Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
председатель комиссии:
без участия представителей Управления жилищно-коммунального хозяйства и градостроительства администрации Омсукчанского муниципального округа (далее - Заказчик), индивидуального предпринимателя <_> (далее - Заявитель), извещенных надлежащим образом, рассмотрела жалобу Заявителя на положения извещения Управления жилищно-коммунального хозяйства и градостроительства администрации Омсукчанского муниципального округа при проведении электронного аукциона "Модернизация наружной сети тепло-водоснабжения - водовод (в рамках капитального ремонта) от павильона N 8 до ТК-361 б (Нижний водозабор) 225 м п. Омсукчан" (реестровый номер извещения N 0847300001023000013).
Жалоба подана в установленный пунктом 1 части 2 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) срок. На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
В жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки, в соответствии с положениями законодательства о контрактной системе.
Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщика (подрядчиков, исполнителей), для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Административный регламент), Комиссия Магаданского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
1. 12.04.2023 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной сиcтемы (далее - ЕИС) zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона "Модернизация наружной сети тепло-водоснабжения - водовод (в рамках капитального ремонта) от павильона N 8 до ТК-361 б (Нижний водозабор) 225 м п. Омсукчан" (реестровый номер извещения 0847300001023000013).
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 14 884 326,00 рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания срока подачи заявок - 20.04.2023 09:30; дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 20.04.2023; дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 24.04.2023.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.04.2023 N ИЭА1 на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки участников, в связи с чем на основании пункта 3 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе аукцион признан несостоявшимся.
2. Согласно доводу жалобы, Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона не установлены дополнительные требования к участникам закупки, в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно части 2 статьи 31 Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Постановлением N 2571 установлены дополнительные требования к участникам отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд согласно Приложению (далее - Приложение к Постановлению N 2571).
Пунктом 11 Приложения к Постановлению N 2571 установлено следующее:
"Работы по капитальному ремонту линейного объекта, за исключением работ, предусмотренных позицией 18 настоящего приложения, работ по капитальному ремонту автомобильной дороги:
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта, за исключением автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги;
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)".
Пунктом 10.1 части 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что линейными объектами являются - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Пунктом 3 Постановления N 2571 установлено, что положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиция приложения к настоящему постановлению (далее - приложение) применяется с учетом положений настоящего пункта в случае, если объект закупки включает один или несколько закупаемых товаров, работ, услуг, указанных в приложении в соответствующей позиции графы "Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, наименование товаров, работ, услуг, являющихся объектом отдельных видов закупок", позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Предметом рассматриваемой закупки является модернизация наружной сети тепло-водоснабжения - водовод (в рамках капитального ремонта).
НМЦК - 14 884 326,00 рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
На основании части 5 статьи 31 при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки. Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Таким образом, Заказчик при формировании извещения о проведении электронного аукциона должен был установить требования в соответствии с требованиями Постановления N 2571.
Комиссией Магаданского УФАС России установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона, приложении к извещению N 4 "Требования к заявке, инструкция по ее заполнению" дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, пунктом 11 Приложения к Постановлению N 2571 не установлены.
На основании изложенного, Комиссия Магаданского УФАС России признала довод жалобы обоснованным.
В действиях Заказчика установлено нарушение пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, частей 4, 5 статьи 31 Закона о контрактной системе. Указанные нарушения образуют признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
3. В ходе проведения внеплановой проверки рассматриваемой закупки, Комиссией Магаданского УФАС России установлено следующее.
Извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования) (пункт 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе).
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей (часть 2.1 статьи 52 ГрК РФ).
Как установлено ранее, объектом закупки является модернизация наружной сети тепло-водоснабжения - водовод (в рамках капитального ремонта). НМЦК закупки составляет 14 884 326,00 рублей.
Согласно части 5 статьи 31 при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки. Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Таким образом, Заказчик в извещении о проведении электронного аукциона должен установить требование к участникам рассматриваемой закупки о членстве в саморегулируемой организации, в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, действующего законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем, Комиссия установила, что указанное требование в извещении Заказчиком не установлено, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 31, части 5 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе. Выявленные нарушения образуют признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 3.35 Административного регламента Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В связи с тем, что на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признано несостоявшимся, Комиссией принято решение предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктами 3.35-3.40 Административного регламента, Комиссия Магаданского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя <_> на положения извещения Заказчика - Управления жилищно-коммунального хозяйства и градостроительства администрации Омсукчанского муниципального округа, при проведении электронного аукциона "Модернизация наружной сети тепло-водоснабжения - водовод (в рамках капитального ремонта) от павильона N 8 до ТК-361 б (Нижний водозабор) 225 м п. Омсукчан" (реестровый номер извещения N 0847300001023000013) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, частей 4, 5 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать, в связи с тем, что электронный аукцион признан несостоявшимся.
4. Передать материалы дела должностному лицу управления для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 26 апреля 2023 г. N 049/06/42-75/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.05.2023