Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУК "Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского - Михайловский театр" (далее - Заказчик);
ИП Галактионова О.С. (далее - Заявитель);
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 9065-ЭП/23 от 13.04.2023) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Дом Голенищева-Кутузова П.В. Здесь в 1924-1939 гг. жил художник Бродский И. И." по адресу: Санкт-Петербург, пл. Искусств, д. 3, лит. А (ремонт, реставрация и приспособление для современного использования помещений 3-го этажа: пом. 17-Н NN 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9) (извещение номер 0372200173423000001) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 21.03.2023 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200173423000001. Начальная (максимальная) цена контракта - 22 421 940,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, указанным в доводах жалобы.
Рассмотрев представленные документы и сведения, заслушав пояснения представителя Заявителя, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.
Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со ст. 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;
2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч.ч. 11 или 13 ст. 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
При этом минимальные размеры взносов в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, определены ч. 13 ст. 55.16 ГрК РФ.
Согласно ч. 4 ст. 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Согласно ст. 55.3 Градостроительного Кодекса РФ (далее - ГрК РФ), допускается приобретение некоммерческими организациями статуса саморегулируемых организаций следующих видов:
1) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;
2) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;
3) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.
В силу ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Анализ извещения о проведении конкурса показал, что Заказчиком установлено требование в соответствии с ч. 1 ст. 31 закона о контрактной системе - Установлено требование о наличии членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (информация и документы, подтверждающие соответствие участника закупки установленному требованию, содержатся в Приложении N 3 к извещению об осуществлении закупки.
На заседании Комиссии УФАС Заказчик относительно доводов Заявителя возразил следующее:
"Проектная документация разработана на основании Задания КГИОП от 13.05.2021 г N 01-52-839/21 на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения (ремонт, реставрация и приспособление для современного использования помещения 17-Н NN 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 12, 13).
Перечень объемов и видов выполняемых работ установлен в проектной документации (шифр: 191) и содержит такие виды работ, как:
- замена инженерных коммуникаций: водоотведение, водоснабжение, электроснабжение (том 3, раздел 3 "Проект реставрации и приспособления" N 191-Р3, ЛСР 02-01-03, ЛСР 02-01-04, ЛСР 02-01-05).
Согласно п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК) под капитальным ремонтом понимается "замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов".
Таким образом, предусмотренные проектной документацией (шифр: 191) работы по замене инженерных коммуникаций (водоотведение, водоснабжение, электроснабжение) относятся к работам по капитальному ремонту.
Исходя из характера работ, входящих в проектную документацию, и руководствуясь пунктом 27(4) Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", согласно которому проверке сметной стоимости подлежит сметная стоимость капитального ремонта объектов капитального строительства, если такой капитальный ремонт включает замену и (или) восстановление всех видов систем инженерно-технического обеспечения или всех видов сетей инженерно-технического обеспечения, СПб ГАУ "Центр государственной экспертизы" провело проверку сметной стоимости работ по капитальному ремонту и выдало положительное заключение от 19.12.2022 года N 78-1-1-2-089758-2022.
Необходимо учитывать, что понятие "производственные работы", закрепленное в статье 42 "Ремонт памятника" и статье 44 "Приспособление объекта культурного наследия для современного использования" Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) включает в себя работы как текущего, так и капитального ремонта на объекте культурного наследия.
При принятии решения об установлении требования к участникам закупки в части членства в саморегулируемых организациях, заказчик руководствуется пунктом 2 статьи 52 ГрК, которым установлено, что "Работы по договорам о _ капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства...".
Правомерность установления заказчиком данного требования также подтверждает Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 августа 2019 года N 30022-ТБ/02, на которое ссылается Заявитель: "..для технического перевооружения опасного производственного объекта, реставрации объекта культурного наследия, которые связаны с реконструкцией или капитальным ремонтом объекта капитального строительства, _ индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу, выполняющему работы по договору генподряда, требуется членство в саморегулируемой организации соответствующего вида.".
Необходимо отметить, что 1 июля 2017 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" отменено требование о получении допуска СРО на выполнение работ, включенных в перечень, содержащийся в Приказе Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624.
Что касается Акта определения влияния предполагаемых к проведению видов работ на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации от "01" декабря 2021 г., на который ссылается Заявитель, то считаем необходимым пояснить следующее.
Акт определения влияния предполагаемых к проведению видов работ на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации подготавливается проектировщиком в соответствии с Письмом Минкультуры России от 24.03.2015 N 90-01-39-ГП "О порядке проведения и приемки работ по сохранению объекта культурного наследия" в целях определения необходимости соблюдения особого порядка проведения и приемки работ по сохранению объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта.
В случае, если по результатам обследования проектировщиком устанавливается, что работы по сохранению объекта культурного наследия затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, то проектная документация разрабатывается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", в отношении такой проектной документации и результатов инженерных изысканий проводится государственная экспертиза (абз. 2 п.1 ст. 45 Закона N 73-ФЗ, абз. 3, п.3.4 ст. 49 ГрК), а сами работы выполняются на основании разрешения на строительство (абз. 2 п. 4 ст. 45 Закона N73-ФЗ, п. 5.1 ст. 51 ГрК) при осуществлении государственного строительного надзора (ст. 54 ГрК).
Таким образом, Акт определения влияния предполагаемых к проведению видов работ на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия не определяет характер ремонтных работ (капитальный или текущий), проводимых на памятнике, а выявляет работы, которые по своей сути относятся к реконструкции объекта капитального строительства, требующие особого порядка выполнения и приемки.
В целях недопущения правовой неопределенности в описании объекта закупки и недопущения неоднозначного трактования участниками закупки предмета закупки, Заказчик внес изменения конкурсную документацию, скорректировав цели выполнения работ (пункт 1.1.2 Технического задания)."
Учитывая вышеизложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу, что действия Заказчика в указанной части не нарушают ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, а довод жалобы признается необоснованной.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Галактионова О.С. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 апреля 2023 г. N 44-1393/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2023