Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика -
в отсутствие представителей от Заявителя, извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 4051-ИП/23 от 18.04.2023) на положения извещения при проведении электронного аукциона "Благоустройство территории на Детской площадке между МКД N5 и МКД N7 по ул. Озерная".
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 14.03.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 653 651,10 руб.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В то же время частью 2 статьи 24 предусмотрено, что Конкурентным способом определения поставщика (подрядчиков, исполнителей) является, в том числе, аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом, должно содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с указанным Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчику необходимо устанавливать требования к составу заявки и инструкцию по ее заполнению для каждого извещения исходя из своих потребностей.
То есть в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в составе извещения инструкцию по заполнению заявок на участие в данной закупке.
Извещение об осуществлении закупки должно содержать электронные документы, отражающие конкретные значения показателей, требуемые Заказчику в рамках данной закупки.
Кроме того, извещение об осуществлении закупки должно содержать инструкцию по заполнению участником конкретных значений показателей в заявке на участие в закупке. Для заполнения сведений по каждому показателю участнику необходимо руководствоваться инструкцией, предусматривающей положения для заполнения значений показателей, установленных Заказчиком в рамках данной закупки.
В инструкции по заполнению заявки необходимо подробно описать, как нужно указывать параметры и как заполнить графы заявки. При составлении заявки участник должен понимать, соответствует ли продукция, которую он предлагает, требованиям Заказчика.
Согласно пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, также не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки приводит к возникновению у участников ее непонимание, что приводит к ошибкам (в том числе технического характера) при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Согласно доводам жалобы Заявителем оспариваются положения извещения об осуществлении закупки в части неустановления в инструкции по заполнению заявки необходимых положений для заполнения заявки на участие в закупке надлежащим образом.
Согласно извещению об осуществлении закупки объектом закупки является: "Благоустройство территории на Детской площадке между МКД N5 и МКД N7 по ул. Озерная".
Описанием объекта закупки предусмотрен следующий перечень поставляемого оборудования:
N |
Наименование товара |
Код ОКПД2 |
КТРУ |
1. |
Качели тип 1 |
28.99.32.120 |
- |
2. |
Карусель |
28.99.32.110 |
- |
3. |
Модуль игровой |
28.99.32.190 |
- |
4. |
Каркас качелей |
28.99.32.120 |
- |
5. |
Подвес для качелей |
28.99.32.120 |
- |
6. |
Качели тип 2 |
28.99.32.120 |
- |
7. |
Игровой элемент |
28.99.32.190 |
- |
8. |
Игровой комплекс |
28.99.32.190 |
- |
9. |
Детский городок |
28.99.32.190 |
- |
Требования к поставляемым товарам содержатся в документе "Приложение N1 к Описанию объекта закупки.pdf".
Комиссия установила, что Заказчиком также предусмотрены требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкция по ее заполнению.
В доводах жалобы Заявитель обращает внимание Комиссии на положение инструкции по заполнению заявки, которое, по его мнению, содержит требования, не встречающиеся в Приложении N1 к Описанию объекта закупки.
Например:
"п. 2.3_. При указании в показателе комбинации слов/словосочетаний из конкретного перечня: "число", "значение", "показатель" в любом роде, числе и падеже и слов из конкретного перечня: "более", "менее", "не менее", "не больше" - то данный показатель относится к виду показателя, значение которых не может изменяться".
Заявитель считает, что данное требование, а именно комбинации слова "число" и указанных в перечне слов "более", "менее", "не менее", "не больше" не содержатся в Приложении N1 к Описанию объекта. При этом, Заявитель обращает внимание Комиссии на то, что Заказчиком не даны пояснения к составу комбинации слов. Не понятно, должна ли комбинация содержать только исключительно указанные в п.2.3 инструкции слова, или достаточно чтобы показатель содержал, в том числе комбинацию из указанных слов.
В отношении оспариваемого положения инструкции Комиссия сообщает следующее.
Комиссия, изучив документы в составе извещения, установила, что в таблице "требования к поставляемым товарам" Приложения N1 к Описанию объекта закупки содержатся следующие требования, включающие комбинацию слова "число" со словами в требованиях, например:
Согласно данному положению, указано два случая, когда значение показателя является неизменным, и участники закупки представляют неизменное значение показателя в своих заявках:
Первый случай - если в показателе указана комбинация слов/словосочетаний ("число", "значение", "показатель") в любом роде, числе и падеже - то данный показатель относится к виду показателя, значение которого не может изменяться.
Второй случай - если в показателе указана комбинация слов/словосочетаний ("число", "значение", "показатель") в любом роде, числе и падеже, а так же слова ("более", "менее", "не менее", "не больше") - то данный показатель относится к виду показателя, значение которого не может изменяться.
Таким образом, положение Инструкции п.2.3 устанавливает два случая, при которых показатель не может изменяться. Соответственно, участник в обоих случаях должен предоставить неизменное значение показателя в своей заявке.
В отношении довода Заявителя о том, что участникам не понятно, должна ли комбинация содержать только исключительно указанные в п.2.3 инструкции слова, или достаточно, чтобы показатель содержал, в том числе комбинацию из указанных слов представитель Заказчика пояснил, что данное положение применяется при условии, если в требовании указана "комбинация слов/словосочетаний из конкретного перечня: "число", "значение", "показатель" в любом роде, числе и падеже", например "значение показателя":
Следовательно, участник не может руководствоваться данным положением инструкции при заполнении заявки и должен указать значение, в соответствии с п.4.2 инструкции:
"п.4.2. При указании в показателе слова из конкретного перечня "число", "значение", "показатель" в любом роде, числе и падеже - то данный показатель относится к виду показателя, для которых установлено требования к минимальному и/или максимальному значению показателей - участнику необходимо предоставить конкретное значение показателя, входящее в установленный диапазон требований; если инструкцией не предусмотрено иного; в случае противоречий данное положение имеет приоритет над пунктом 4.3 настоящей инструкции".
На основании представленных пояснений представителя Заказчика, Комиссия не усматривает среди оспариваемых Заявителем положений инструкции, положения которые установлены неоднозначно и затрудняют восприятие при заполнении участниками заявок.
В связи с чем, данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Однако, Комиссия поддерживает довод Заявителя о том, что проект контракта содержит противоречивые сведения.
Согласно п. 9.7 проекта контракта "Размер обеспечения указанного в пункте 10.1 может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 Федерального закона N44-ФЗ. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного частью 30 статьи 34 Федерального закона N44-ФЗ, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи".
При этом, пункт 10.1 проекта контракта не содержит сведений, на которые ссылается Заказчик в п. 9.7: "Стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение своих обязательств по Контракту в случае, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, а именно: наводнения, пожара, землетрясения, диверсии, военных действий, блокад, изменения законодательства, препятствующих надлежащему исполнению обязательств по настоящему Контракту, а также других чрезвычайных обстоятельств, подтвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, которые возникли после заключения Контракта и непосредственно повлияли на исполнение Сторонами своих обязательств, а также которые Стороны были не в состоянии предвидеть и предотвратить".
Согласно законодательству о контрактной системе Заказчик обязан приобщить в состав извещения документы, которые позволяют однозначно определить сведения, необходимые к предоставлению участниками в составе заявки на участие в закупке.
В связи с чем, Комиссия усматривает в действиях Заказчика, установившего противоречивые сведения в проекте контракта, нарушение пункт 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Блиновой Н.А. обоснованной в части;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
3. Не выдавать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений в связи с выдачей предписания по делу N 047/06/42-795/2023 об отмене протоколов, внесении изменений в извещение об осуществлении закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 25 апреля 2023 г. N 047/06/42-821/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2023