Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Специализированная служба Ломоносовского муниципального района":
в отсутствие представителей от Заявителя, Уполномоченного органа, извещенных о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 3799-ИП/23 от 14.04.2023) на положения извещения при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по содержанию и обслуживанию кладбищ на территории муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области.
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 29.03.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 586 376,60 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом. Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе размещается заказчиками в виде электронного документа.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 той же статьи предусмотрено, что Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 2604) установлен порядок оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме.
Так, следуя пункту 3 Постановления Правительства N 2604, законодателем установлены следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно доводам жалобы Заявитель указывает, что, по его мнению, Заказчиком установлены требования к составу заявки на участие в электронном конкурсе, нарушающие положения Закона о контрактной системе и Постановления Правительства N 2604.
Комиссией установлено, что порядком рассмотрения и оценки заявок участников по нестоимостному критерию оценки "Характеристики объекта закупки" предусмотрены, в том числе следующие положения:
N |
Наименование критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки, при применении которого устанавливается положение графой 3 |
Положение о применении критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки |
|||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
|||||||||||||||||||
|
Порядок оценки заявок на участие в конкурсе осуществляется в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ и с постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства РФ от 20 декабря 2021 г. N2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ". |
||||||||||||||||||||
2. |
Критерий оценки "Характеристики объекта закупки"
Показатель оценки "Качественные характеристики объекта закупки"
|
По критерию оценки "Характеристики объекта закупки" применяются показатели оценки. В отношении каждого показателя оценки устанавливается значимость показателя оценки. Сумма величин значимости всех применяемых показателей оценки по критерию оценки составляет 100 процентов. Оценка заявки (части заявки) по критерию оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому показателю оценки, умноженного на значимость соответствующего показателя оценки. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов. |
|||||||||||||||||||
3. |
Критерий оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации"
Показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта"
Показатель оценки "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации"
Показатель оценки "Наличие у участников закупки оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании" |
По критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" применяются показатели оценки. В отношении каждого показателя оценки устанавливается значимость показателя оценки. Сумма величин значимости всех применяемых показателей оценки по критерию оценки составляет 100 процентов. |
|||||||||||||||||||
4. |
Показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта"
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки "общая цена исполненных участником закупки договоров"
Показатель оценки "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации"
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки "Наличие специалистов"
Показатель оценки "Наличие у участников закупки оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании"
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки "Наличие оборудования" |
Для показателей оценки по критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" применяются детализирующие показатели. В отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. |
|||||||||||||||||||
5. |
Критерий оценки "Цена контракта, сумма цен единиц товары, работы, услуги" |
Заявкам, содержащим наилучшее ценовое предложение, а также предложение, равное такому наилучшему ценовому предложению, присваивается 100 баллов. Применение показателей оценки по критерию оценки "Цена контракта, сумма цен единиц товары, работы, услуги" не допускается. |
|||||||||||||||||||
6. |
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки "Качество оказываемых услуг" |
Оценка заявок по нестоимостному критерию осуществляется на основании сведений, предоставленных в технических предложениях участников закупки. Оценка по детализирующему показателю производится по следующей шкале:
Для получения оценки (значения в баллах) по показателю для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами конкурсной комиссии по показателю. Для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг (), присуждаемый этой заявке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", умножается на соответствующую указанному критерию значимость. В рамках показателя "Качество оказываемых услуг" оценивается наличие или отсутствие, а также соответствие описания участника конкурса на оказание услуг по содержанию и обслуживанию кладбищ (далее - оказание услуг), их количественных и качественных характеристик (предложения о качестве оказываемых услуг), требованиям, изложенным в конкурсной документации со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью конкурсной документации, а именно наличие в заявке участника конкурса развернутого технического предложения об оказываемых услугах в отношении следующих разделов: технология оказания услуг; технологическая карта на оказание услуг по ручной уборке территорий в зимний период; технологическая карта на погрузо-разгрузочные услуги; методика экологического контроля при оказании услуг. Оценка заявки участника конкурса по показателю "Качество оказываемых услуг" определяется согласно представленному участником конкурса техническому предложению о качественных характеристиках объекта закупки. Участник вправе воспользоваться рекомендуемой формой "Техническое предложение о качественных характеристиках объекта закупки". Предложение участника конкурса о качественных характеристиках объекта закупки разрабатывается участником конкурса в том числе на основании Технического задания. В случае, если услуги будут выполнены в соответствии со всеми требованиями, установленными в Техническом задании, и в соответствии с нормативными документами, участник закупки вправе указать в том числе в рекомендуемой форме: "Участник закупки предлагает оказание услуг, являющихся объектом закупки, в соответствии со всеми требованиями, указанными в конкурсной документации, и в соответствии с нормативными документами".
