Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "НМИЦ им. В.А. Алмазова" Минздрава России (далее - Заказчик):;
ООО "ПКФ "ФАРМРЕСУРС" (далее - Участник, Поставщик):,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 10086-ЭП/23 от 24.04.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку хирургических инструментов для оснащения отделения сердечно-сосудистой хирургии (извещение N 0372100049622002753),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 21.12.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку хирургических инструментов для оснащения отделения сердечно-сосудистой хирургии (извещение N 0372100049622002753) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 975 121,42 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.01.2023 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ПКФ "ФАРМРЕСУРС".
По результатам закупки Заказчиком с Участником заключен государственный контракт N 03721000496220027530001 от 23.01.2023 на сумму 783 944,15 рублей (далее - Контракт), по условиям которого Участник обязался осуществить поставку хирургических инструментов для оснащения отделения сердечно-сосудистой хирургии (далее - Товар).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 03.04.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила следующее:
Согласно пункту 5.2 Контракта, срок поставки Товара: с даты заключения Контракта по 10.05.2023. Товар поставляется партиями по заявкам Заказчика в течение 10-ти дней с момента поступления заявки.
31.01.2023 Заказчиком направлена заявка на поставку Товара N 1. По состоянию на 03.04.2023 Товар по заявке Заказчику не поставлен.
На основании изложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 03.04.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 21.04.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
Большинство Товара производится за пределами Российской Федерации - "ЦМ Инструменте ГмбХ" (Германия).
До момента получения заявки ООО ПКФ "Фармресурс" осуществило заказ необходимых для исполнения Контракта инструментов - "ЦМ Инструменте ГмбХ" и ООО "Производственная медицинская компания" (Россия), что подтверждается договором поставки от 07.06.2022 N 8и/22, счетом на оплату N 3 от 13.01.2023, счетом на оплату N4, платежным поручением N 88 от 25.01.2023, платежным поручением N 89 от 25.01.2023, товарной накладной N 34 от 28.03.2023, товарной накладной N 35 от 28.03.2023.
Поскольку по Контракту поставка должна быть единоразовой ООО ПКФ "Фармресурс" дожидалось прибытия всей партии инструментов для исполнения обязательств.
Следует отметить, что как только Поставщик получил заявку N1 от Заказчика он направил в его адрес информационное письмо 31.01.2023, в котором сообщил следующее: "Поставщиком заказ на производство данного инструмента был своевременно размещен у производителя 25.01.2023. Срок производства составляет в среднем около 1,5-2 месяцев. Из-за введенных санкций со стороны Евросоюза в отношении Российской Федерации произошли серьезные изменения в логистической схеме доставки иностранного товара до покупателя на территории нашей страны. Срок поставки от производителя, включая таможенное оформление в среднем сейчас составляет 25-30 дней".
Таким образом, суммарный срок производства и поставки составляет 70-90 дней с момента оплаты Товара.
Вместе с тем 03.04.2023 начальником контрактной службы Заказчика было принято Решение об одностороннем отказе. Следует отметить, что каких-либо претензий о нарушении срока и исполнении обязательств в адрес Поставщика от Заказчика не поступало.
11.04.2023 Поставщик сразу после получения от производителя Товара осуществил его поставку Заказчику, тем самым уложившись в десятидневный срок, предусмотренный ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Поставщик отмечает, что Заказчик проигнорировал данное требование Закона о контрактной системе.
14.04.2023 в ЕИС Заказчик разместил документ, в котором сообщил об отказе в приемке Товара, ссылаясь на отсутствие сертификатов соответствия, паспортов или сертификатов качества продукции, инструкции по эксплуатации "пинцет анатомический 200 мм", наличие дефектов, отсутствие маркировки и товарного знака производителя.
Представитель Поставщика полагает, что указанные недостатки являются устранимыми, и Заказчик, испытывающий нужду в поставке предусмотренных по Контракту Товаров, мог пойти на встречу Поставщику, и предоставить ему время для устранения этих несущественных устранимых недостатков.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ПКФ "ФАРМРЕСУРС" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку ООО "ПКФ "ФАРМРЕСУРС" совершало все необходимые действия, направленные на исполнение Контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны Участника предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение сведений в отношении ООО "ПКФ "ФАРМРЕСУРС" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "ПКФ "ФАРМРЕСУРС" (ИНН: 6670066150) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 мая 2023 г. N РНП-78-550/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.05.2023