27 апреля 2023 г. |
г. Омск |
В соответствии с приказом Омского УФАС России от 19.04.2023 N 115/23 на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576, на основании получения сообщения осуществляющего общественный контроль объединения юридических лиц о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия, Комиссия Омского УФАС России) в составе:
<_> - начальника отдела контроля закупок, заместитель председателя Комиссии;
<_> - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
<_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при проведении внеплановой проверки (без заседания комиссии) соблюдения бюджетным учреждением здравоохранения Омской области "Саргатская центральная районная больница" (далее - заказчик, БУЗОО "Саргатская ЦРБ") требований Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Оказание услуг по программному сопровождению (технической поддержке) Медицинской информационной системы "Медея" и средства автоматизации учета "Прививки" (Реестровый номер 2022.040818)" (извещение N 0352300231422000057) (далее - закупка, аукцион, электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
1. 31.05.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение N 0352300231422000057 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 124200 руб.
08.06.2022 размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), согласно которому единственно поданная заявка с идентификационным номером 112027042 (ООО "АРЕНСА") на участие в электронном аукционе признана соответствующей требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в ЕИС, на момент проведения проверки между БУЗОО "Саргатская ЦРБ" и ООО "АРЕНСА" заключен контракт N 2022.040818 от 28.06.2022 (реестровый номер записи 553200331522000090).
2. В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
27.03.2023 в Омское УФАС России поступило (вх. N 2752-ЭП/23) обращение АСО "Общественный контроль" (далее соответственно обращение, заявитель).
По мнению заявителя, заказчик обязан был установить в извещение об осуществлении закупки предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства от 16.11.2015 N 1236) запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, или приложить обоснование невозможности его применения.
20.04.2023 Омским УФАС России в целях всесторонней и объективной проверки, формирования выводов о наличии или отсутствия в действиях заказчика нарушений Федерального закона о контрактной системе был направлен (исх. N ТШ/2560/23) запрос о предоставлении письменных пояснений по доводу, указанному в обращении.
На указанный запрос БУЗОО "Саргатская ЦРБ" были представлены (вх. N 3784-ЭП/23 от 24.04.2023) пояснения, содержание которых сводится к признанию факта нарушения, указанного в обращении.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 утвержден порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 предусмотрено, что запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд устанавливается, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно пункту 2 (1) Постановления N 1236 для целей применения пункта 2 данного постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Согласно извещению об осуществлении закупки объектом закупки является оказание услуг по программному сопровождению (технической поддержке) Медицинской информационной системы "Медея" и средства автоматизации учета "Прививки".
Материалами проверки установлено, что сведения о Медицинской информационной системе "Медея" включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных https://reestr.digital.gov.ru (реестровая запись от 20.02.2021 N 9215).
В электронном документе "Описание объекта закупки" (Техническое задание), являющийся приложением к извещению об осуществлении закупки), определены наименование и характеристики оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 столбца "Характеристика оказываемых услуг" Технического задания, помимо прочего, по контракту осуществляется "предоставление во временное пользование программного обеспечения (далее ПО), на условиях передачи неисключительных прав на использование программного обеспечения".
По мнению Комиссии, услуги, выступающие объектом рассматриваемой закупки, связаны с сопровождением и технической поддержкой программного обеспечения и включают в себя предоставление прав на такое программное обеспечение вследствие выполнения обязательств, предусмотренных заключаемым по результатам закупки контрактом.
Вместе с тем Комиссией установлено, что заказчиком в извещении об осуществлении закупки не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств. При этом одновременно обоснование невозможности соблюдения такого запрета на официальном сайте ЕИС не размещено.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия БУЗОО "Саргатская ЦРБ" нарушают часть 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236.
Дополнительно Комиссия отмечает, что Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 не содержит каких-либо исключений для случаев закупки конкретного российского программного обеспечения, включенного в реестр отечественного программного обеспечения.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Саргатская центральная районная больница" нарушение частей 1 и 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236.
2. Предписание бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Саргатская центральная районная больница" об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать в связи с заключением контракта N 2022.040818 от 28.06.2022 (реестровый номер записи 553200331522000090).
3. По фактам выявленного нарушения законодательства о контрактной системе передать материалы проверки должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
<_> |
Члены Комиссии |
<_> <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 27 апреля 2023 г. N 055/10/99-486/2023 (ключевые темы: иностранные государства - товар. работа. услуга. - контрактная система в сфере закупок - государственные и муниципальные нужды - электронный аукцион)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2023