Порядок заполнения рекомендуемой формы "Техническое предложение о качественных характеристиках объекта закупки": участник в графе 1 указывает номер раздела технического предложения об оказании услуг. В графе 2 формы указывается наименование раздела технического предложения об оказании услуг. В графе 3 участник предоставляет развернутое описание по соответствующему разделу, указанному в графе 2 или по каждому подразделу (при наличии) соответствующего раздела, указанного в графе 2 технического предложения о качественных характеристиках объекта закупки. В случае, если участником конкурса в "Техническом предложении о качественных характеристиках объекта закупки" указывается, что все услуги будут выполнены в соответствии со всеми требованиями, указанными в конкурсной документации, и в соответствии с нормативными документами и участником конкурса не предлагается описание оказание услуги по соответствующим разделам технического предложения, и/или участником конкурса в "Техническом предложении о качественных характеристиках объекта закупки" указывается, что описание оказания услуги по соответствующим разделам технического предложения будет соответствовать требованиям, указанными в Техническом задании, и/или нормативным документам без раскрывающего вышеуказанные требования описания, то соответствующее описание признается не представленным участником конкурса. Непредставление предложения участника конкурса о качественных характеристиках объекта закупки с описанием оказываемых услуг в отношении оцениваемых характеристик из установленных разделов трактуется как "Отсутствие предложений о качественных характеристиках объекта закупки". В рамках предоставления информации по разделу "Технология оказания услуг" Технического предложения о качественных характеристиках объекта закупки Участник закупки должен предоставить развернутое описание оказываемых услуг в соответствии с требованиями конкурсной документации, а также внутренними нормативами участника закупки. Данный раздел технического предложения должен содержать как минимум следующие подразделы: область применения: определяющая основные технологические операции по уборке территорий, а также производимые виды услуг при уборке территорий; перечень нормативно-технической документации, в соответствии с которой разработана технология оказания услуг; общие положения: содержащие в том числе информацию о способах (методах) оказания услуг, с описанием основных технологических операций по каждому способу (методу), а также видов материалов и инвентаря, необходимого при оказании услуг; состав оказываемых услуг, в том числе содержащий информацию о производимых способах (методах оказания услуг по уборке территорий с усовершенствованным и не усовершенствованным покрытием), описание производимых методов уборки газонов и оград кладбища, малых архитектурных форм, а так же контейнерных площадок для отходов (с описанием основных технологических операций по каждому способу (методу) оказания услуг); периодичность оказания услуг по способам (методам) оказания услуг по уборке территорий с усовершенствованным и не усовершенствованным покрытием, уборке и уходу зеленых насаждений, включающая в себя временные интервалы (по уборке зеленых насаждений необходимо указать количество производимых уборок с указанием вида сезона), согласно которым производятся все способы (методы) оказания услуг, в том числе количество раз выполнения каждого способа (метода) оказания услуг за временный интервал. Описание требуемых подразделов должно содержать все данные, предусмотренные разделами конкурсной документации и соответствующими приложениями. Такое описание должно быть представлено в изъявительном наклонении, не должно содержать следующих слов и словосочетаний в любом роде, числе и падеже, а также с частицей "не": "должен", "должен быть", "обязан", "запрещается" (данное слово должно быть заменено участником на другое, исключающее двоякое толкование представленной информации - например: "отсутствует"), "необходимо", "не допускается" (данное словосочетание должно быть заменено участником на другое слово/словосочетание, исключающее двоякое толкование представленной информации - например: "отсутствует"). В рамках предоставления информации по разделу "Технологическая карта на оказание услуг по ручной уборке территорий в зимний период" Технического предложения о качественных характеристиках объекта закупки Участник закупки должен предоставить текст разработанной в организации технологической карты на оказание услуг по ручной уборке территорий в зимний период, отвечающие требуемым видам услуг в соответствии с условиями документации. Данный раздел технического предложения должен содержать как минимум следующие подразделы: область применения, организация оказания услуг, охрана труда и техники безопасности. Подраздел "Область применения" раздела "Технологическая карта на оказание услуг по ручной уборке территорий в зимний период" должен содержать как минимум информацию о видах услуг, к которым применима технологическая