Резолютивная часть решения объявлена 26.04.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 28.04.2023 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: "_" - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Члены Комиссии:
"_" - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи с использованием платформы "TrueConf":
от подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "МедСнаб" (далее - ООО "МедСнаб"):
- "_", действующий на основании доверенности от 24.04.2023 года б/н,
при участии в рассмотрении жалобы в здании Тывинского УФАС России:
от заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Республиканская больница N 1":
- "_", действующая на основании доверенности от 15.03.2022 года б/н,
в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок,
рассмотрев жалобу (вх. N 1590-ЭП/23 от 20.04.2023 года) ООО "МедСнаб" на положения извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000823001308 на поставку расходных материалов (Катетер внутрисосудистый) для РХМДЛ ГБУЗ РТ "Ресбольница N1" на 2023 год и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно жалобе ООО "МедСнаб" в описании объекта закупки заказчиком установлены требования к товару, соответствующие одному производителю медицинского изделия производства компании "Alvimedica".
На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал доводы жалобы ООО "МедСнаб" в полном объеме.
Представитель заказчика не согласилась с доводами жалобы ООО "МедСнаб" и пояснила, что установленные требования к товару не ограничивают количество участников закупки, поскольку установленным требованиям к товару соответствуют производители медицинского изделия - ООО НПО "Деост" и компания "Alvimedica".
Рассмотрев жалобу, выслушав пояснений лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, и проведя внеплановую документарную проверку извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000823001308 на поставку расходных материалов (Катетер внутрисосудистый) для РХМДЛ ГБУЗ РТ "Ресбольница N1" на 2023 год, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 29.03.2017 года N 122 утвержден Порядок взаимодействия заказчиков и Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок (уполномоченный орган) при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), согласно которому заказчик разрабатывает и утверждает описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе (подпункт 2 пункта 5.2).
Таким образом, ответственность за описание объекта закупки несет заказчик.
Так, уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 13.04.2023 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000823001308 на поставку расходных материалов (Катетер внутрисосудистый) для РХМДЛ ГБУЗ РТ "Ресбольница N1" на 2023 год, начальная (максимальная) цена контракта - 3 745 418,35 рублей.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Таким образом, из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
При этом, в силу части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Запрещается совершение заказчиками и их должностными лицами любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона о контрактной системе в целях централизации закупок могут быть создан государственный орган, уполномоченный на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков. Такой уполномоченный орган осуществляет полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов или о наделении их указанными полномочиями.
Порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с статьей 26 Закона о контрактной системе (часть 10 статьи 26 Закона о контрактной системе).
Как указано выше, постановлением Правительства Республики Тыва от 29.03.2017 года N 122 утвержден Порядок взаимодействия заказчиков и Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Порядок).
В силу подпунктов 1 и 2 пункта 2.1 Порядка заявка на закупку - это сформированный в РКС электронный документ, содержащий разработанные и подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью документы и сведения заказчика о закупке товаров, работ, услуг на основе и в сроки, установленные планом-графиком, являющийся основанием для начала определения поставщика (подрядчика, исполнителя); РКС - это региональная информационная система "Управление государственными закупками Республики Тыва", интегрированная с единой информационной системой в сфере закупок.
Подпунктом 3 пункта 3.3 Правил предусмотрено, что заявка на закупку содержит сравнительную таблицу параметров эквивалентности, содержащую не менее двух моделей (марок) оборудования разных производителей, характеристики которых подходят под предъявляемые требования, в случае подачи заявки на закупку медицинского оборудования, изделий медицинского назначения, дезинфицирующих средств и радиоэлектронной продукции, с учетом того, что использованные в сравнительной таблице модели (марки) оборудования должны соответствовать коэффициенту вариации при обосновании начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, при закупке медицинского изделия заказчик обязан обосновать наличие не менее двух моделей (марок) оборудования разных производителей, характеристики которых подходят под предъявляемые требования заказчика.
При этом, такое обоснование должно быть мотивированным и основываться на соответствующих доказательствах, поскольку как указано выше, заказчик при описании объекта закупки должен таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017 года).
Вместе с тем, в силу пункта 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017 года, включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
Описание объекта закупки (техническое задание) приведено в приложении к извещению о проведении электронного аукциона N 0112200000823001308 с указанием функциональных, технических и качественных характеристик медицинского изделия.
