Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУ "Центр информационного обеспечения градостроительной деятельности" (далее - Заказчик);
ООО "МАПО" (далее - Участник, Исполнитель),
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 10085-ЭП/23 от 24.04.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по повышению квалификации по программе: "Управление государственными и муниципальными закупками" для работников контрактной службы Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Центр информационного обеспечения градостроительной деятельности" для обеспечения нужд Санкт-Петербурга (извещение N 0372200201023000001),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 17.01.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по повышению квалификации по программе: "Управление государственными и муниципальными закупками" для работников контрактной службы Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Центр информационного обеспечения градостроительной деятельности" для обеспечения нужд Санкт-Петербурга (извещение N 0372200201023000001) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 115 560,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.01.2023 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "МАПО".
По результатам закупки Заказчиком с Участником заключен государственный контракт N 03722002010230000010001 от 06.02.2023 на сумму 36 309,20 рублей (далее - Контракт), по условиям которого Участник обязался оказывать услуги по повышению квалификации по программе: "Управление государственными и муниципальными закупками" для работников контрактной службы Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Центр информационного обеспечения градостроительной деятельности" для обеспечения нужд Санкт-Петербурга (далее - Услуги).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.7 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 12.04.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила следующее:
В соответствии с п. 1.1 Контракта Исполнитель обязуется в порядке и на условиях Контракта оказать Услуги в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту), а Заказчик обязуется оплатить их.
Подпунктом 4.2.2.9 подраздела 4.2. Описания объекта закупки (Приложение N1 к Контракту) определено, что обучение проводится в рабочие дни с отрывом от основной работы по очной форме не менее 120 академических часов и должно включать в себя: аудиторные лекции, деловые игры, практические занятия на компьютерах на электронных площадках, учебное моделирование и решение практических задач в сфере закупок.
Пунктом 4.1 Контракта установлено, что местом оказания Услуг являются помещения Исполнителя, расположенные на территории Санкт-Петербурга.
Заказчиком подпунктом 4.2.2.6. подраздела 4.2. Описания объекта закупки (Приложение N1 к Контракту) Контракта предусмотрено, что Исполнитель должен располагать необходимыми средствами информационного, материально-технического и учебно-методического обеспечения учебного процесса.
Из представленного Исполнителем календарного графика учебного процесса по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации "Управление государственными и муниципальными закупками" (далее - График) исх. от 09.03.2023 N 34/2023 (вх. от 09.03.2023 N 3-25-152/23) следует, что обучение в соответствии с Контрактом будет осуществляться Исполнителем с 10.04.2023 по 28.04.2023. Проведение обучения в аудитории Исполнителя по адресу: Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., д. 15, этаж 1, оф. 111 предусмотрено:
10.04.2023 (с 10.00 до 11.30, с 11.30 до 13.00);
13.04.2023 (с 10.00 до 11.30, с 11.30 до 13.00);
24.04.2023 (с 10.00 до 11.30, с 11.30 до 13.00).
В остальное время согласно Графику обучение осуществляется путем работы в системе дистанционного обучения "Виртуальный кампус" с возможностью взаимодействия с преподавателем посредством онлайн-чата.
Информация о месте проведения обучения в дни использования вышеуказанной системы дистанционного обучения в Графике отсутствовала.
В целях уточнения места проведения обучения в дни работы в системе дистанционного обучения "Виртуальный кампус" Заказчиком было направлено письмо в Адрес Исполнителя о необходимости уточнения места оказания Услуг в соответствии с пунктом 4.1 Контракта исх. от 22.03.2023 N 3-23-3-3011/23, в ответ на которое Исполнитель сообщил, что аудиторная нагрузка реализуется в аудитории по указанному раннее адресу. Внеаудиторная нагрузка посещение аудитории не предполагает исх. от 06.04.2023 N 62/2023 (вх. от 06.04.2023 N 3-25-212/23).
Работники Заказчика, направленные на обучение, в соответствии с Графиком явились в место оказание Услуг 10.04.2023. По окончании обучения 10.04.2023 с 10.00 до 11.30, с 11.30 до 13.00 преподаватель покинул аудиторию, иных представителей Исполнителя в месте оказания Услуг не присутствовало.