карта, а так же какие параметры (разделы технологической карты) она (технологическая карта) устанавливает. Подраздел "Организация оказания услуг" раздела "Технологическая карта на оказание услуг по ручной уборке территорий в зимний период" должен содержать как минимум информацию о составе оказываемых услуг, виды применяемого инвентаря для уборки в зимний период, наименования нормативных документов, в соответствии с которыми производится уборка (в том числе маршрутно-технологические карты с описанием их структуры (включающей в себя расчеты количества сотрудников для уборки, разделения территории на участки(кварталы), определение границ контейнерных площадок), расчет интервалов снегоочистки дорожек и проездов после начала снегопада. Подраздел "Охрана труда и техники безопасности" раздела "Технологическая карта на оказание услуг по ручной уборке территорий в зимний период" должен содержать как минимум информацию в виде общих требований техники безопасности, информацию в виде требований техники безопасности на стадии начала (перед началом) и во время услуг (включая требования техники безопасности в процессе использования противогололедных материалов). В рамках предоставления информации по разделу "Технологическая карта на погрузо-разгрузочные услуги" Технического предложения о качественных характеристиках объекта закупки Участник закупки должен предоставить текст разработанной в организации технологической карты на погрузо-разгрузочные услуги, отвечающие требуемым видам услуг в соответствии с условиями документации. Данный раздел технического предложения должен содержать как минимум следующие подразделы: область применения (описываются, как минимум, применение технологической карты и основные положения), общие указания по оказанию услуг (описываются, как минимум, нормативные документы и основные указания по оказанию услуг), технология оказания погрузо-разгрузочных услуг (описываются, как минимум, состав и последовательность операций), основные указания по складированию, требования к качеству и приемке услуг, охрана труда (описываются, как минимум, опасные факторы и методы охраны труда). В рамках предоставления информации по разделу "Методика экологического контроля при оказании услуг" Технического предложения о качественных характеристиках объекта закупки Участник закупки должен предоставить текст разработанной в организации методики производственного экологического контроля при оказания услуг. Данный раздел технического предложения должен содержать как минимум следующие подразделы: общие положения; состав услуг по производственному экологическому контролю и их описание; нормативно-техническая документация; программа производственного экологического контроля при аварийных ситуациях. Подраздел "Общие положения" раздела "Методика экологического контроля при оказании услуг" должен содержать как минимум информацию о целях и применении представленной методики контроля, объектах наблюдений. Подраздел "Состав услуг по производственному экологическому контролю и их описание" раздела "Методика экологического контроля при оказании услуг" должен содержать как минимум информацию о видах применяемого контроля, таких как контроль за соблюдением федеральных законов и нормативно-правовых актов, а так же законов в области охраны окружающей среды, контроль выполнения заключений экологических экспертиз а так же контроль за выполнением охранных мероприятий по окружающей среде. Подраздел "Нормативно-техническая документация" раздела "Методика экологического контроля при оказании услуг" должен содержать как минимум информацию в виде перечня нормативно-технической документации, в соответствии с которой производится производственный экологический контроль. Подраздел "Программа производственного экологического контроля при аварийных ситуациях" раздела "Методика экологического контроля при оказании услуг" должен содержать как минимум информацию о компонентах окружающей среды, подлежащих мониторингу, критериях оценки загрязнения окружающей среды, видах наблюдений за компонентами окружающей среды, контролируемых параметрах при аварийных ситуациях, включая методику экологического контроля почвенного покрова, содержащую параметры, в соответствии с которыми производится мониторинг и оценка наличия загрязнений почвенного покрова, содержащую в том числе метод определения загрязнения почвенного покрова и его описание. Описание оказываемых услуг признается представленным в полном объеме в случае, если предложение Участника содержит описание всех разделов Технического предложения, описание представлено в полном объеме и не противоречит требованиям конкурсной документации. Описание оказываемых услуг признается представленным не в полном объеме, если описание разделов технического предложения содержит описание не всех подразделов соответствующих разделов и/или описание противоречит требованиям конкурсной документации. При формировании "Технического предложения о качественных характеристиках объекта закупки" участник закупки должен не повторить требования конкурсной документации со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью конкурсной документации, и/или положения нормативной документации, а раскрыть данные требования/положения с учетом имеющихся у участника закупки конкурентных качеств. |
