На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. "а" ч. 19 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 г. N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок_" (далее - Правила), обращения Автономной некоммерческой организации "Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий" (вх. Оренбургского УФАС России N 4616 от 19.04.2023 г.) и на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 4/23-п от 25.04.2023 г., инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
Руководителя Инспекции:
Членов Инспекции:
рассмотрение обращения осуществлялось в присутствии представителей Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Оренбургской области "Комплексный центр социального обслуживания населения" в Северном округе городе Оренбурга - (на основании доверенности);
представители Автономной некоммерческой организации "Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий" на рассмотрение обращения не явились, о дате, времени и месте рассмотрения обращения извещены, ходатайств не заявляли,
проведя внеплановую камеральную проверку действий Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Оренбургской области "Комплексный центр социального обслуживания населения" в Северном округе городе Оренбурга при проведении электронного аукциона на поставку программного обеспечения (номер извещения N 0853500000322008277),
УСТАНОВИЛА:
19.04.2023 г. в Оренбургское УФАС России поступило обращение Автономной некоммерческой организации "Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий" (далее - Заявитель, Общество, АНО "ЦКИТ"), содержащее сведения о нарушении Заказчиком - Министерством цифрового развития и связи Оренбургской области требований законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на оказание услуг по развитию региональной навигационно-информационной системы Оренбургской области (номер извещения N 0853500000323000605) (далее - Закупка).
Из обращения Общества следует, что положения размещенной в составе извещения о проведении закупки N 0853500000322008277 документации противоречат действующему законодательству, поскольку в обосновании невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, содержатся недостоверные сведения.
Согласно пояснениям представителей Заказчика, положения извещения о проведении закупки и приложения к извещению полностью соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
В ходе изучения материалов дела и оценки полученных пояснений, в соответствии с положениями ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, установлено следующее:
05.10.2022 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (единая информационная система) и на сайте оператора электронной площадки было размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку программного обеспечения (номер извещения N 0853500000322008277).
Начальная максимальная цена контракта составляет 23 738,00 рублей.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик размещает в составе извещения об осуществлении закупки описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке требований к наличию у участников закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
На основании п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В извещении о проведении электронного аукциона для закупки N 0853500000322008277 установлены следующие ограничения и условия допуска в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе:
2. Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
Ограничения
1. Запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными ст. 14 Закона N 44-ФЗ
Дополнительная информация к ограничению отсутствует
Вид требования |
Нормативно-правовой акт |
Обстоятельства, допускающие исключение из установленных запретов или ограничений |
Обоснование невозможности соблюдения запрета, ограничения допуска |
Примечание |
Запрет |
Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" |
Присутствуют |
прилагается |
нет |
Таким образом, Заказчиком в извещении установлен запрет, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 1 Постановления N 1236 утвержден порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 (далее Порядок), обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки программного обеспечения в следующих случаях:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Техническим заданием заказчиком установлены следующие требования к поставляемому товару:
N п/п |
Наименование товара |
Количество, ед. измерения |
Характеристики товара |
Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге |
|
1 |
Операционная система |
1 штука |
Тип |
операционная система |
Отсутствие характеристик в КТРУ |
Модель |
Microsoft Windows 10 Pro (для сборщиков)*(1) |
||||
Линейка продуктов |
Windows 10 Pro |
||||
Код производителя |
[FQC-08909] |
||||
Разрядность дистрибутиве Язык |
Не менее 64 бита
Русский |
||||
Сведения о лицензии Тип лицензии Тип поставки активации Носитель в комплекте Количество лицензий Срок действия лицензии |
DSP OEI наклейка с ключом DVD
1 шт Неограниченно
|
||||
Совместимость -Минимальные показатели процессора -частота -объем оперативной памяти -Свободное пространство на жестком диске -подключение к интернету для получения обновлений, для доступа к некоторым функциям -учетная запись Microsoft |
Не более 1 ГГц Минимальный Не менее 2 ГБ Не менее 20 ГБ
Требуется
Требуется
|
Эквивалент неприменим, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в связи с несовместимостью товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимостью обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
Microsoft Windows 10 Pro - единственная операционная система из линейки клиентских операционных систем Microsoft Windows, которая обладает возможностью встроенного удаленного управления рабочим столом по технологии RDP.
Является полностью русифицированной лицензионной операционной системой с поддержкой 64-разрядных процессоров архитектуры х86 не является демонстрационной или пробной версией, имеет неограниченный срок действия.
Также в составе извещения о закупке Заказчиком в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1236 размещено "Обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения (далее - ПО), происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В качестве обоснования несоответствия перечисленных в реестре отечественного программного обеспечения наименований указано, что "Операционная система должна поддерживать специальное программное обеспечение версий не ниже КриптоПро CSP 3.9, Microsoft .NET Framework 4.5, программное обеспечение ГИС "ЭСРН", "АСЭД". Работа в локальной вычислительной сети с сервером (операционная система Windows server 2009)".
Согласно доводу Заявителя, ГИС "ЭСРН", использующая программную платформу SiTex, работает, в том числе, на операционной системе Linux. Кроме того, Заявитель считает, что программный продукт ПО КриптоПро CSP 3.9 функционирует под управлением российских операционных систем.
В соответствии с пояснениями представителей Заказчика, программное обеспечение, являющееся предметом закупки, закупалось для обучения граждан пожилого возраста навыкам владения компьютера. С учетом указанного обстоятельства, положений Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 г. N 1236, Заказчиком было принято решение о закупке данного программного продукта.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Из части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе следует, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Исключение из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Заявитель, указывая, что ГИС "ЭСРН" и ПО КриптоПро CSP 3.9 функционирует под управлением российских операционных систем, не указывает, возможно ли функционирование "АСЭД" на подобных ПО. Также АНО "ЦКИТ" в обращении не отрицается, что Microsoft Windows 10 Pro - единственная операционная система из линейки клиентских операционных систем Microsoft Windows, которая обладает возможностью встроенного удаленного управления рабочим столом по технологии RDP.
Инспекция Оренбургского УФАС России отмечает, что обязанность доказывания нарушения Заказчиком прав и законных интересов заявителя лежит на подателе обращения. Вместе с тем, доводы и сведения, изложенные в обращении, сводятся к несогласию с содержанием размещенной Заказчиком в единой информационной системе документации, что не свидетельствует о нарушении заказчиком порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.
Кроме того, Заявитель не обеспечил явку представителей на заседание Инспекции Оренбургского УФАС России, уточняющих вопросов задать не представилось возможным.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 3, ч. 8, ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, Инспекция,
РЕШИЛА:
Нарушений Закона о контрактной системе в действиях Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Оренбургской области "Комплексный центр социального обслуживания населения" в Северном округе городе Оренбурга при проведении электронного аукциона на поставку программного обеспечения (номер извещения N 0853500000322008277) в рамках доводов, заявленных Автономной некоммерческой организацией "Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий", не установлено.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Руководитель Инспекции:
Члены Инспекции:
-------------------------------------------
*(1)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 2 мая 2023 г. N 056/10/99-439/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2023