Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего Комиссии Управления:
Д.А. Аносова - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок;
Членов Комиссии Управления:
А.А. Луневича- специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок,
А.А. Белолипецкой - специалиста 1 разряда отдела проверок государственных закупок,
в присутствии уполномоченного представителя ГБОУ "Школа N 1494", а также в присутствии уполномоченного представителя ИП Миновская Т.Л.,
рассмотрев обращение ГБОУ "Школа N 1494" о включении сведений в отношении ИП Миновская Т.Л. в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ГБОУ "Школа N 1494" (далее - Заказчик) о включении сведений в отношении ИП Миновская Т.Л. (далее - Исполнитель, Общество, Поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением государственных контрактов, заключенных между ГБОУ "Школа N1494" (далее - Заказчик) и ИП Миновская Т.Л. (далее - Подрядчик) по результатам закупок у единственного поставщика на поставку дошкольной мебели (стулья в актовый зал и в групповые комнаты) для нужд ГБОУ Школа N1494 (Контракт N 171/22 МИН от 14.12.2022), поставку дошкольной мебели (стулья в среднюю группу) для нужд ГБОУ Школа N1494 (Контракт N 170/22 МИН от 14.12.2022), поставку дошкольной мебели (стулья для младшей группы) для нужд ГБОУ Школа N1494 (Контракт N 169/22 МИН от 14.12.2022).
14.12.2022 между Заказчиком и ИП Миновская Т.Л. заключены государственные контракты на поставку дошкольной мебели (стулья в актовый зал и в групповые комнаты) для нужд ГБОУ Школа N1494 (Контракт N 171/22 МИН от 14.12.2022), поставку дошкольной мебели (стулья в среднюю группу) для нужд ГБОУ Школа N1494 (Контракт N 170/22 МИН от 14.12.2022), поставку дошкольной мебели (стулья для младшей группы) для нужд ГБОУ Школа N1494 (Контракт N 169/22 МИН от 14.12.2022) (далее - Контракты).
В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 28.02.2023 Заказчиком приняты решения об одностороннем отказе от исполнения контрактов в связи с неисполнением ИП Миновская Т.Л. существенных условий Контрактов (далее - Решение).
Согласно ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 ст.95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 Закона о контрактной системе особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 Закона о контрактной системе, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Решения направлены в адрес Исполнителя заказным письмом посредством Почты России 01.03.2023.
Согласно сведениям с официального сайта АО "Почта России" решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта Обществом получены 04.04.2023.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата получения Обществом решений Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
На основании части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решения Заказчика вступили в законную силу и Контракты считается расторгнутыми в соответствии с требованиями части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 3.1. Контрактов Поставка Товара осуществляется на условиях и в сроки, установленные настоящим Контрактом и Техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта (Приложение N 1 к настоящему Контракту): в течение 30 (тридцать) календарных дней с даты заключения Контракта.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Поставщиком осуществлена доставка на адрес: ул. Академика Комарова, д. 3, корп. 1 стулья детские нерегулируемые N 3 100 шт.
06.03.2023 составлен Акт с фотофиксацией и мотивированный отказ от принятия результатов поставки товаров.
04.04.2023 Поставщик отправил заказчику письмо о допуске для согласования цветов 05.04.2023
05.04.2023 Поставщик осуществил доставку образцов стульев разных цветов на согласование. Представленные образцы стульев были ненадлежащего качества, а именно: наличие трещин, мшистость, неоднородный окрас и т.д.
12.04.2023 Поставщик направил Заказчику письмо о готовности поставки стульев 13.04.2023 по контрактам 170/22 МИН, 171/22 МИН.
13.04.2023 Поставщиком по адресу: ул. Малая Ботаническая, д. 14А, корп. 1., в соответствии с контрактом N170/22 МИН от 14.12.2022 была доставлена партия детских стульев в количестве 320 шт., и в соответствии с контрактом N 171/22 МИН от 14.12.2022 была доставлена партия 220 детских стульев.
При первичном визуальном осмотре товара, Заказчиком были выявлены существенные недостатки и брак всего товара, о чем указано лицам, осуществившим доставку товара, а именно:
- неоднородная окраска (местами не прокрашено);
- на внутренней стороне сидения не прокрашены лаком;
- глубокие заусенцы на передней части сидения (травмоопасно);
- сколы древесины на спинках стульев;
- пластиковые заглушки не прокрашены.
Товар Поставщиком не отгружен, документация на товар, подлежащая предоставлению в день поставки товара Поставщиком не представлена.
Таким образом, результат исполнения контракта не может быть принят Заказчиком.
В свою очередь на заседании Комиссии Управления представитель Исполнителя пояснил, что 14 декабря 2022 года между ГБОУ Школа N1494 и Индивидуальным предпринимателем Миновской Т.Л. был заключен Контракт N 171/22 МИН на поставку дошкольной мебели (стулья в актовый зал и в групповые комнаты) для нужд ГБОУ Школа N1494.
Указанная в технических заданиях к вышеуказанным контрактам мебель была ИП Миновская Т.Л. приобретена и готова к поставке в соответствии с условиями контрактов. Однако, Заказчик длительное время не готов был ее принять.
12 апреля 2023 года в адрес ИП Миновская Т.Л. заказчиком было направлено письмо (исх. N01-699/23) о том, что последний готов принять поставку товара по вышеуказанным контрактам 13 апреля 2023 года с 9-00 до 17-00.
Первая партия товара была доставлена Заказчику в установленное письмом время, однако, Заказчик отказался принимать товар.
14 апреля 2023 года в адрес заказчика был направлен запрос о разъяснениях причин непринятия товара.
17 апреля 2023 года от Заказчика был получен ответ (исх.N01-736/23) о том, что при первичном визуальном осмотре товара были выявлены недостатки и брак всего товара, а именно:
неоднородная окраска;
- на внутренней стороне сиденья не прокрашены лаком;
- глубокие заусенцы на передней части сиденья;
- сколы древесины на спинках стульев;
- пластиковые заглушки не прокрашены.
В данном случае имеющие якобы место недостатки товара были выявлены Заказчиком путем предварительного визуального осмотра, без проведения экспертиз, что не может являться основанием для отказа в принятии товара.
Комиссия Управления отмечает, что у приложенных, Заказчиком, в материалы дела фотографий поставленного товара отсутствуют дата и время произведения данных фотографий, ввиду чего Комиссия Управления не может сделать однозначный вывод о том, когда данные фотографии были сделаны.
Также Комиссия Управления отмечает, что Заказчиком не представлены на обозрение Комиссии документы подтверждающие проведения экспертной оценки поставленного товара.
При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Исполнителя направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта.
По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта.
Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены.
Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России
РЕШИЛА:
Отказать ГБОУ "Школа N 1494" во включении сведений в отношении ИП Миновская Т.Л. в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации.
Председательствующий Комиссии Управления: |
|
Д.А. Аносов |
Члены Комиссии Управления: |
|
А.А. Луневич |
|
А.А. Белолипецкая |
Исп.Луневич А.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 апреля 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.05.2023