Резолютивная часть решения объявлена 26.04.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 28.04.2023 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: "_" - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
"_" - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении жалобы в здании Тывинского УФАС России:
от заказчика - Департамента городского хозяйства Мэрии г. Кызыла:
"_" действующая на основании приказа от 13.03.2023 года N 50-кп;
от уполномоченного органа - Мэрии г. Кызыла:
"_" действующий на основании доверенности от 07.12.2022 года N 01.06.22/5467,
в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя подателя жалобы - Индивидуального предпринимателя"_" (далее - ИП Т"_"
рассмотрев жалобу (вх. N 1580-ЭП/23 от 20.04.2023 года) ИП Тожибаева З.П. (620075, "_") на положения извещения электронного аукциона N 0312300017323000017 на выполнение работ по строительству сетей уличного освещения по улицам города Кызыла и в результате осуществления внеплановой документарной проверки, на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, муниципального заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о сообщении о месте и времени ее рассмотрения, а также указанные уведомления и ссылка на видеоконференцсвязь "TrueConf" с инструкцией по подключению размещены в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) в разделе "Реестр жалоб" N 202300187300000241.
Согласно жалобе ИП "_" извещение о проведении электронного аукциона N 0312300017323000017 не соответствует положениям законодательства о контрактной системе, поскольку заказчик неправомерно установил:
1. требования к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации (СРО);
2. требования в соответствии с позицией 8 раздела II приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 года N 2571, тогда как должны быть установлены в соответствии с позицией 17 раздела III приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 года N 2571.
На заседании Комиссии представители уполномоченного органа и муниципального заказчика не согласились с доводами жалобы и пояснили, что извещение о проведении электронного аукциона N 0312300017323000017 соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
Рассмотрев жалобу, выслушав пояснений лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, и проведя внеплановую документарную проверку извещения электронного аукциона N 0312300017323000017 "Выполнение работ по строительству сетей уличного освещения по улицам города Кызыла", Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Уполномоченным органом - Мэрией города Кызыла в ЕИС 12.04.2023 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0312300017323000017 "Выполнение работ по строительству сетей уличного освещения по улицам города Кызыла", начальная (максимальная) цена контракта: 8 096 711,97 рублей.
Извещение закупки электронного аукциона N 0312300017323000017 "Выполнение работ по строительству сетей уличного освещения по улицам города Кызыла" утверждено распоряжением Мэрии города Кызыла от 12.04.2023 года N 172-р.
Постановлением Мэрии г. Кызыла от 31.12.2013 года N 1833 утвержден порядок взаимодействия заказчиков и Мэрии г. Кызыла при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), согласно которому заказчики в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок разрабатывают и утверждают описание объекта закупки, проект контракта (договора) (подпункт 6 пункта 4).
С учетом изложенного ответственность за описание объекта закупки несет Заказчик.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0312300017323000017 заказчиком является Департамент городского хозяйства Мэрии города Кызыла.
С учетом изложенного Департамент городского хозяйства Мэрии города Кызыла является лицом ответственным за соблюдение законодательства о контрактной системе при описании объекта закупки.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе на соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Из извещения о проведении электронного аукциона N 0312300017323000017 следует, что муниципальным заказчиком установлено требование к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
В силу части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации Работы (далее - ГрК РФ) по договорам капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Федеральным законом от 01.05.2022 года N 124-ФЗ внесены изменения в ГрК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации, которые вступили в силу с 01.05.2022 года.
Так, частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ предусмотрено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.
Извещение о проведении электронного аукциона N 0312300017323000017 размещено в ЕИС 12.04.2023 года и начальная (максимальная) цена контракта составляет 8 096 711,97 рублей, что не превышает десять миллионов рублей.
При таких обстоятельствах, муниципальным заказчиком в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона N 0312300017323000017 неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Таким образом, довод ИП Тожибаева З.Х. о неправомерности установления в извещении о проведении электронного аукциона N 0312300017323000017 требования к участникам закупки о наличии членства в СРО является обоснованным.
Указанные действия муниципального заказчика - Департамента городского хозяйства Мэрии города Кызыла содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации (в данном случае, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 " О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования (часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
На основании части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 Постановления N 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0312300017323000017, и в связи с тем, что НМЦК составляет более 5 млн. руб., муниципальным заказчиком в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 2571 от 29 декабря 2021 г. "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации", установлены дополнительные требования к участникам в соответствии с позицией 8 "Работы по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением предусмотренных позицией 17 настоящего приложения работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги".
В соответствии с пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Исходя из вышеизложенного, наружное освещение, состоящее из опор, светильников, самонесущих изолированных проводов линии электропередач представляет собой линейную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части и, следовательно, представляет собой сооружение. Данные работы относятся к работам по строительству, реконструкции, линейного объекта.
Вместе с тем, позиция 17 Постановления N 2571, на который ссылается заявитель в жалобе, в данном случае неприменим, поскольку устанавливает требования к участникам закупки, выполняющим работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.
В силу изложенного, Комиссия Тывинского УФАС полагает, что заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона правомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, пунктом 8 раздела 2 Постановления Правительства РФ N 2571 от 29.12.2021.
Таким образом, довод подателя жалобы о том, что заказчиком в извещении об осуществлении закупки неправомерно установлены дополнительные требования в соответствии с позицией 8 Постановления N 2571 является необоснованным.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки Комиссией Тывинского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о размере обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядке предоставления такого обеспечения, требованиях к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе).
Кроме того, в силу части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе (пункт 1) и проект контракта (пункт 5).
Согласно части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.
При этом, как следует из части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с частью 2.2 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении требование обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, требование обеспечения гарантийных обязательств устанавливается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и проекте контракта в случае установления требований к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России, в извещении о проведении электронного аукциона N 0312300017323000017 требование к гарантии качества товара не установлено.
Вместе с тем, в разделе 8 проекта контракта установлены требования к гарантийным обязательствам, в том числе, установлены требования к его сроку действия.
На основании изложенного, а также принимая во внимание, что потребностью муниципального заказчика является гарантия качества выполненных работ и гарантийных обязательств поставщика, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что муниципальным заказчиком - Департаментом городского хозяйства Мэрии города Кызыла в нарушение части 1 статьи 34 и пункта 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона N 0312300017323000017 и проекте контракта установлены противоречивые сведения в отношении требований к гарантии качества выполненных работ и гарантийных обязательств.
Указанные действия муниципального заказчика - Департамента городского хозяйства Мэрии города Кызыла содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя "_" обоснованной.
2. Установить в действиях муниципального заказчика - Департамента городского хозяйства Мэрии города Кызыла нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного установления требования к участникам закупки о наличии членства в СРО.
3. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях муниципального заказчика - Департамента городского хозяйства Мэрии города Кызыла нарушение части 1 статьи 34 и пункта 17 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части установления в извещении о проведении электронного аукциона N 0312300017323000017 и проекте контракта противоречивых сведений в отношении требований к гарантии качества работ и гарантийных обязательств.
4. Выдать уполномоченному органу - Мэрии города Кызыла и аукционной комиссии уполномоченного органа, муниципальному заказчику - Департаменту городского хозяйства Мэрии города Кызыла, оператору электронной торговой площадки - АО "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждения дела об административном правонарушении в отношении винновых должностных лиц.
Председательствующий Комиссии |
"_" |
|
|
Члены Комиссии |
"_"
"_" |
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 28 апреля 2023 г. N 017/06/105-50/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2023