Резолютивная часть оглашена
28.04.2023 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение муниципального казенного учреждения городского округа Сызрань "Служба эксплуатации зданий и сооружений" (далее - СЭЗиС г.Сызрань, Заказчик) о включении сведений об ООО "СО Поволжье" (далее - Общество, Подрядчик) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на замену окон на энергосберегающие по адресам: ул.Павлика Морозова, 56; ул.Астраханская, 3А; ул.Звездная, 8 (извещение N 014220000132300014, начальная (максимальная) цена контракта - 439 021, 67 руб.) (далее - Закупка),
в присутствии представителей от Заказчика, ООО "СО Поволжье",
УСТАНОВИЛА:
18.01.2023 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru МКУ г.о. Сызрань "СЭЗиС" размещена закупка в форме электронного аукциона (извещение N 0142200001323000146) на замену окон на энергосберегающие по адресам: ул.Павлика Морозова, 56; ул.Астраханская, 3А; ул.Звездная, 8.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 439 021, 67 руб.
10.02.2023 между СЭЗиС г.Сызрань и ООО "СО Поволжье" по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме (протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по электронному аукциону от 30.01.2023 N0142200001323000146) был заключен муниципальный контракт N 6/146 на замену окон на энергосберегающие по адресам: ул.Павлика Морозова, 56; ул.Астраханская, 3А; ул.Звездная, 8 с ценой 188 122, 84 руб. (далее - Контракт).
В соответствии с пунктами 1.1-1.2 Контракта Подрядчик обязуется выполнить замену окон на энергосберегающие по адресам: ул. Павлика Морозова, 56; ул. Астраханская, 3А; ул. Звездная, 8 в объеме, предусмотренном дефектными ведомостями (Приложения N 1, 1.1, 1.2 к МК), локальными сметными расчётами (Приложения N 2, 2.1, 2.2 к МК), эскизами оконных блоков (Приложение N 3 к МК) и передать результаты работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы на условиях настоящего контракта.
1.2.
Работы по настоящему Контракту должны быть выполнены с даты заключения муниципального контракта до 31.03.2023.
В соответствии с пунктами 3.1.2-3.1.13 Подрядчик обязан своими средствами, в соответствии со строительными нормами и правилами, выполнить все виды работ в срок, предусмотренный пунктом 1.2. настоящего муниципального Контракта. В случае невыполнения Подрядчиком работ в срок, указанный в пункте 1.2. Настоящего Контракта, Подрядчик обязан приостановить любые работы, предусмотренные настоящим Контрактом до согласования с Заказчиком вопроса о возможности и целесообразности их завершения.
На основании пункта 7.2 в случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных настоящим Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, Заказчик направляет Подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
03.04.2023 Заказчиком направлена претензия ООО "СО Поволжье" по электронной почте и через ЕИС с требованием выполнить взятые обязательства до 12.04.2023.
03.04.2023 в ответ на претензию Заказчика ООО "СО Поволжье" через ЕИС и по электронной почте направило информационное письмо из которого следовало, что Исполнитель не может выполнить свои обязательства в связи с невозможностью поставки заявленного в контракте монтажного профиля 80 мм.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.5 Контракта установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, решению суда или в связи с односторонним отказом стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
13.04.2023 Заказчик в связи с неисполнением Обществом обязательств по Контракту принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта сформировано и подписано в ЕИС 13.04.2023, вступило в силу 25.04.2023.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
Из объяснений Подрядчика следует, что все имеющие производители и контрагенты перестали выпускать окна с указанной в пункте 4 ведомости объемов работ шириной профиля 80 мм.
В подтверждение своей позиции Общество представило уведомления ИП Баландина В.В. и ИП Васильева И.В. о том, что поставка профилей свыше 57 мм приостановлена до 01.06.2023 в связи со сложившийся ситуацией на международном рынке.
Общество отмечает, что о данной ситуации уведомляло Заказчика ранее в период исполнения контракта, а также уже после вынесения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В данном случае ни ООО "Специализированная Организация Поволжье", ни какое-либо иное лицо не были в состоянии установить окна с профилем 80 мм ввиду отсутствия такого товара на территории Самарской области. В то же время Общество не отказывалось от исполнения контрактов, а предлагало альтернативные варианты решения возникших обстоятельств.
Общество предложило Заказчику изменить условия контрактов, заменив оконные блоки из ПВХ профилей с шириной монтажного профиля 80 мм на профиль менее 57 мм с соответствующим изменением цены контрактов (уменьшением).
Однако, приведенные пояснения Общества не опровергают факт недобросовестного поведения при исполнении Контракта.
Представленные Обществом доказательства не свидетельствуют о невозможности исполнения контракта на условиях извещения об осуществлении закупки, поскольку рынок пластиковых окон в РФ не ограничивается двумя производителями.
Вместе с тем, частью 7 статьи 95 Закон о контрактной системе определено, что при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.
В рассматриваемом случае Подрядчиком не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
Заказчик в результате действий (бездействий) ООО "СО Поволжье" лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки, а именно замену окон на энергосберегающие по адресам: ул.Павлика Морозова, 56; ул.Астраханская, 3А; ул.Звездная, 8.
Следует отметить, что предметом контракта являлась замена окон на социально-значимых объектах, а именно в школах и детских садах.
Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Подрядчика.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "СО Поволжье" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений Контракта.
В указанном случае Обществом не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "Специализированная Организация Поволжье" (ИНН 6372026634); сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица/ учредителе общества: в реестр недобросовестных поставщиков (приложение)*.
2. Исключить информацию об ООО "Специализированная Организация Поволжье", сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица/учредителе общества из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр либо ранее по основаниям, установленным частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 4 мая 2023 г. N РНП-63-99
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2023