Заказчиком в материалы жалобы N 017/06/105-48/2023 представлена сравнительная характеристика медицинских изделий, согласно которой требованиям, установленным в описании объекта закупки (техническое задание), соответствуют медицинское изделие Akkord производства ООО НПО "Деост" (Россия, регистрационное удостоверение N РЗН 2021/14109 от 22.04.2021 года) и медицинское изделие Alviguide производства компании "Alvimedica" (Турция, регистрационное удостоверение N ФСЗ 2010/07092 от 28.05.2010 года).
В качестве подтверждения заказчиком представлено письмо (запрос) заказчика от 21.04.2023 года N 493, адресованное ООО НПО "Деост", письмо ООО НПО "Деост" от 21.04.2023 года, письмо (запрос) заказчика от 21.04.2023 года N 492, адресованное ООО "Инновации в технологиях и материалах", письмо ООО "Инновации в технологиях и материалах" без даты и номера (в содержании письма указано в ответ на письмо от 21.04.2023 года N 492).
Согласно письму ООО НПО "Деост" от 21.04.2023 года ООО НПО "Деост" являясь производителем проводникового катетера Akkord (регистрационное удостоверение N РЗН 2021/14109 от 22.04.2021 года) подтверждает возможность производства проводникового катетера Akkord в соответствии с требованиями, установленными извещением о проведении электронного аукциона N 0112200000823001308.
Согласно письму ООО "Инновации в технологиях и материалах" без даты и номера последнее является дистрибьютором компании "Alvimedica" и подтверждает соответствие проводникового катетера Alviguide требованиям, установленным извещением о проведении электронного аукциона N 0112200000823001308.
При таких обстоятельствах, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что заказчик доказал наличие на рынке не менее двух производителей медицинского изделия (проводниковый катетер) соответствующих требованиям, установленным извещением о проведении электронного аукциона N 0112200000823001308.
Кроме того, в рамках подготовки жалобы ООО "МедСнаб" к рассмотрению Тывинским УФАС России направлен запрос от 21.04.2023 года N ФХ/1464/23 в адрес ООО НПО "Деост".
Согласно информации ООО НПО "Деост", представленной на указанный запрос Тывинского УФАС России, ООО НПО "Деост" подтверждает возможность производства проводникового катетера Akkord (регистрационное удостоверение N РЗН 2021/14109 от 22.04.2021 года) в соответствии с требованиями, установленными извещением о проведении электронного аукциона N 0112200000823001308 (письмо ООО НПО "Деост" от 21.04.2023 года N 01-02/49).
Также, в рамках подготовки жалобы ООО "МедСнаб" к рассмотрению Тывинским УФАС России направлен запрос от 21.04.2023 года N ФХ/1463/23 в адрес ООО "Медтроник".
Согласно информации ООО "Медтроник", представленной на указанный запрос Тывинского УФАС России, проводниковый катетер Launcher (США, регистрационное удостоверение N ФСЗ 2020/07047 от 31.05.2021 года) соответствует требованиям, установленным извещением о проведении электронного аукциона N 0112200000823001308 (письмо ООО "Медтроник" от 25.04.2023 года N F8-197).
На основании изложенного, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что описание объекта закупки (техническое задание) не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, следовательно, довод ООО "МедСнаб" о том, что в описании объекта закупки заказчиком установлены требования к товару, соответствующие одному производителю медицинского изделия производства компании "Alvimedica", является необоснованным.
То обстоятельство, что в разъяснении положений извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000823001308 указано другое регистрационное удостоверение катетера Akkord производства ООО НПО "Деост" и в официальном сайте ООО НПО "Деост" отсутствует информация о производстве указанной организацией катетера, не имеет правового значения, поскольку в ходе рассмотрения жалобы ООО "МедСнаб" установлено наличие на рынке проводникового катетера Akkord производства ООО НПО "Деост" (регистрационное удостоверение N РЗН 2021/14109 от 22.04.2021 года).
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "МедСнаб" необоснованной.
Председательствующий Комиссии |
"_" |
|
|
Члены Комиссии |
"_"
"_" |
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 28 апреля 2023 г. N 017/06/105-48/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2023