|||||||||||||||||||
7. |
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки "общая цена исполненных участником закупки договоров" |
Предмет договоров, оцениваемых по детализирующему показателю, сопоставимый с предметом договора, заключаемого по результатам конкурса: Оказание услуг по текущему содержанию и обслуживанию территории кладбища. Заказчиком будет оцениваться общая цена исполненных участником закупки договоров сопоставимого характера, исчисляемый в рублях по исполненным участником договорам/контрактам. Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работ, связанного с предметом договора: 1) копии исполненных контрактов/договоров на выполнение работ сопоставимого характера, с приложением копий дополнительных соглашений и изменений к таким договорам (при наличии), копий актов оказанных услуг, копий накладных (при наличии), копиями иных документов, составленных в результате исполнения таких контрактов/договоров. Также к оценке принимаются: исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ; договоры, в случае их предоставления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. Контракты, заключенные в электронном виде, должны содержать сведения о подписании их в электронном виде, позволяющим Комиссии произвести идентификацию лиц (подписывающих сторон), с указанием дат и времени подписания документа(ов) в электронном виде. Датой исполнения контракта (договора) считается дата последнего акта приемки работ или иного документа, предусмотренного контрактом (договором), подтверждающего приемку работ (оказанных услуг) по исполнению контракта в полном объеме. 2) установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). 3) Последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. 4) В случае предоставления неполного комплекта документов по контракту/договору комиссия не будет учитывать объем по такому контракту/договору. В случае предоставления неполного пакета документов или предоставления документов, оформленных с нарушением требований, предъявляемых к таким документам, в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документа представленного не в полном объеме, начисление баллов по такому документу не производится. |
|||||||||||||||||||
8. |
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки "Наличие специалистов" |
Для детализирующего показателя установлена шкала оценки:
1) перечень следующих документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию: а) трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации или копии трудовых договоров или копии договоров гражданско-правового характера; б) информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации). |
|||||||||||||||||||
9. |
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки "Наличие оборудования" |
Для детализирующего показателя установлена шкала оценки:
Под материально-технической базой тип 1 понимается наличие у участника закупки в собственности или на правах аренды (лизинга) следующих материально-технических ресурсов: Снегоуборщик самоходный в количестве не менее 1 шт. Технические характеристики: Ширина очистки - не менее 50 см. Газонокосилка в количестве не менее 1 шт. Технические характеристики: ширина скашивания - не менее 40 см. Под материально-технической базой тип 2 понимается наличие у участника закупки в собственности или на правах аренды (лизинга) следующих материально-технических ресурсов: Снегоуборщик самоходный в количестве не менее 1 шт. Технические характеристики: Ширина очистки - не менее 50 см. Отсутствием материально-технической базы является представление участником закупки сведений и/или документов о наличии материально-технических ресурсов, не соответствующих требованиям материально-технической базы тип 1 или тип 2, либо не представление сведений и/или документов в соответствии с требованиями настоящей конкурсной документации. Перечень следующих документов, подтверждающих наличие оборудования и других материальных ресурсов: инвентарные карточки учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 (при наличии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки); договоры аренды (лизинга), безвозмездного пользования, субаренды на срок исполнения контракта с приложением актов, подтверждающих наличие у участника закупки оборудования и других материальных ресурсов (при отсутствии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки); К оценке принимаются документы, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. |
В соответствии с пунктом 16 Положения оценки заявок для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Пунктом 17 Постановления Правительства N 2604 предусмотрено, что для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке (пункт 19 Постановления Правительства N 2604).
