Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - заместителя начальники отдела проверок государственных закупок А.С. Спиряковой,
Членов Комиссии:
Н.А. Гришиной - специалиста 1 разряда отдела проверок государственных закупок,
И.А. Полякова - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок,
в присутствии представителей ООО "Вайтех": С.В. Храпача (доверенность
N 1 от 16.08.2022), ГБОУ г. Москвы "Школа N 1191": А.А. Ульянова (доверенность N 2 от 17.04.2023),
рассмотрев обращение ГБОУ г. Москвы "Школа N 1191" о включении сведений в отношении ООО "Вайтех" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Комиссией Управления установлено, что согласно решение Арбитражного суда г. Москвы по делу NА40-214560/22-149-1655 от 27.12.2022 решение Управление ФАС России по г. Москве от 17.08.2022 N077/10/104-12368/2022 признано незаконным.
Так, в решении Арбитражного суда г. Москвы по делу NА40-214560/22-149-1655 от 27.12.2022 указано следующее.
Между Заказчиком и Исполнителем (ООО "Вайтех") по результатам проведения аукциона в электронной форме N 0873500000821000283 был заключен гражданско-правовой договор бюджетного учреждения от 04.03.2021 N1191-0873500000821000209 (далее -Контракт).
В соответствии с п. 1.1. Исполнитель взял обязательства по заданию Заказчика оказать услуги транспортные по перевозке школьников (далее - Услуги) в объеме, установленном в Техническом задании (приложение N1 к Контракту, являющееся его неотъемлемой частью) (далее - Техническое задание), а Заказчик обязался принять результат оказанных услуг и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом. Цена Контракта составляла 197 110,88 руб. в том числе НДС 20 %. В соответствии с п. 3.1 сроки оказания услуг по Контракту установлены в соответствии с Техническим заданием: с "01" сентября 2021 г. по "30" июня 2022 г.
Согласно п. 2.1 Технического задания Исполнитель обязуется по заявкам Заказчика осуществлять организованную перевозку группы детей и сопровождающих их лиц в соответствии с требованиями нормативных технических и нормативных правовых актов, указанных в пп. 7.1 - 7.13 Технического задания. Заблаговременно (за 3 месяца), 28.03.2022 на электронный адрес Исполнителя, указанный в Контракте, Заказчиком была направлена заявка на оказание услуг Исполнителем 25-26 июня 2022 г. с указанием маршрута движения, количества пассажиров, места подачи автобуса, даты поездки, а также с приложением пакета документов.
Исполнителем не выполнена заявка Заказчика, услуги по перевозке школьников 25-26 июня 2022 г. не оказаны.
Заказчик неоднократно уведомлял о потребности в услугах: заявки по форме Контракта направлялись в адрес Исполнителя 28.03.2022, 17.05.2022, неоднократно направлялись уведомления исполнить обязательства по Контракту (исх. N259 от 13.05.2022, N290 от 24.05.2022, N303 от 26.05.2022, N305 от 26.05.2022, N312 от 30.05.2022).
Исполнитель отвечал на письма Заказчика (исх. N18 от 13.05.2022, Nб/н от 25.05.2022, N24 от 26.05.2022), что подтверждает его информированность о необходимости Заказчика в оказании услуг. В ответах ООО "Вайтех" содержалась информация о неправильно оформленных заявках на перевозку. Вместе с тем, форма заявки содержится в Контракте и соблюдалась Заказчиком.
Так, Исполнитель направил в адрес Заказчика письмо от 13.05.2022 N18 о невозможности исполнения заявки на перевозку детей с 19.00 25.06.2022 по 06.00 26.06.2022. 26.05.2022 в 16.27, 17.09, 18.25 Исполнитель в ходе переписки просил ГБОУ города Москвы "Школа N 1191" привести в соответствие с Техническим заданием заявку, откорректировав время поездки, чтобы исключить организованную перевозку группы детей в ночное время, а также предоставить надлежащее оформленные списки школьников, необходимые для направления в ГИБДД для согласования организованной перевозки группы детей более 1 автобуса.
31.05.2022 Исполнитель уведомил Заказчика о невозможности исполнить заявку от 28.03.2022, в связи с прямым запретом, содержащимся как в Техническом задании, так и в п. 12 Правил перевозки организованных групп детей.
