию отклонения, Заказчик в Приложении N 2 товару N9 "Тренажер Твистер" установил показатель: "Тренажер должен предусматривать способ монтажа на горизонтальную поверхность рамы в составе тренажёрной площадки либо фундаментным способом (используя специальные болты)".
По Товару N9 Заявитель предоставил следующие характеристики: "Тренажер предусматривает способ монтажа на горизонтальную поверхность рамы в составе тренажёрной площадки (используя специальные болты)".
Заказчик также ссылается на то, что в п. 4 Инструкции отсутствует словосочетание "либо" в связи с чем потенциальным Участникам в соответствии с п.6 показатели необходимо оставлять без изменений.
Довод Заказчика вновь не учитывает п. 7 Инструкции о запрете использования слова "должен", следовательно, потенциальному участнику уже невозможно соблюсти одновременно два противоречащих друг другу условия (оставить без изменений требование и при этом убрать слово должен).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что априори заполнить данный показатель с одновременным применением всех пунктов Инструкции невозможно.
Более того, в рамках внеплановой проверки, проводимой в соответствии с требованиями статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия проанализировав требования к товарам и Инструкцию в своей совокупности применительно ко всем товарам и выявляет, что она составлена с нарушением Закона о контрактной системе.
Целью включения в Извещение Инструкции является установление объективного порядка для заполнения участником закупки заявки, отвечающей потребностям Заказчика.
Инструкция по заполнению заявки не содержит однозначных положений, указанных однозначно Заказчиком, обилие знаков, требований, словосочетаний, противоречащих друг другу слов приводит к тому, что для одних заявок Инструкция используется по одному пункту, а для других с использованием другого, следовательно, отсутствие в Инструкции конкретного требования к интерпретации словосочетаний позволяет отклонять заявки по формальным основаниям, что не согласуется с основными принципами контрактной системы, например:
- конкретное значение показателя, находящееся в диапазоне значений, установленных настоящей документацией (использованы слова и знаки: "должен быть в диапазоне _ - _", "должен быть в диапазоне не менее _ не более_", "должен быть в диапазоне значений _ - _", "должен быть не менее _ не более _", "должен быть не ниже _ не выше _"); -конкретное значение показателя, превышающее нижнюю границу значения и включающее верхнюю границу значения, установленного настоящей документацией (использованы слова: "должен быть более _ не более _", "должен быть в диапазоне более _ не более _", "должен быть в диапазоне значений более _ не более _", "должен быть выше _ не выше _", "должен быть в диапазоне выше _ не выше_", "должен быть в диапазоне значений выше _ не выше _"); - конкретное значение показателя, превышающее нижнюю границу значения и менее верхней границы значения, установленного настоящей документацией (использованы слова: "должно быть в диапазоне свыше_ до_", "должно быть в диапазоне более _ до _", "должно быть свыше _ до_", "должно быть более _ до _", "должен быть в диапазоне от _ до _", "должно быть в диапазоне значений от _ до _"); - конкретный диапазон значений показателей, равный или превышающий диапазон значений, установленный настоящей документацией, для которых установлен минимальный диапазон значений (использованы слова и знаки: "должен быть минимальный диапазон", "должен быть диапазон не менее", "должно быть диапазон не уже", "должен быть не уже диапазона не выше_ не ниже _", "должен быть не уже диапазона значений не выше_ не ниже _", "должен быть не уже диапазона _ - _", "должен быть не уже диапазона значений _ - _", "должен быть диапазон не должен быть уже не выше _ не ниже _", "диапазон не должен быть уже не ниже _ не выше _"); - конкретный диапазон значений показателей, равный или меньший диапазона значений, установленного настоящей документацией, для которых установлен максимальный диапазон значений (использованы слова и знаки: "должен быть максимальный диапазон", "не должен быть шире диапазона значений", "не должен быть шире диапазона _ - _", "не должен быть шире диапазона значений _ - _", "должен быть не шире диапазона значений _ - _"); - конкретный диапазон значений показателей, включающий нижнюю границу и менее верхней границы диапазона значений, установленного настоящей документацией, для которых установлен максимальный диапазон значений (использованы слова: "должен быть не шире диапазона не менее _ менее _"); - конкретный диапазон значений показателей, превышающий нижнюю границу и включающий верхнюю границу диапазона значений, установленного настоящей документацией, для которых установлен максимальный диапазон значений (использованы слова: "должен быть не более диапазона значений свыше _ не более _", "не должен быть шире диапазона значений свыше _ не более _", "не должен быть шире диапазона свыше _ не более _", "должен быть не шире диапазона свыше _ не более _", "должен быть не шире диапазона значений свыше _ не более _", "не должен быть шире диапазона от _ не более _");".
