Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобы ООО "АРТЕЛЬ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Муниципального бюджетного учреждения "Одинцовское городское хозяйство" Одинцовского городского округа Московской области (далее - Заказчик) Муниципального казенного учреждения "Центр муниципальных закупок" Одинцовского городского округа Московской области (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронных аукционов на закупку в 2023 году на поставку ГСМ на май для нужд МБУ "Одинцовское городское хозяйство" (извещения N 0848300045423000231, N 0848300045423000230, N 0848300045423000270, N 0848300045423000271 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) (далее - Аукционы) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступили жалобы Заявителя на действия Аукционной Комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Аукционов.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии в части принятия неправомерного решения о признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с Извещением о проведении Аукциона
N 0848300045423000231 протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено 30.03.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 4 442 400,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 07.04.2023;
4) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки, 2 заявки из которых признаны соответствующими требованиям извещения о проведении Аукционов.
На основании части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
. Согласно доводу жалобы Заявителя, Аукционной комиссией неправомерно принято решение о признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.04.2023 NИЭА1 (далее - Протокол) заявка Заявителя с идентификационным номером "113940269" признана несоответствующей требованиям, установленным извещением о проведении Аукциона, по следующим основаниям:
"Несоответствие информации и документов требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ) (Отклонение по п. 1 ч. 12. ст. 48 Закона N 44-ФЗ), а именно: характеристики предлагаемого участником закупки товара не соответствуют показателям, установленным в описании объекта закупки (Приложение 1 к Описанию объекта закупки (Форма 2) показатель "Сорт/класс топлива" - Не ниже D, участник указал - E. В соответствии с инструкцией по заполнению: слова "Не ниже" - означает, что участнику следует предоставить в заявке конкретное значение показателя не менее указанного значения или равное ему".
На заседании Комиссии, представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"Заявитель в своей заявке указал значение показателя "Сорт/класс топлива" - Е.
Данное значение показателя было признано несоответствующим требованиям извещения закупки по следующим причинам.
На основании раздела 3 "ГОСТ 32511-2013 (EN 590:2009). Межгосударственный стандарт. Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 1870-ст) (ред. от 14.11.2019) (далее - ГОСТ 32511-2013) в соответствии с физико-химическими свойствами, эксплуатационными характеристиками и условиями применения топливо подразделяют на летнее, межсезонное, зимнее и арктическое.
При этом к летнему топливу относят топливо сортов А, В, С, D; к межсезонному топливу относят топливо сортов Е, F.
Помимо вышеуказанного, в соответствии с Приложением Г "Сезонное применение дизельных топлив в регионах Российской Федерации в соответствии с требованиями к предельной температуре фильтруемости" "ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ ЕВРО. ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ. ГОСТ Р 52368- 2005" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.08.2005 N 217-СТ) (далее - ГОСТ Р 52368-2005) для Центрального региона (Москва и Московская область) установлено сезонное применение дизельных топлив.
В частности, данный ГОСТ Р 52368-2005 определяет, что сорт дизельного топлива "Е" соответствует межсезонному дизельному топливу, которое подлежит применению на территории Москвы и Московской области в периоды с 1 по 30 апреля, с 1 по 31 октября (межсезонный период).
При этом в рамках данной закупки в приложении 2 к проекту Контракта определены следующие сроки поставки товара с 01 мая 2023 года по 30 мая 2023 (летний период).
На основании вышеупомянутых ГОСТ 32511-2013, ГОСТ Р 52368-2005 значение показателя "Сорт/класс топлива" Е, указанное Заявителем, не соответствует объекту данной закупки - топливу дизельному типа "Летнее", так как значение показателя "Сорт/класс топлива" Е соответствует иному объекту закупки - топливу дизельному типа "Межсезонное". Так, данный тип топлива "Межсезонное" не может применяться Заказчиком в определенный извещением закупки срок поставки товара - с 01 мая 2023 года по 30 мая 2023 (летний период)".
Таким образом, изучив заявку Заявителя, а также документы и сведения, представленные на заседании Комиссии, Комиссия приходит к выводу, что заявка Заявителя не соответствует требованиям извещения о проведении Аукциона по основаниям, указанным в пояснениях Заказчика.