Пунктом 22 Положения определено, что в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "Характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
В соответствии с пунктом 23 Положения, если в случае, указанном в пункте 22 настоящего Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
Комиссия установила, что в нарушение пункта 22 Положения "Предложение о наличии характеристики объекта закупки", "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки" не являются свойствами объекта закупки.
Комиссия установила, что согласно порядку рассмотрения и оценки заявок участников Заказчик устанавливает единое описание характеристик по показателю оценки "Качественные характеристики объекта закупки", выражающиеся в требовании предоставить участникам в своей заявке на участие описание по следующим разделам (показателям): технология оказания услуг; технологическая карта на оказание услуг по ручной уборке территорий в зимний период; технологическая карта на погрузо-разгрузочные услуги; методика экологического контроля при оказании услуг.
Более того, порядком оценки предусмотрены требования к предоставлению описания подразделов по каждому из разделов, например: "В рамках предоставления информации по разделу "Технология оказания услуг" Технического предложения о качественных характеристиках объекта закупки Участник закупки должен предоставить развернутое описание оказываемых услуг в соответствии с требованиями конкурсной документации, а также внутренними нормативами участника закупки. Данный раздел технического предложения должен содержать как минимум следующие подразделы: область применения: определяющая основные технологические операции по уборке территорий, а также производимые виды услуг при уборке территорий; перечень нормативно-технической документации, в соответствии с которой разработана технология оказания услуг; общие положения: содержащие в том числе информацию о способах (методах) оказания услуг, с описанием основных технологических операций по каждому способу (методу), а также видов материалов и инвентаря, необходимого при оказании услуг; состав оказываемых услуг, в том числе содержащий информацию о производимых способах (методах оказания услуг по уборке территорий с усовершенствованным и не усовершенствованным покрытием), описание производимых методов уборки газонов и оград кладбища, малых архитектурных форм, а так же контейнерных площадок для отходов (с описанием основных технологических операций по каждому способу (методу) оказания услуг); периодичность оказания услуг по способам (методам) оказания услуг по уборке территорий с усовершенствованным и не усовершенствованным покрытием, уборке и уходу зеленых насаждений, включающая в себя временные интервалы (по уборке зеленых насаждений необходимо указать количество производимых уборок с указанием вида сезона), согласно которым производятся все способы (методы) оказания услуг, в том числе количество раз выполнения каждого способа (метода) оказания услуг за временный интервал".
По сути, Заказчик требует от каждого потенциального участника закупки описать в структурированном формате о том, как он будет исполнять контракт (какими сотрудниками, техникой, описывая технологические процессы и т.п.), для получения максимального количества баллов.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что установленная шкала оценки не могла быть применена Заказчиком на основании п. 22 и 23 Положения и не позволяет выявить лучшее предложение условий исполнения контракта, поскольку указанная шкала является непропорциональной, отсутствует зависимость между представленными сведениями и количеством начисляемых баллов.
Например:
- если один из участников закупки представит сведения по всем показателям, кроме одной, то заявке такого участника закупки будет начислено 0 баллов в соответствии со шкалой оценки;
- если другой участник закупки не представит по показателю никакой информации, то заявке такого участника также будет начислено 0 баллов.