Обучение, предусмотренное Графиком 10.04.2023 с 14:00 до 15:30, с 15:30 до 17:00, посредством работы в системе дистанционного обучения "Виртуальный кампус" не проводилось.
Место оказание Услуг, предложенное Исполнителем, не оборудовано средствами информационного, материально-технического обеспечения учебного процесса, что подтверждается произведенной фотофиксацией.
Действующая Комиссия по результатам приемки товаров (работ, услуг) по контрактам (договорам) Заказчика зафиксировала неисполнение условий Контракта в акте о ненадлежащем оказании Услуг по Контракту от 10.04.2023.
Учитывая изложенное, Исполнителем не обеспечен учебный процесс в соответствии с требованиями пункта 4.1 и подпункта 4.2.2.6 подраздела 4.2. Описания объекта закупки (Приложение N1 к Контракту) Контракта.
На основании изложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 12.04.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 24.04.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
В рамках исполнения контракта ООО "МАПО" 01.02.2023, то есть еще до даты подписания Контракта Заказчиком направил в адрес последнего календарные учебные графики, согласно которым первая группа обучающихся должна пройти обучение в период с 27.02.2023 по 20.03.2023 по рабочим дням с 10:00 по 17:00. При этом аудиторные занятия при непосредственном взаимодействии обучающихся с преподавателем были запланированы на 13.03.2023, с 10:00 до 13:00, и 14.03.2023 с 10:00 до 13:00.
22.02.2023 в 16:37 Заказчик направил в адрес Исполнителя письмо N 3-23-3-210/23, в котором сообщил, что Заказчиком при разработке технического задания "выбрана очная форма обучения, не предполагающая дистанционных образовательных технологий" в связи с чем, по мнению Заказчика, предлагаемое Исполнителем обучение с применением дистанционных образовательных технологий противоречит условиям Контракта.
В этот же день представитель ООО "МАПО" Ильин Эдвард Альбертович по электронной почте сообщил представителю Заказчика, что "Контрактом не предусмотрено каких-либо ограничений в части объема аудиторных/внеаудиторных занятий, либо применения/не применения дистанционных образовательных технологий" в связи с чем запрет на применение дистанционных образовательных технологий на этапе исполнения Контракта со стороны Заказчика необоснован.
Ответа от Заказчика не последовало, лица, направленные Заказчиком, к обучению не приступили.
01.03.2023 в адрес Заказчика было направлено письмо N 33/2023 с обоснованием легитимности применения Исполнителем дистанционных образовательных технологий. В письме были приведены ссылки на конкретные нормативно-правовые акты, письма Минобрнауки России, согласно которым применение дистанционных образовательных технологий при реализации образовательной программы в очной форме допустимо.
В этом же письме Исполнитель попросил Заказчика указать, на какие нормативноправовые акты он ссылается, когда утверждает, что применение дистанционных образовательных технологий при реализации образовательной программы в очной форме не допускается.
Также еще до участия в закупке Исполнитель обращался в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (исх. от 19.07.2022 N 92/2022) с запросом о возможности применения дистанционных образовательных технологий при реализации образовательной программы в очной форме и необходимости согласовывать применение таких технологий с заказчиком по договору об оказании платных образовательных услуг.
17.08.2022 на письмо был получен ответ N МН-5/11247, в котором Министерство науки и высшего образования Российской Федерации разъяснило, что применение тех или иных образовательных технологий относится к компетенции образовательной организации и согласование их применения с заказчиками действующим законодательством не предусмотрено.
Запрос в министерство и его ответ также направлялись Заказчику по электронной почте 22.02.2023.
Таким образом, Исполнитель убежден, что реализация заявленной в Контракте программы повышения квалификации в очной форме с применением дистанционных образовательных технологий прямо разрешена действующим законодательством и не противоречит положениям Контракта.
01.03.2023 Заказчик направил ответ (исх. N3-23-3/228/23 от 01.03.2023) на письмо Исполнителя, в котором проигнорировал просьбу ООО "МАПО" предоставить ссылки на нормативно-правовые акты, запрещающие применять дистанционные образовательные технологии.