Такая Инструкция вводит в заблуждение потенциальных участников закупки, что приводит фактически к затруднению заполнения заявки, провоцирует ошибки при заполнении заявки, необходимо выискивать требуемые значения одного наименования товара при неоднозначности трактовки союзов, предлогов, знаков препинания и символов, что свидетельствует не о стремлении заказчика довести необходимые требований в предельно ясной и доступной форме, а, напротив, "запутать" участника закупки, спровоцировав ошибки при заполнении заявки.
Использование Инструкции в сфере закупок - строго формализованная процедура и каждое требование Заказчика должно быть отражено в инструкции понятным и доступным способом, а при его отсутствии, не может трактоваться и додумываться самостоятельно Заказчиком.
Исходя из вышеизложенного, такая Инструкция по заполнению заявки участников является ненадлежащей и составленной в нарушение Закона о контрактной системе, а аукционная Заказчика неправомерно, отклонила заявку Заявителя от участия в электронном аукционе.
Вышеуказанная трактовка законодательства о недопущении требований, влекущих ограничения количества участников раскрыта, например, в Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.04.2018 по делу N А56-38732/2017, Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.01.2021 по делу А56-77041/2019, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.01.2021 по делу NА56-77041/2019, Определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.05.2020 N 305-ЭС20-5758, решении Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 N АКПИ16-1287 и письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке".
Более того, в Извещение включение излишние требования к характеристикам товара, без соответствующих обоснований, что носит избыточный характер и формирует узконаправленных исполнителей, что, в свою очередь, приводит к ограничению количества участников закупки.
Например, среди прочего имеются требования: "Балки должны быть изготовлены из трубы квадратного сечения с толщиной стенки 2 мм.", "Основания должны быть изготовлены из листового металла толщиной 4 мм".
Установление обязанности участника закупки указывать в заявке показатели товара, относящиеся не к показателям самого товара, а к его составным частям, химическим показателям составных частей товара, к результатам испытаний товара и другим физико-химическим свойствам, которые не могут быть известны участнику закупки, ограничивает количество участников закупки, создает дополнительные барьеры для участия в закупке, а также влечет формальные отклонения заявок, поскольку участник закупки не обязан иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, а также являться производителем товара, чтобы обладать информацией о результатах испытаний товара и химических составляющих товара, которые используются при его изготовлении.
Указанная правовая позиция изложена в пункте 3 письма Федеральной антимонопольной службы от 01.07.2016 N ИА/44536/16 и поддержана Верховным Судом РФ в решении от 09.02.2017 по делу N АКПИ16-1287.
В данном решении Верховный Суд РФ, отказывая в признании недействующим пункта 3 письма Федеральной антимонопольной службы от 01.07.2016 N ИА/44536/16, указал, что Закон о контрактной системе не содержит норм, которые обязывали бы участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, а также норм, обязывающих участников закупки подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства. Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не допускает установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к таком участию (часть 5 статьи 24, пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 4 части 1 статьи 50, пункт 2 части 1 статьи 64, пункт 3 части 6 статьи 83 - в предыдущих редакциях). Нарушение такого запрета, а именно установление заказчиком в документации, извещении о закупке не предусмотренных федеральным законом требований к описанию участниками закупки товаров, как правильно указано в письме Федеральной антимонопольной службы от 01.07.2016 N ИА/44536/16, имеет признаки ограничения доступа к участию в закупке, так как, по сути, влечет за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к такому участию.
В связи с вышеуказанным, а также с учетом положений Закона о контрактной системе, в данном случае, участник закупки обязан указать в заявке сведения о показателях товаров, используемых им для выполнения требуемых работ. При этом заказчик вправе предъявлять требования исключительно к техническим характеристикам самого товара, а не к его составляющим, в рамках стандарта, регулирующего его качество.
Также согласно Письму Федеральной антимонопольной службы от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде: одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Вышеуказанная трактовка законодательства о недопущении требований, влекущих ограничения количества участников раскрыта, например, в Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.04.2018 по делу N А56-38732/2017, Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.01.2021 по делу А56-77041/2019, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.01.2021 по делу NА56-77041/2019, Определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.05.2020 N 305-ЭС20-5758, решении Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 N АКПИ16-1287 и письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке".
Таким образом, совокупность обстоятельств дела указывает на то, что Заказчиком неправомерно принято решение об отклонении заявки Заявителя, с учетом того, что разных участников требования Инструкции применяется Заказчиком по-разному, а Извещение не соответствует действующему законодательству ни в части Инструкции, ни в части обоснования Заказчиком излишних требований, являющихся составными частями товара.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Уральский Завод спортивного инвентаря" обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1,3 ч.2 ст.42, пп. а) п.1 ч.5 ст.49 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены всех протоколов, внесения изменений в извещение об осуществлении закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 21 апреля 2023 г. N 047/06/49-771/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2023