Таким образом, несмотря на тот факт, что один из участников закупки очевидно представил больше сведений о качественных характеристика объекта закупки, описал большее количество выполненных работ и большее количество задач, заявке будет присвоено столько же баллов, как и другому участнику закупки, в заявке которого вовсе они не представлены.
Кроме того, Комиссия считает, что само по себе описание того, как будет выполняться контракт (в том числе детализировано, структурированно и подробно) не свидетельствует о том, что участник действительно обладает подобным свойством, вместе с тем его заявке будет присвоено 100 баллов и не позволяет выявить лучшее предложение условий исполнения контракта.
Более того, Комиссия считает, что буквальная трактовка пункта 22 Положения свидетельствует о том, что при его использовании баллы присваиваются за предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Согласно толковому словарю Ожегова. С.И.: "СВОЙСТВО, -а, ср. Качество, признак, составляющий отличительную особенность кого-чего-н".
Анализ извещения позволяет сделать вывод, что в нем под свойством объекта закупки понимается наличие или отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем стадиям оказания услуг, при этом наличие предложения участника о том, как будут оказываться услуги или отсутствие предложения участника о том, как будут оказываться услуги не является каким-либо "конкурентным преимуществом", поскольку в любом случае, исполнитель обязан будет выполнять их в полном объеме, с тем качеством, которое установлено Заказчиком при описании объекта закупки.
Само по себе многостраничное описание как потенциальный участник будет выполнять работы или оказывать услуги не имеет значение, поскольку закупка проводится для удовлетворения нужд Заказчика.
Дополнительно, Комиссия Ленинградского УФАС выявила, что баллы по данному показателю не будут присваиваться если: "Описание оказываемых услуг признается представленным не в полном объеме, если описание разделов технического предложения содержит описание не всех подразделов соответствующих разделов и/или описание противоречит требованиям конкурсной документации".
С использованными формулировками извещения, Ленинградскому УФАС России и потенциальным участникам не представляется возможным определить истинные требования и потребности Заказчика.
По мнению Комиссии, упоминание потенциальным участникам на то, что все работы (услуги) будут выполнены (оказаны) в соответствии со всеми требованиями, указанными в извещении, и/или в соответствии с нормативными документами с нормативными документами, указанными в Техническом задании, не может рассматриваться как непредставление описания со стороны участников.
Причины, по которым, Заказчик не будет учитывать такое описание, не раскрыты в извещении, не были они даны и во время заседания Комиссии Ленинградского УФАС.
Техническим заданием (ТЗ) - называется документ, в котором описаны требования, предъявляемые заказчиком к товарам, работам или услугам. В ТЗ должно содержаться подробное описание и характеристики товара/работ/услуг и сроки поставки/выполнения/оказания. Из ТЗ должно быть однозначно понятно, в каких работах нуждается заказчик, а требования в нем указываются понятно и доступно.
Фактически в настоящем деле, Заказчик, с одной стороны, в Проекте Контракта указывает, что нуждается в спорных работах в соответствии с нормативными документами, вместе с тем если участник укажет или упомянет про выполнение данных работ, то Заказчик оценит заявку по данному неценовому критерию в 0 баллов, поскольку будет считать описание полностью непредставленным.
Вышеуказанная практика подтверждена Арбитражным судом Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу А56-9711/2022 (стр. 8 судебного акта), с участием Ленинградского УФАС России.
Исходя из чего, Управление считает, что подобный порядок оценки не нацелен на обеспечение принципа привлечения большего количества участников и выявления наилучшего предложения. Комиссия дополнительно отмечает, что в извещении не раскрываются ряд дефиниций, используемых Заказчиком, а извещение Заказчика не раскрывает все структурные элементы, из которых она состоит, как и имеет явные диспропорции по показателям.
На основании чего, в действиях Заказчика усматривается нарушение требований пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Блиновой Н. А. обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов и внесением изменений в извещение об осуществлении закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 21 апреля 2023 г. N 047/06/42-766/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2023