Вместе с тем, продолжая настаивать на своей правоте, в качестве обоснования своей позиции Заказчик привел ссылку на "ГОСТ Р ИСО 37120-2020 Устойчивое развитие сообщества. Показатели городских услуг и качества жизни", утвержденный и введенный в действие Приказом Росстандарта от 25.08.2020 N523-ст (далее - ГОСТ), а также указал, что в соответствии с Постановлением N51-20 Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ "О согласованном словаре терминов в области образования" дистанционное обучение является формой получения образовательных услуг без посещения учебных заведений" (далее - Словарь).
На основании указанных аргументов Заказчик продолжал настаивать, что Контрактом исключается применение дистанционных образовательных технологий и предлагал приступить к оказанию Услуг в срок не позднее 06.03.2023.
09.03.2023 ООО "МАПО" направил в адрес Заказчика комментарии (исх. N 34/2023), где указал, что Заказчиком проигнорирована просьба Исполнителя сослаться на действующие нормативно-правовые акты, письма уполномоченных органов власти, на основании которых Исполнителю запрещается применение дистанционных образовательных технологий.
Исполнителем еще раз был сделан акцент на позиции Минобрнауки России, изложенной в Письме N05-ОГ-МОН-1834 от 16.02.2017, согласно которой образовательная организация "может использовать дистанционные образовательные технологии как средство организации учебного процесса реализуемых в любой, в частности, очной форме обучения", образовательных программ.
Также Заказчику было дано разъяснение, что ссылка на ГОСТ несостоятельна, поскольку сам по себе ГОСТ в принципе не носит характер нормативно-правового акта и не обязателен к применению; во-вторых, никакого отношения к регулированию образовательных отношений не имеет.
Кроме того, указанный ГОСТ хоть и введен в действие в 2021 году, но пункт, на который Заказчик в нем ссылается, во-первых, вообще никак не затрагивает вопрос применения дистанционных образовательных технологий, а во-вторых, заимствован из зарубежного отчета UNESCO за 2011 год, что прямо указано под самим пунктом (3.5).
Представитель Исполнителя акцентирует внимание, что Закон введен в действие только в конце 2012 года, а Порядок применения ДОТ утвержден вообще в 2017 году.
При этом по тексту ГОСТ указано, что "при очной форме обучения академическая нагрузка составляет не менее 75% от общей академической нагрузки", что уже противоречит позиции Заказчика, согласно которой все 100% занятий должны реализовывать в аудитории. Кроме того, в российском законодательстве отсутствуют термины "академическая нагрузка" и "полная ежегодная академическая нагрузка", использованная в отчете UNESCO в 2011 году.
Также Исполнителем были даны комментарии по поводу Словаря. При этом стоит отметить, что Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ не является органом исполнительной власти, уполномоченной разъяснять или конкретизировать действующее законодательство в области образования.
Вместе с тем, учитывая тот факт, что работники Заказчика так и не приступили к обучению, ООО "МАПО" направил в адрес Заказчика новый календарный учебный график с переносом периода обучения на период с 10.04.2023 по 28.04.2023, в котором конкретизировал место оказания услуг, а также тот факт, что все занятия пройдут во взаимодействии с преподавателем (непосредственным в аудитории и опосредованным (на расстоянии) во время реализации части образовательной программы с применением дистанционных образовательных технологий).
22.03.2023 Заказчик направил новое письмо в адрес Исполнителя (исх. N3-23-3-301/23), в котором, наконец, согласился с позицией ООО "МАПО" о возможности применения дистанционных образовательных технологий и направил просьбу указать место оказания услуг в дни использования системы дистанционного обучения.
06.04.2023 Заказчику был направлен ответ (исх. N62/2023), в котором разъяснялось, что в соответствии с частью 4 статьи 13 Закона образовательная программа предусматривает разные виды учебной деятельности обучающегося, в том числе аудиторную учебную нагрузку и внеаудиторную нагрузку. Аудиторная нагрузка реализуется в аудитории, внеаудиторная нагрузка посещения аудитории в принципе не предполагает. При этом место оказания услуг не меняется.
10.04.2023 обучающиеся приступили к обучению, однако посетили лишь запланированное календарным учебным графиком аудиторное занятие, при этом не стали проходить регистрацию в системе дистанционного обучения "Виртуальный кампус" (далее - СДО), соответственно, к изучению электронного курса не приступали. После завершения аудиторного занятия обучающиеся покинули аудиторию. К диспетчеру-администратору за получением технических средств обучения обучающиеся не обращались.
