Резолютивная часть оглашена
02.05.2023 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение ГКУ СО "Центр по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям" (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "Конвентмонтаж" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам открытого конкурса в электронной форме на проектирование, строительство и материально-техническое оснащение пожарного депо на четыре машино-выезда и производственно-технического центра противопожарной службы Самарской области в муниципальном районе Волжский" с разделением на 1-й, 2-й, 3-й этапы строительства, для завершения строительства и ввода в эксплуатацию в 2023-2024годах 1 этапа строительства Объекта, приведение проектно-сметной документации на строительно-монтажные работы Объекта Водозабор, в соответствие к проверке достоверности определения сметной стоимости строительства объекта. (извещение N 0142200001322011744, начальная (максимальная) цена контракта - 3 160 714,19 руб.) (далее - Закупка),
в присутствии представителей от Заказчика, Общества, Уполномоченного органа с надлежаще оформленными доверенностями,
УСТАНОВИЛА:
27.06.2022 между ГКУ СО "Центр по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям" и ООО "Конвентмонтаж" по итогам Закупки заключен государственный контракт N 0142200001322011744 (далее - Контракт).
Согласно условиям Контракта срок выполнения работ по корректировке проектно-сметной документации по Объекту ПТЦ и подготовке проектно-сметной документации Объекта Водозабор составляет 90 (Девяносто) дней с момента подписания государственного контракта, сопровождение проектно-сметной документации в Государственном автономном учреждении Самарской области "Государственная экспертиза проектов в строительстве" с получением положительных Заключений о проверке проектно-сметной документации по объекту ПТЦ и достоверности определения сметной стоимости Объекта Водозабор - 60 (Шестьдесят) дней.
Ранее проектно-сметная документация на Объект была разработана по государственному контракту от 09.09.2011 N 162 между ГКУ Самарской области "Центр по делам ГО, ПБ и ЧС" и ОАО "Волгоэнергопромстройпроект". В 2016 году по контракту от 10.10.2016 N111, заклчюенному между ГКУ Самарской области "Центр по делам ГО, ПБ и ЧС" и ОАО "Волгоэнергопромстройпроект" была проведена корректировка проектно-сметной документации по Объекту с разделением на этапы строительства. Получено положительное заключение государственной экспертизы.
На Объекте производились строительно-монтажные работы в период с 2013 г. по 2018 г., затем была проведена консервация Объекта.
В 2022 году для завершения строительства и ввода в эксплуатацию объектов 1 этапа пожарного депо и контрольно-пропускного пункта, по контракту необходимо было внести изменения в разделы проектной документации:
Раздел 1. Общая пояснительная записка (77311-ОО-ОПЗ);
Раздел 2. Схема планировочной организации земельного участка (77311-00- ГП);
Раздел 6. Проект организации строительства (77311-00-ПОС);
Раздел 8. Перечень мероприятий по охране окружающей среды (77311-00- ООС);
Раздел 9. Перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (77311-00- ПБ);
Раздел 12. "Иная документация". Подраздел 4. "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. (77311-13-ГОЧС);
Раздел 11. Смета на строительство объектов капитального строительства.
Необходимо было поменять состав зданий в этапах строительства, оставив в первом этапе строительства основные здания пожарного депо и контрольно-пропускного пункта, с объектами подсобного, обслуживающего назначения, энергетического, транспортного хозяйства, связи, сети водоснабжения, благоустройство.
В процессе работы по контракту от 27.06.2022 N 0142200001322011744 Подрядчик своим письмом от 09.08.2022 N84 для корректировки раздела "Перечень мероприятий по охране окружающей среды" запросил у Заказчика дополнительные данные: расчет санитарно-защитной зоны и инженерноэкологические изыскания. Своими силами эти материалы Подрядчик не стал разрабатывать, хотя согласно пункту 30 Технического задания на проектирование к контракту должен разработать перечень мероприятий по охране окружающей среды с учетом требований российского природоохранного законодательства и нормативных документов Российской Федерации.
Учитывая сжатые сроки выполнения работ и крайнюю необходимость в скорейшем вводе в эксплуатацию данного объекта Заказчик провел работу по заключению дополнительных договоров на разработку исходных данных для подготовки проекта санитарно-защитной зоны и проведение инженерно-экологических изысканий по Объекту.
22.11.2022 г. Заказчик направил Подрядчику технический отчет по результатам инженерно - экологических изысканий для подготовки раздела Перечень мероприятий по охране окружающей среды, и передаче проектно-сметной документации в государственную экспертизу проектов в строительстве.
В дальнейшем неоднократно, начиная с 25.11.2022 Подрядчик от имени Заказчика делал попытки сдачи проектно-сметной документации по объектам в государственное автономное учреждение "Государственная экспертиза проектов в строительстве" (далее - государственная экспертиза) для проведения проверки, однако до настоящего времени положительные заключения государственной экспертизы не получены.
С момента заключения контракта Подрядчиком работа по исполнения контракта велась не на должном уровне, что повлияло на нарушение сроков выполнения работ.
В ходе работ велась активная переписка между Заказчиком и Подрядчиком о необходимости ускорения исполнения контракта (исх. N 1396-4-2, 1580-4-2, 1654-4-2 от 06.10.2022, 10.11.2022, 23.11.2022 соответственно).
31.01.2023 было проведено совещание с участием руководителя департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области с целью принятия действенных мер по завершению работ по корректировке проектов, однако от Подрядчика поступило лишь предложение по увеличению стоимости работ.