Изучив заявку, представленную на заседании Комиссии представителем Заказчика, Комиссия приходит к выводу, что заявка Заявителя противоречит требованиям извещения о проведении Конкурса по основаниям, указанным в Протоколе, а также в пояснениях представителя Заказчика.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что из Протокола не представляется возможным установить основание признания заявки Заявителя несоответствующей извещению о проведении Аукциона, что противоречит нормам Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении Аукционной комиссией пункта 2 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, в части ненадлежащего оформления Протокола, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.04.2023 NИЭА1 (далее - Протокол) заявка Победителя с идентификационным номером "113871241" (далее - Победитель) признана соответствующей требованиям, установленным извещением о проведении Аукциона.
В Приложение 1 к Описанию объекта закупки Заказчиком установлены характеристики поставляемого товара, в том числе следующие:
1 |
Топливо дизельное летнее экологического класса не ниже К5 (розничная поставка) |
|
Сорт/класс топлива |
Не ниже D |
Тип топлива дизельного |
Летнее |
|||
Экологический класс |
Не ниже К5 |
На заседании Комиссии установлено, что в составе заявки Победителя представлены следующие характеристики поставляемого товара:
N п/п |
Наименование товара |
Указание на товарный знак (при наличии) |
Требования к функциональным, техническим и качественным, эксплуатационным характеристикам товара |
||
Наименование показателя товара |
Требуемое значение показателя, установленное заказчиком |
Значение участника, предлагаемое участником |
|||
1 |
Топливо дизельное летнее экологического класса К5 (розничная поставка) |
Отсутствует |
Сорт/класс топлива |
Не ниже D |
D,С |
Тип топлива дизельного |
Летнее |
Летнее |
|||
Экологический класс |
Не ниже К5 |
K5 |
Вместе с тем, в Заказчиком Инструкции по заполнению "Рекомендованная форма требований Заказчика к характеристикам объекта закупки" установлено в том числе следующее:
"слова "Не ниже" - означает, что участнику следует предоставить в заявке конкретное значение показателя не менее указанного значения или равное ему"
Таким образом, изучив заявку Победителя, а также документы и сведения, представленные на заседании Комиссии, Комиссия приходит к выводу, что заявка Победителя не соответствует требованиям извещения о проведении Аукциона.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии в части признания заявки Победителя соответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Аукционной комиссии в части признания заявки Победителя соответствующей требованиям Извещения о проведении Аукциона нарушают пункт 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона предметом закупки является закупка в 2023 году на поставку ГСМ на май для нужд МБУ "Одинцовское городское хозяйство"
Извещением о проведении Аукциона установлены требования к характеристикам товара, которые предусмотрены позициями каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
На заседании Комиссии установлено, что в приложении к Описанию объекта закупки установлена следующая позиция КТРУ 19.20.21.315-00002 - Топливо дизельное летнее экологического класса не ниже К5 (розничная поставка). Обязательная к применению от 01.01.2018.
Согласно указанной позиции КТРУ обязательной к применению характеристикой товара является: "Сорт/класс топлива" с показателем "Не ниже А", с показателем "Не ниже B", с показателем "Не ниже C", с показателем "Не ниже D".
Вместе с тем, в соответствии с Приложениеv 1 к Описанию объекта закупки Заказчиком для товара "Топливо дизельное летнее экологического класса не ниже К5 (розничная поставка)" по показателю "Сорт/класс топлива" установлено значение "Не ниже D".
Кроме того, согласно Инструкции по заполнению "Рекомендованная форма требований Заказчика к характеристикам объекта закупки" Заказчиком установлено в том числе следующее:
"слова "Не ниже" - означает, что участнику следует предоставить в заявке конкретное значение показателя не менее указанного значения или равное ему".
Согласно ГОСТ 32511-2013 (EN 590:2009) к дизельному летнему топливу относят топливо сортов А, В, С, D.
С учетом положений инструкции по заполнению заявки, требование заказчика о предоставлении значения класса топлива выше сорта D противоречит ГОСТ 32511-2013 (EN 590:2009), что вводит участников закупки в заблуждение и противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аналогичным образом действия Заказчика, Аукционной комиссии по закупкам N 0848300045423000230, 0848300045423000270, 0848300045423000271, противоречат нормам Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "АРТЕЛЬ" необоснованными.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение пунктов 1,2 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
4. Заказчику, Уполномоченному учреждению, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Материалы дел от 25.04.2023 N 050/06/105-13237/2023, 050/06/105-13238/2023, 050/06/105-13457/2023, 050/06/105-13456/2023 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе передать соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 25 апреля 2023 г. N 050/06/105-13237/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.04.2023