31.05.2022 Заказчик направил откорректированную заявку Исполнителю. 01.06.2022 Исполнитель запросил у Заказчика уточнение по виду перевозки школьников, т.к. в ней указана, что планируется перевозка школьников на Выпускной вечер, организация которой предполагает дополнительные мероприятия по техническому осмотру автобусов и их проверки кинологической службой МВД. 01.06.2022 Заказчик подтвердил, что планируется перевозка школьников на Выпускной вечер. 01.06.2022 Исполнитель, с учетом требований нормативных актов об особенностях перевозки школьников на выпускной вечер, запросил Заказчика, что, если планируется перевозка школьников на Выпускной вечер, то почему в заявке указана Экскурсия.
01.06.2022 Заказчик подтвердил формат перевозки - Выпускной вечер. 01.06.2022 Исполнитель попросил Заказчика откорректировать заявку, указав цель перевозки "Выпускной вечер", вместо "Экскурсия" и предоставить документы, необходимые для запроса сопровождения ГИБДД, т.к. в организованной перевозке детей планировалось использование 3 автобусов. 02.06.2022 Заказчик запросил Исполнителя на предмет пункта Контракта, определяющего порядок предоставления документов.
02.06.2022 Исполнитель сообщил Заказчику, что последний неправильно оформил заявки - к заявке на 25.06.2022 не прикреплен список школьников и сопровождающих их лиц, перевозка организованной группы детей не может быть исполнена по заявленному времени, т.к. для ее подготовки необходимо дополнительное время на специальный технический осмотр автобусов, включая осмотр кинологами, будет нарушен режим труда и отдыха водителей, документы на сопровождение автобусов готовит организатор перевозки, которым является Заказчик.
02.06.2022 Заказчик направил откорректированные заявки Исполнителю. 03.06.2022 Исполнитель вновь проинформировал Заказчика, что не может исполнить заявку, т.к., с учетом вида предполагаемой перевозки, ему придется допустить нарушение законодательства - режим труда и отдыха водителей, безопасная перевозка организованной группы детей.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 3 Федерального закона от 02.07.2021 N360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N360-ФЗ) с 1 января до 1 июля 2022 года: в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик: а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе; б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона N360-ФЗ; в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 28.07.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением ООО "Вайтех" существенных условий Контракта (далее - Решение).
Заказчик надлежащим образом уведомил Исполнителя о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта. На основании части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считался расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
При этом, в соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 названной статьи закона.
Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Между тем, Заявитель не устранил выявленные и зафиксированные нарушения, связанные с выполнением своих обязательств по Контракту, в связи с чем у Заказчика отсутствовали правовые основания для отмены собственного решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, поскольку его условия Заявителем выполнены не были.
В то же самое время, в силу ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном названным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом, согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе закупок в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 названной статьи закона.
Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно правовой позиции Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 12.03.2020 N308-ЭС19-23241 следует, что из части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, одним из оснований включения сведений о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) в реестр является существенное нарушение ими условий контрактов, приведшее к расторжению контракта на основании решения суда или вследствие одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, при решении вопроса о включении сведений о поставщике в реестр антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт неисполнения (ненадлежащего) исполнения своих обязательств поставщиком и является ли это нарушение существенным. Доказательств совершения Исполнителем действий, направленных на исполнение государственного контракта, а также доказательств устранения нарушений, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в подтверждение своей добросовестности Исполнителем в антимонопольный орган не представлено.
Кроме того, в последующем в целях организации транспортного обслуживания выпускников, Заказчик 06.06.2022 провел котировочную сессию на Портале Поставщиков N9325720 на аналогичные услуги.
С победителем котировочной сессии - ООО "Вайтех" 09.06.2022 был заключен гражданско-правовой договор N121-1191-22, согласно которому стоимость услуг составила 9 082,5 руб. за час (против 1 237,97 руб. за час по условиям Контракта). Услуги были оказаны ООО "Вайтех" без предъявляя претензий к Заказчику в отношении некорректности заявок и целей поездок.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном Законом о контрактной системе порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "Вайтех" (127030, ГОРОД МОСКВА, НОВОСЛОБОДСКАЯ УЛИЦА, 10/9, СТР.5, ИНН: 7707546870, КПП: 770701001), генерального директора (Талыбов Руслан Александрович, ИНН: 504701930630), учредителя (ГРИГОРЬЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ, ИНН: 773316273116) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Вайтех" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок.
3. Сведения о недобросовестном поставщике исключаются из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня их внесения.
Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
Председатель комиссии |
|
А.С. Спирякова |
Члены комиссии: |
|
Н.А. Гришина |
|
|
И.А. Поляков |
Исп. Спирякова А.С. |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 2 мая 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2023