Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей:
Публичного акционерного общества "_" - _, действующей на основании доверенности N01/29/747/22 от 30.08.2022 года (со сроком действия 3 (три) года); _, действующей на основании доверенности N01/29/896/22 от 30.11.2022 года (со сроком действия 3 (три) года);
Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Центр организации дорожного движения" - _, действующего на основании доверенности б/н от 25.04.2023 года (со сроком действия 1 (один) год); _, действующей на основании доверенности б/н от 25.04.2023 года (со сроком действия 1 (один) год);
Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" - _, действующей на основании доверенности б/н от 12.09.2022 года (со сроком действия 1 (один) год);
рассмотрев 26 апреля 2023 года в дистанционном режиме посредством видео-конференц-связи жалобу Публичного акционерного общества "_" (далее - ПАО "_", Заявитель) на действия Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Центр организации дорожного движения" (далее - Заказчик), Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении открытого конкурса в электронной форме N0809500000323001165 на выполнение работ по внедрению интеллектуальной транспортной системы в целях реализации мероприятия "Внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек" в Саранской городской агломерации (далее - Конкурс), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 19.04.2023 года посредством функционала сайта единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного учреждения (вх.N1937-ЭП/23 от 20.04.2023 года).
С учетом соблюдения срока и порядка подачи жалобы, указанная жалоба принята к рассмотрению.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 21.04.2023 года NЕЛ/1431/23 рассмотрение жалобы назначено на 25.04.2023 года в 16 часов 00 минут.
21.04.2023 года на сайте ЕИС в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений Мордовским УФАС России размещена информация о принятии жалобы Заявителя к рассмотрению по существу с указанием даты, времени и места ее рассмотрения, а также возможности использования систем видео-конференц-связи в соответствии с частью 2 статьи 106 Закона о контрактной системе (реестровый номер: 202300109157000247).
25.04.2023 года для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, руководствуясь пунктом 3.32 Административного регламента, в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв. В 16 часов 30 минут 26.04.2023 года рассмотрение жалобы продолжилось в прежнем составе сторон и Комиссии Мордовского УФАС России.
На заседании Комиссии установлено следующее.
Извещение N0809500000323001165 о проведении Конкурса размещено Уполномоченным учреждением по заявке Заказчика на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 02.04.2023 10:37 (МСК) (Изменение извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме от 14.04.2023 NИИ2 в ред. N3).
Начальная (максимальная) цена контракта: 44 024 700,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 25.04.2023 09:00.
Дата рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке: 27.04.2023.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта: 28.04.2023.
Дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке: 03.05.2023.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 04.05.2023.
Код бюджетной классификации: 8530409131R254180244.
Закупка осуществляется в рамках реализации национального проекта "Безопасные качественные дороги" (федеральный проект "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства").
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Заказчиком в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 106 Закона о контрактной системе, представлены возражения по доводам жалобы (вх.N1990/23 от 24.04.2023 года).
24.04.2023 года (вх.N1981-ЭП/23) Уполномоченным учреждением представлены письменные возражения по жалобе, которые приобщены к материалам настоящего дела.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, возражения Заказчика, Уполномоченного учреждения, заслушав пояснения сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства, в результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
1. В жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком в извещении о проведении Конкурса установлен ненадлежащий порядок оценки заявок, в том числе установлен ненадлежащий критерий оценки заявок. По мнению Заявителя, детализирующий показатель "Наличие у участника платформы виртуализации для модулей систем интеллектуальной транспортной системы собственной разработки в реестре программного обеспечения российского производства" напрямую не влияет на качественные характеристики предложения участника. Кроме того, ПАО " _." полагает, что требование Заказчика о предоставлении участником в составе заявки свидетельства о государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин противоречит положениям Закона о контрактной системе о запрете указания сведений, позволяющих идентифицировать заявку участника закупки, в составе первой части заявки на участие в электронной процедуре.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 года N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 3 Положения для оценки заявок применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В силу пункта 5 Положения при проведении конкурсов с учетом настоящего Положения применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения.
Согласно пункту 8 Положения в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
В соответствии с пунктом 16 Положения для оценки заявок по критерию оценки "Характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Согласно пункту 17 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что объектом настоящей закупки является выполнение работ по внедрению интеллектуальной транспортной системы в целях реализации мероприятия "Внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек" в Саранской городской агломерации.
Комиссия, проанализировав извещение о проведении закупки и "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" (размещенный на сайте ЕИС 14.04.2023 16:57 (МСК)), установила, что Заказчиком в качестве критериев оценки заявок на участие в Конкурсе установлены:
"Цена контракта" (значимость критерия оценки: 30 %);
"Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (значимость критерия оценки: 60 %);
"Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (значимость критерия оценки: 10%).