10.04.2023 на очередном совместном совещании стороны не пришли к взаимному пониманию.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Учитывая, что Общество обязательства по контракту в определенный Контрактом срок не исполнило, Заказчиком 12.04.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта сформировано и подписано в ЕИС 12.04.2023, вступило в силу 25.04.2023.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из представленных ООО "Конвентмонтаж" пояснений следует, что во исполнение взятых на себя обязательств Подрядчик приступил к выполнению работ с даты заключения Контракта. Исходные данные, необходимые для корректировки проектносметной документации были предоставлены Заказчиком не в полном объёме.
Согласно заданию на проектирование, Заказчик должен был предоставить инженерно - геологические, инженерно-геодезические и инженерно-экологические изыскания, которые являются неотъемлемой частью проекта, проходящего экспертизу и без которых получение положительного заключения невозможно. Предоставленные Заказчиком в адрес Подрядчика вышеуказанные изыскания были датированы 2012 и 2016 годами и были просрочены, так как согласно СП 47.13330-2016, п.5.1.20, п.6.1.7, таб. 6.1.срок их действия составляет 2 года и на их основании разделы проекта ПОС, ПЗУ, ООС, ПБ не могли быть разработаны и приложены к проектной документации, проходящей экспертизу. Без действующих изысканий работа по проектированию завершена быть не могла.
Информация о необходимости предоставления в адрес Подрядчика действующих вышеуказанных инженерных изысканий доводилась в адрес Заказчика в устной и письменной форме не однократно.
09.08.2022 Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо в котором Подрядчик просил предоставить исходные данные для разработки проектной документации раздела "Охрана окружающей среды" - расчёт санитарно-защитной зоны и инженерно-экологические изыскания), для корректировки проектной документации раздела: "Инженерные сети" - актуальную геодезическую съёмку участка.
Расчёт санитарно-защитной зоны, инженерно-экологические изыскания, геодезическая съёмка участка не входят в стоимость Контракта.
Таким образом, во исполнение пункта 5.10. Контракта, части 1 статьи 716 ГК РФ, подрядчик сообщил о необходимости принятия решения относительно выполнения работ по расчёту санитарно-защитной зоны, инженерно-экологическим изысканиям, геодезической съёмке.
28.09.2022 Заказчиком направлено в адрес Подрядчика письмо и предоставлены исходные данные о состоянии потенциальной опасности намечаемого района строительства и для разработки мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включаемые в состав проектной документации.
07.11.2022 Заказчиком предоставлен лист согласования размещения объекта на приаэродромной территории аэродром Самара (Безымянка).
17.11.2022, 21.11.2022 Подрядчик направил Заказчику письмо о выполнении работ в полном объеме, кроме раздела: "Охрана окружающей среды". До настоящего момента исходные данные для разработки раздела: "Охрана окружающей среды" не представлены.
В связи с отсутствием возможности полностью выполнить работы по подготовке Проектной документации по причине непредоставления Заказчиком исходных данных для разработки раздела: "Охрана окружающей среды", Подрядчик просил подписать акт согласования проектной документации в объеме переданной проектной документации.
22.11.2022 года Заказчик направил Подрядчику письмо и технический отчет по результатам инженерно-экологических изысканий, разработанный ООО НПО "Центр экологического аудита", для подготовки раздела "Охрана окружающей среды" по Объекту. 09.12.2022. Заказчиком предоставлено согласование размещения объекта с Федеральным агентством воздушного транспорта (РОСАВИАЦИЯ).
20.12.2022 в ГАУ СО "Государственная экспертиза проектов в строительстве" по заявке N 2022/12/12-00317, Заказчиком была направлена документация: "Проверка достоверности определения сметной стоимости строительства водозабора по объекту: "Проектирование, строительство и материально-техническое оснащение пожарного депо на четыре машино-выезда и производственно-технического центра противопожарной службы Самарской области в муниципальном районе Волжский".
23.12.2022 ГАУ СО "Государственная экспертиза проектов в строительстве" по заявке N2022/12/12-00317 направило Заказчику замечания, которые были Подрядчиком в части, касающейся подрядчика.
Кроме того, в ходе получения заключения было установлено, что для получения положительного заключения государственной экспертизы необходимо скорректировать документацию, а именно оформить два задания на проектирование отдельно на каждый объект, а также указать наименование объектов, соответствующих исходной проектной документации, наименованию в реестре расходных обязательств главных распорядителей средств федерального бюджета.
Без заключения дополнительного соглашения, следствием которого Приложением 1 к Контракту должны были стать два задания на проектирование, Подрядчик был лишен возможности завершить работы по Контракту в части получения положительного заключения государственной экспертизы.
При этом, Общество не отказывалось от исполнения взятых по контракту обязательств.
Учитывая, что Подрядчик выполнил часть работ, предусмотренных контрактом, вел активную переписку с Заказчиком в ходе исполнения контракта, у Комиссии Самарского УФАС России имеются неустранимые сомнения о наличии в действиях Общества признаков недобросовестного поведения при исполнении контракта, которые толкуются в пользу участника закупки.
Ранее обращений о включении ООО "Конвентмонтаж" в реестр недобросовестных поставщиков в антимонопольный орган не поступало.
Кроме того, в единой информационной системе в реестре контрактов содержится сведения о добросовестном осуществлении ООО "Конвентмонтаж" предпринимательской деятельности, что подтверждается наличием заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе контрактов, размещенных на официальном сайте zakupki.gov.ru.
Из части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Основанием для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем электронного аукциона и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке заказчика о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
В рассматриваемом случае Комиссия Самарского УФАС России не имеет достаточных оснований для включения информации об ООО "Конвентмонтаж" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "Конвентмонтаж" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 4 мая 2023 г. N РНП-63-101
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2023