12.04.2023 Заказчик разместил в единой информационной системе в сфере закупок акт о ненадлежащем оказании услуг по контракту от 10.04.2023 (далее - акт от 10.04.2023) и решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 12.04.2023.
В акте от 10.04.2023 комиссия Заказчика установила, что
место оказания услуг, предложенное ООО "МАПО", не оборудовано средствами информационного, материально-технического обеспечения учебного процесса;
представителей ООО "МАПО", кроме преподавателя, в месте оказания услуг не присутствовало;
обучение, предусмотренное календарным учебным графиком в системе дистанционного обучения, не проводилось, поскольку отсутствовали технические средства обучения.
В решении Заказчик привел аналогичные аргументы.
С таким решением Заказчика ООО "МАПО" не согласилось и направило 12.04.2023 письмо (исх. N67/2023) с возражениями.
Так, ООО "МАПО" отметило, что необходимое и достаточное материально-техническое обеспечение в аудитории имелось, в том числе столы и стулья для обучающихся, что подтверждается самим Заказчиком в акте от 10.04.2023. Иного материально-технического обеспечения для проведения лекционного аудиторного занятия не требовалось.
При этом помимо столов и стульев в аудитории функционировал беспроводной доступ к сети Интернет по технологии wi-fi, имелся разъем для подключения ноутбука преподавателя, проектор и демонстрационный экран.
Также всем обучающимся был заблаговременно предоставлен доступ к информационным ресурсам Исполнителя - СДО.
Исполнитель в письме Заказчику также напомнил, что уведомлял Заказчика (исх. N 62/2023 от 06.04.2023) о том, что при работе в СДО обучающимся нет необходимости находиться в учебной аудитории, поскольку подключиться к СДО можно из любого места и с любого устройства, где есть доступ к сети Интернет.
Данный подход имеет широкое распространение во всем мире и призван обеспечить удобство обучающимся при выборе им места, времени и способа получения учебной информации без потери качества. Использование личных устройств обучающимися удобно тем, что обучающимся не нужно тратить время на изучение интерфейса, функций предоставленных устройств, а можно сконцентрироваться на получении знаний, умений, навыков по изучаемой образовательной программе.
Вместе с тем аудитория была доступна обучающимся и они могли продолжить учебный процесс в ней, при необходимости. Также при отказе от использования личной техники (смартфонов) для подключения к СДО смартфоны можно было получить у диспетчера-администратора, который на протяжении всего учебного процесса находится в доступе на своем рабочем месте (администрирует несколько учебных классов), а его контакты указаны на информационном стенде.
Присутствие каких-либо представителей Исполнителя в месте оказания услуг не предусмотрено Контрактом, хотя как отмечалось выше, дежурный диспетчер-администратор находится в помещении, в своем рабочем кабинете.
ООО "МАПО" отметило, что замечания Заказчика не являются обоснованными и направлены на саботирование получения обучающимися образовательных услуг.
Вместе с тем, учитывая, что позиция Заказчика не позволяет Исполнителю качественно организовывать учебный процесс и обучающиеся не получают тот объем знаний, который предусмотрен программой, Исполнитель:
направил Заказчику новый календарный учебный график, предусматривающий проведение всего объема образовательной программы в аудитории (часть программы реализуется при непосредственном взаимодействии с преподавателем, часть - при опосредованном, часть - в виде самостоятельной работы обучающихся).
для работы обучающихся в СДО самостоятельно (не по запросу) выдал им технические средства (смартфоны), а также обеспечил доступом к сети Интернет (в аудитории) (в соответствии с требованиями статьи 16 Закона).
обеспечил обучающихся листами бумаги и карандашами для подготовки письменной работы (реферата).
обеспечит обучающихся персональными компьютерами для выполнения практических заданий на персональных компьютерах (на время выполнения таких практических заданий).
ООО "МАПО" вновь гарантировало оказание услуг, предусмотренных контрактом, в срок и надлежащего качества.
13.04.2023 учебный процесс был возобновлен - обучающиеся вновь приступили к учебным занятиям.
13.04.2023, 14.04.2023, 17.04.2023, 18.04.2023 обучающиеся посещали занятия, предусмотренные календарным учебным графиком, выполняли задания в СДО.
Однако 18.04.2023 в 11:30 покинули учебную аудиторию и больше к освоению образовательной программы не приступали, что было отражено в актах неявки и мониторинга работы обучающихся в СДО.