По критерию оценки заявок участников "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлен показатель оценки "Качественные характеристики объекта закупки", по которому установлен детализирующий показатель оценки: "Наличие у участника платформы виртуализации для модулей систем интеллектуальной транспортной системы собственной разработки в реестре программного обеспечения российского производства".
По мнению Заявителя, указанный выше детализирующий показатель не отражает критерий "Качественные характеристики объекта закупки", поскольку наличие у исполнителя платформы виртуализации на правах правообладателя по результатам собственной разработки не влияет на качественные характеристики предложения участника. На рынке предлагается несколько видов платформ виртуализации различных производителей, которые по своим качественным и функциональным характеристикам соответствуют требованиям и задачам, указанным в описании объекта закупки, и наличие такой платформы у исполнителя на правах "собственной разработки" не повышает ее качественную ценность.
Присутствующие на заседании Комиссии Мордовского УФАС России представители Заказчика пояснили, что Законом о контрактной системе и Положением не установлено ограничений в части определения детализирующих показателей оценки по показателю оценки "Качественные характеристики объекта закупки", в связи с чем определение содержания данных показателей производится Заказчиком самостоятельно, в том числе предмет оценки по показателю и перечень документов, которые должны быть представлены участником для оценки по показателю. Наличие у участника закупки платформы виртуализации для систем интеллектуальной транспортной системы собственной разработки гарантирует Заказчику достижение заданного результата закупки.
Комиссия Мордовского УФАС России, проанализировав извещение о проведении закупки, отмечает, что установленный Заказчиком детализирующий показатель оценки не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исход закупки, не создает преимущества конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика при оказании услуг по объекту закупки. Следовательно, довод ПАО "Ростелеком" о ненадлежащем установлении критерия оценки заявок не находит своего подтверждения.
Вместе с тем, как следует из части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе, заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "а", "б" и "г" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Первая часть также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "р" пункта 1, подпунктом "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Третья часть должна содержать информацию, предусмотренную пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Требования к составу заявки участника на участие в закупке установлены статьей 43 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено предоставление в составе заявки на участие в процедуре торгов информации и документов об участнике закупки.
В силу подпункта "г" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержат с учетом положений части 2 настоящей статьи предложение по критериям, предусмотренным пунктами 2 и (или) 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении первых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях если в первой части заявки на участие в закупке содержится информация, предусмотренная пунктами 1, 3 и 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Как следует из порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, размещенного в составе извещения о проведении Конкурса, по детализирующему показателю "Наличие у участника платформы виртуализации для модулей систем интеллектуальной транспортной системы собственной разработки в реестре программного обеспечения российского производства" Заказчиком указано следующее:
"Предметом оценки заявок по данному показателю является наличие у участника закупки платформы виртуализации для систем интеллектуальной транспортной системы собственной разработки в реестре программного обеспечения российского производства. Оценка по показателю осуществляется по следующему документу: свидетельство о государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин. К оценке принимаются документы, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. При проведении открытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов".
В соответствии с частью 1 статьи 1262 Гражданского кодекса Российской Федерации
правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может по своему желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Порядок государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных, формы свидетельств о государственной регистрации, перечень указываемых в них сведений и перечень сведений, публикуемых в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности (часть 4 статьи 1262 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Форма свидетельства о государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин утверждена приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.04.2016 года N211.
Данная форма предусматривает сведения о правообладателе программы для электронных вычислительных машин.
Следовательно, принимая во внимание, что Заказчиком установлен детализирующий показатель оценки заявки "Наличие у участника закупки платформы виртуализации для модулей систем интеллектуальной транспортной системы собственной разработки_", предоставление в составе первой части заявки документа - свидетельства о государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин, позволяет идентифицировать заявку участника, покольку она будет содержать полное наименование юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии), если участником закупки является физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что указание Заказчиком в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе на предоставление участником закупки в качестве подтверждения качественных характеристик объекта закупки свидетельства о государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин, не соответствует совокупности требований, изложенных в части 8 статьи 32, частях 2, 5 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и образуют признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об администраитивных правонарушениях.
Довод Заявителя в части незаконного предоставления участником закупки в качестве подтверждения качественных характеристик объекта закупки свидетельства о государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин признается обоснованным.
2. Заявитель указывает, что Заказчиком ненадлежащим образом сформирован объект закупки, а именно неправомерно объедены в один лот проектирование и внедрение интеллектуальной транспортной системы.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (статья 8 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При этом действующее законодательство Российской Федерации в сфере осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего.
Как указывалось выше, объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по внедрению интеллектуальной транспортной системы. Описание объекта закупки сформировано и размещено Заказчиком, Уполномоченным учреждением в соответствующем разделе извещения о проведении Конкурса.
Представители Заказчика, присутствующие на заседании Комиссии Мордовского УФАС России, пояснили, что объединение в один лот работ по проектированию и внедрению интеллектуальной транспортной системы (далее - ИТС) обусловлено наличием функциональной и технологической связи между такими работами. Так, технико-рабочее проектирование в соответствии с описанием объекта закупки предполагает разработку проектных решений для ИТС, разработку документации на ИТС, разработку и оформление документации на поставку изделий для комплектования ИТС, разработку заданий на проектирование в смежных частях проекта объекта автоматизации, разработку проектно-сметной документации, разработку рабочей документации на ИТС (пункт 1 таблицы N1 приложения к описанию объекта закупки, определяющего стадии и этапы создания Системы, сроки их реализации). Технико-рабочее проектирование является неотъемлемым этапом исполнения контракта, предшествующим внедрению ИТС, и неразрывно связано с конечной целью данной закупки.
Поскольку Заявителем в составе жалобы не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность заявленного довода, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя.
3. В жалобе ПАО "_." указывает, что Заказчиком в нарушение требований Закона о контрактной системе в извещении о проведении Конкурса не установлено ограничение на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N878 от 10.07.2019 года "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 года N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N878).
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, в том числе содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Частями 1 и 3 статьи 14 Закона о контрактной системе о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
В развитие положений статьи 14 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято, в том числе Постановление N878.
Описание объекта закупки содержит подробное определение работ, выполняемых исполнителем в рамках рассматриваемой закупки, а также перечень оборудования (с указанием его характеристик), необходимого для выполнения данных работ (стратегический детектор транспорта, тактические детекторы транспорта, мобильный пункт дорожного контроля, табло погодных условий).
Представителями Заказчика на заседании Комиссии указано, что данное оборудование является используемым победителем закупки в рамках исполнения контракта и выполнения работ по внедрению ИТС, а не поставляемым в качестве самостоятельного товара.
Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что установленный Заказчиком в извещении о проведении Конкурса код ОКПД2 - 62.01.12.000 "Услуги по проектированию и разработке информационных технологий для сетей и систем" не указан в перечне радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением N878.
Учитывая изложенное, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, не установившего в извещении о проведении Конкурса ограничение на допуск товаров иностранного происхождения в соответствии с Постановлением N878, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод Заявителя признается необоснованным.
4. По мнению Заявителя, Заказчиком в нарушение требований Закона о контрактной системе в извещении о проведении Конкурса не установлен запрет, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 года N1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N1236).
В соответствии с пунктом 2 Постановления N1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Подпунктом 2(1) Постановления N1236 установлено, что для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Из вышеизложенных положений Постановления N1236 следует, что под программным обеспечением, в рамках Постановления N1236, понимается, в том числе поставка программного обеспечения на материальных носителях, а также поставка оборудования, на которое в рамках исполнения контракта подлежит установка программного обеспечения. Аналогичные выводы отражены в письме Минфина России от 30.04.2020 года N24-03-06/35429.
В силу пункта 2 (2) Постановления N1236 подтверждением соответствия программ для электронных вычислительных машин и баз данных требованиям, установленным настоящим постановлением, является указание участником закупки в составе заявки на участие в закупке порядковых номеров реестровых записей в реестре российского программного обеспечения или реестре евразийского программного обеспечения.
Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что пунктами 4.4.2, 4.4.3 проекта государственного контракта, размещенного в составе извещения о проведении закупки, предусмотрено, что подрядчик (исполнитель) обязан без увеличения цены Контракта передать Заказчику исключительное право на разработанные в ходе выполнения работ по Контракту результаты в полном объеме, включая исходные коды программ для ЭВМ, библиотеки зависимостей, базы данных, а также проектную, техническую, рабочую, сопроводительную и методическую документацию к Системе или ее частям. Передать Заказчику права на использование охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Подрядчику (исполнителю) и которые использовались при выполнении работ по Контракту, в объеме, необходимом для использования Заказчиком результатов работ по Контракту по их целевому назначению и в соответствии с условиями настоящего Контракта на весь срок действия использованных исключительных прав или на иной срок, установленный Заказчиком. Подрядчик (исполнитель) передает Заказчику указанные права посредством заключения лицензионного договора.
Таким образом, в предмет контракта, заключаемого по результатам электронного Конкурса, входит также разработка и создание программного обеспечения.
Между тем для целей реализации Постановления N1236 необходимым условием является наличие сведений в соответствующих реестрах программного обеспечения. Следовательно, Заказчиком правомерно не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.
Рассматриваемый довод жалобы Заявителя признается Комиссией Мордовского УФАС России необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, частями 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Мордовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ПАО "_." на действия государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Центр организации дорожного движения", государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" при проведении открытого конкурса в электронной форме N0809500000323001165 на выполнение работ по внедрению интеллектуальной транспортной системы в целях реализации мероприятия "Внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек" в Саранской городской агломерации обоснованной в части довода 1, указанного в жалобе.
2. Признать действия Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушением пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 26 апреля 2023 г. N 013/06/42-249/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.05.2023