19.04.2023 Исполнитель направил в адрес Заказчика письмо (исх. N 75/2023) о необходимости соблюдения обучающимися обязанности по добросовестному освоению образовательной программы, выполнению индивидуального учебного плана, в том числе посещению предусмотренных учебным планом или индивидуальным учебным планом учебных занятий, осуществлению самостоятельной подготовки к занятиям, выполнению заданий, данных педагогическими работниками в рамках образовательной программы (требование установлено пунктом 2 части 1 статьи 43 Закона).
Исполнитель также попросил обеспечить явку лиц, направленных на обучение, на учебные занятия в соответствии с календарным графиком учебного процесса. Тем не менее ни 19.04.2023, ни 20.04.2023, ни в последующие дни обучающиеся на занятия не явились, к запланированному вебинару не подключились, на практическое занятие по работе на электронных площадках с использованием персональных компьютеров не пришли, к выполнению заданий в СДО не приступали. 19.04.2023 Заказчик направил в адрес ООО "МАПО" письмо (исх. N3-23-3-436/23), а также акты о ненадлежащем оказании услуг от 11.04.2023, 12.04.2023, 13.04.2023, 14.04.2023, 17.04.2023, 18.04.2023 (далее - акты).
В этот же день Исполнитель, будучи не согласным с доводами Заказчика, а также выводами, содержащимися в актах, направил Заказчику развернутые комментариями с мотивированным возражением (исх. от 19.04.2023 N 77/2023).
Таким образом, Исполнитель считает доводы Заказчика не обоснованными и не выдерживающими никакой критики.
В письме от 19.04.2023 N3-23-3-436/23 Заказчик вновь возвращается к поиску определения очной формы обучения в каких бы то ни было источниках и вновь ссылается на Словарь. Комментарии по этому вопросу уже давались Заказчику неоднократно, в том числе в письме от 09.03.2023 исх. N 34/2023.
Для подтверждения легитимности использования дистанционных образовательных технологий в адрес Заказчика были направлены приложения к дипломам преподавателя, осуществляющего взаимодействие с обучающимися в СДО Суркова Александра Алексеевича. Из информации, содержащихся в приложениях к дипломам, выданных государственным вузом Российской Федерации видно, что даже по программам высшего образования, реализуемых в очной форме доля аудиторных занятий с преподавателем составляет от 11 до 45%.
Довод Заказчика о том, что работа на смартфоне снижает эффективность освоения учебно-методических материалов не обоснован и не может быть принят во внимание, поскольку использование смартфонов обеспечивает необходимые обучающимся возможности использования функционала СДО в полном объеме, без снижения качества, а в контракте отсутствуют требования к техническим средствам обучения, предоставляемым Исполнителем в пользование обучающимся.
Обучающиеся осваивали учебно-методические материалы в соответствии с календарным учебным графиком.
Кроме того, обучающиеся могут использовать личные технические средства в случае наличия у них такой возможности.
Таким образом, новые основания, по которым Заказчик сделал вывод о недобросовестном исполнении контракта Исполнителем, а именно:
1. необеспеченность учебной аудитории материально-техническими и информационными средствами;
2. невозможность взаимодействия обучающихся с преподавателем во время работы в СДО;
3. несоответствие учебных материалов требованиям контракта, - опровергаются фактическими обстоятельствами, в связи с чем Исполнитель считает решение Заказчика незаконным и подлежащим отмене.
Отдельно исполнитель отмечает, что причины, по котором Заказчик принял решение хоть и не были приняты Исполнителем, но были им устранены еще 12.04.2023, о чем свидетельствует тот факт, что обучающиеся продолжили учебный процесс с 13.04.2023 по 18.04.2023.
28.04.2023 завершился учебный процесс в соответствии с календарным учебным графиком. Обучающимся были выданы справки о периоде обучения, документы, предусмотренные контрактом, направлены в адрес Заказчика заказным письмом с описью вложения.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "МАПО" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку ООО "МАПО" совершало все необходимые действия, направленные на исполнение Контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны Участника предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение сведений в отношении ООО "МАПО" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "МАПО" (ИНН: 9701176707) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 мая 2023 г. N РНП-78-549/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.05.2023